Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

Другое

Есть место в Старом городе Иерусалима, Еврейский квартал, где круглосуточно рыдают, празднуют или возносят молитвы, клятвы, и куда можно прийти в любой момент бесплатно и в скромном одеянии (но без домашних животных) и даже станцевать.

Под ним находится Святая Святых, а над ним возвышается Купол мира. Самая известная стена на планете, символ оставшегося от прошлого, который хотят возродить – Стена плача – и сегодня остается одним из мест, куда стремятся иудеи.

Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

Что такое Стена плача

«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:1-2).

В иудаизме этот объект, известный еще и как Западная стена, не является собственно святыней, потому что для евреев настоящей святыней остается ветхозаветный второй храм, построенный вместо первого, на Храмовой горе, вокруг ее западного склона в Старом городе Иерусалима. Стена плача для них – это, скорее, слезная память. 

Но название такое теснейшим образом связано с трагическими событиями. Ведь этот фрагмент стены Храмовой горы, оставшийся единственным нерушимым, – это все, что осталось после пожара и разрушения ветхозаветного Храма римскими легионерами в Первой Иудейской войне в 70-м году нашей эры, предсказанного Христом.

И хотя это не святыня, как таковая, евреи все же очень трепетно относятся к этому месту.

Почему так называется?

Историки и археологи утверждают, что название, известное нам, как «Стена плача», можно называть условным. Наверное, многие, кто отправляется туда в паломничество, даже не догадываются о том, что вовсе и не евреи дали такое название этой конструкции из камня.

Исследователи говорят, что ее не случайно так назвали: сюда ежегодно приезжают сотни тысяч паломников (как местные жители, так и туристы), чтобы помолиться. Отсюда, из-за священной и эмоциональной значимости коллективного плача еврейского народа по своему утерянному дому и незавершенному мессианскому будущему, и название. Этому есть подтверждение.

В XIX веке британцы, наблюдая за плачущими о разрушенном Храме иудеями, назвали его остатки «Стеной Плача» (The Wailing Wall). А арабы, видя ту же картину, назвали иначе – «аль-Мабка», то есть «Место Стенаний». Это название в таком варианте вошло и в другие языки, включая русский.

Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

Кстати, иудеям категорически не нравится название «Стена плача». Поэтому они используют другой, иудейский, термин – «Западная Стена» (Котель Маарави), или «Стена» (Котель), у которой, кстати, есть даже свой официальный раввин (служащий культа в еврейской религиозной общине). 

Историческая справка

В Танах (название еврейской Библии) написано, что второй храм был построен в Иерусалиме и освящен в 516 году до нашей эры – через полвека после того, как вавилоняне разрушили первый храм, построенный Соломоном.

Ирод Великий, чтобы по-своему отстроить новый храм, вынужден был пуститься на хитрость. Если бы он не сделал этого, ему тогда пришлось бы идти на поклон в Рим, чтобы испросить разрешения. Вот он, чтобы потянуть время, и отправил туда своего гонца за разрешением. Сам же воспользовался моментом, и начал строительство.

Дело в том, что Ирод Великий задумал масштабный проект по расширению Храмовой горы, которая ценна для евреев пребыванием здесь Сына Божия. Это решение позволяло значительно увеличить площадь, в том числе плато, на котором задумывалась постройка.

Некоторые ученые предполагают, что расширения пространства Ирод добивался с тем, чтобы стало больше места для паломников, приезжающих в Иерусалим в больших количествах. То есть речь шла о совершении искусственного расширения квазиестественного рельефа. В итоге, Храмовая гора стала выглядеть так, какой мы сейчас ее видим, а Стена плача стала фрагментом опорной стены, которая поддерживала насыпь, используемую для увеличения пространства.

Когда гонец вернулся (а к тому моменту, как пишут источники, строительство было завершено), Ирод вздохнул с облегчением. Ведь ответное письмо поставило точку в его переживаниях.

В письме говорилось, что если еще он не начал стройку (как писал Октавиан Август), то не надо продолжать. Если начал – лучше все разрушить. Ну, а если достроил – оставлять, как есть.

Стену стенаний построил не царь Ирод?

Да, не так давно мир узнал сенсационную новость о том, что, оказывается, царь Ирод – не единственный создатель Стены стенаний. По словам израильских археологов, строительство продолжалось и по его отходе из жизни.

Историк Иосиф Флавий в своих трудах тоже писал, что строительство было окончено при правнуке Ирода – царе Агриппе II.

Потом, после разрушения храма, Стену еще долго надстраивали. Так, в VII веке, когда правила династия Омейядов, она увеличилась на 4 слоя, ведь нижние ряды Иродовой кладки постепенно накрывала земля.

14 слоев кладки появилось в Оттоманский период. Потом, в середине XX века, еще 3. В данный момент Стена состоит из 45 надземных и подземных слоев, из которых только 7 относится к периоду царствования Ирода.

Были периоды, когда иудеев не допускали к Храмовой горе – например, в 1948 году, когда ее контролировала Иордания. Около 20 лет иудеев не пускали к Стене плача. Ситуация изменилась, когда в 1967 году израильские войска возобновили здесь молитвы, завоевав Старый город.

Как выглядит Западная стена

Итак, физически Стена плача представляет собой остаток древней конструкции, то есть как бы большую по размерам синагогу под открытым небом. На самом деле, это не часть того самого, знаменитого ветхозаветного храма.

Уцелевший фрагмент является фрагментом укреплений на западном склоне, которые подпирали Храмовую гору, и которые были выполнены для образования ровного плато на уровне пика горы Мориа. Длина конструкции, чей фасад смотрит на площадь в Еврейском квартале Старого города, 57 метров. Но на самом деле, протяженность наземной части составляет 488 м. Просто ее не видно из-за домов, плотно пристроенных на склоне и прикрывающих ее.

Пишут еще об одном южном фрагменте стены (80 м длиной). Второй объект, восьмиметровая часть, называемая Малой стеной, расположена в Мусульманском квартале, рядом с Дамасскими воротами.

Что касается высоты объекта, то она составляет (в районе площади) около 32-х метров, из которых только 19 метров открыто взору, а остальное находится в земле.

Еще одна деталь. Стена строилась из огромных обтесанных и очень плотно подогнанных друг к другу известняковых блоков без использования какого-либо скрепляющего раствора.

Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

О молитве у Стены

Это сейчас к месту, где связь со святостью ощущается ярко, и каждый может найти свой способ выражения веры и почтения, едут тысячи евреев и туристов, чтобы помолиться, оставить записки с просьбами божественным силам.

А в первые века после того, как храм был разрушен, иудеи пешком шли помолиться на Масленичную гору – с ее вершины хорошо просматривалась Храмовая площадь.

В V веке иудеи начинают молиться у Стены плача, оплакивая разрушение своей святыни, храма. Вот так она и превратилась в место, которое стало символом былой мощи Израиля и упования на его будущее.

Евреи собираются здесь 9 Ава (начало августа), ведь на это число у них выпадает день национального траура, чтобы оплакать разрушение храма, почитать особые молитвы, а также Книги – пророка Иеремии и Плач Иеремии.

Кстати, в десятое воскресенье после Троицы в Древней христианской Церкви поминали трагическое событие – разрушение Иерусалима. Но в наше время об этой традиции никто не вспоминает.

О чем скорбят и просят иудеи

Стена эта стала местом для молитвы и плача, где люди ищут утешения; местом, где они выражают радости и страдания, сбрасывая свои тяжкие бремена и молясь.

Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

Евреи оплакивают погубленные храмы и молят о возрождении величия Израиля. Интересно, что оба храма были разрушены были в разные годы, но в один день. И, согласно Священным Писаниям, все это неслучайно произошло.

Первый храм бы разрушен за то, что евреи поклонялись иконам, а также за кровопролитие и кровосмешение. Второй раз храм пострадал за междоусобную войну без причин. Иудеи до сих пор не имеют храма, и они встречаются сегодня для молитвы в синагогах и молитвенных домах. Многие плачут там, вспоминая болезнь, утрату или совершившееся горе. Другие приходят, чтобы поблагодарить Бога за благословения и рационализировать свои радости.

О чем просят евреи? О самом разном. Начиная простыми житейскими ситуациями и заканчивая глобальными проблемами, которые мешают жить людям всей земли. Они сначала кладут бумажные записки в швы между каменными блоками, растрескавшиеся от времени, потом молятся или молчат.

Как молятся

У Стены раздаются молитвы на разных языках. Все молятся по-своему. Одни – медленно покачиваются (эта старая традиция, позволяющая человеку отстраниться от всего пустого, зародилась в средние века). Другие – прижимаются лицом к стене, надеясь, что услышат тут же ответ на свои мольбы. Порой тут слышатся плач и рыдания.

Паломники часто читают псалмы у Стены. А в посту, установленном в память разрушения обоих храмов, они сидят на земле и читают Плач Иеремии, напевают траурные мотивы.

Евреи считают, что молятся крепко, и поэтому уверены, что их молитва сильна до такой степени, что даже дождь в засуху пойдет, а если записочку с молитвой вложить в Стену, верующий любого вероисповедания получит просимое. Поэтому во всех щелях сооружения находятся записочки с просьбами.

К слову сказать, среди тех, кто пишет эти послания, меньше всего людей религиозных. Большая часть из них – туристы и экскурсанты из Израиля и прочих государств.

Обычаи и традиции, связанные со Стеной плача

Чтобы эти записки (а их вкладывается ежегодно не менее миллиона), нашли свое место в щелях Стены и в ее туннеле, люди чаще всего в составе экскурсионных групп едут сюда со всех концов земли.

Но если у кого-то нет такой возможности, они пишут свои молитвенные послания и отправляют раввину Западной стены. В Израиле даже сервис создан по передаче записок факсом или по интернету.

Но и почта Израиля доставляет молитвенные прошения к Стене плача, как только накопится определенное количество. За этот процесс отвечает тот же раввин, Шмуэль Рабинович, который размешает письма эти в щелях и расщелинах конструкции.

Записки нельзя выбрасывать. Поскольку их большое количество, то два раза в году их перезахоранивают в гнизе на еврейском кладбище, которое есть на Масличной горе. Так поступают, поскольку у них есть правило в отношении священных текстов с упоминанием имени Бога. Но надо знать, что эта иерусалимская традиция, с записками, не нова и не единственная.

Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

Так, один еврейский путешественник, посетив Эрец Исраэль в 1168 году, рассказал потом, что, кроме записок, у иудеев был еще один обычай – перед дальней поездкой гвозди вбивать между камнями Западной стены. По возвращении, они вынимали этот своеобразный талисман, который охранял их, пока они были в дороге.

А вот и другое поверье. Оно заключалось в том, чтобы выбить на камне Стены имя болящего или того, кто нуждается в помощи Неба. На камнях и сегодня можно увидеть порядка 40 сохранившихся таких надписей. Иерусалимские же раввины, осуждая подобные традиции, убеждали в том, что они оскверняют святыню, и советовали писать имена и просьбы к Богу в записках и вкладывать их в Стену между камней.

Здесь, на площади, отмечаются также и различные торжественные события. Например, торжества на День Независимости, в День Иерусалима. Тут же новобранцы ЦАХАЛ приносят присягу. Тринадцатилетние мальчики (бар-мицва) и девочки (бат-мицва) впервые начинают читать Тору.

Что можно и чего нельзя делать возле Стены

О правилах. В иудаизме женщинам запрещено молиться вместе с мужчинами. Поэтому место для молитвы на площади поделено на мужскую (слева) и женскую (справа) части.

Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

Голова замужней женщины должна быть покрыта платком или другим головным убором. Ее руки должны быть по локоть прикрыты одеждой, а ноги ниже колена – юбкой или платьем. Поэтому сюда не приходят в открытых нарядах.

Женщина не имеет права (вплоть до ареста) читать вслух во время молитв свитки Торы, пользоваться покрывалом «талит» или трубить в рог «шофар».

Что касается правил поведения в синагоге, то здесь рекомендуется вести себя достойно, не делая замечаний раввину во время выступления, не разговаривая громко, чтобы не мешать молитве кантора. Чтобы маленькие дети не мешали, евреям не советуют их брать с собой сюда.

К Стене подходят и люди другой национальности, но только при условии соблюдения дресс-кода. Так, на голове у мужчины должна быть кипа (ермолка), а женщины – скромно одеты.

Кстати, здесь не всегда звучат молитвы, плач и рыдания. По праздникам и в субботы мужчины танцуют со свитками Торы, веселятся. Женщин это не касается – они молятся. А вот фотографироваться возле Стены можно в любое время, кроме шабата.

Значение Стены плача для иудеев

Для современных евреев значение этой Стены в Иерусалиме велико. Для многих последний оставшийся фрагмент второго храма, разрушенного римлянами в 70 году, стал святым местом и напоминает о боли и трагедии исторического прошлого, а также о надежде на будущее восстановление святого храма. Ведь Стена плача является своего рода нитью, которая связывает их с прошлым и будущим, давая надежду на восстановление и благополучие. Поэтому здесь современные евреи могут прочувствовать связь с историей своего народа и испытать духовную силу.

Здесь, перед Стеной стенаний, они молятся, плачут и просят прощения за содеянные ошибки, как личные, так и общественные. Многие приходят сюда, чтобы найти утешение и мудрость в тяжелых жизненных ситуациях, выражая свои надежды, мечты, исповедуясь и прося помощи.

Этот объект стал местом для еврейского народа, где они могут отдать дань уважения прежним поколениям и просить помощи для будущих поколений. Он также символизирует единство еврейского народа и их прочную веру в Бога.

Таким образом, Стена стенаний имеет огромное значение для современных евреев. Она является местом покаяния, утешения и молитвы, символизирующим их веру и надежду на лучшее. Здесь они находят духовное сопровождение и вдохновение, чтобы преодолеть трудности жизни и преуспеть в духовном развитии.

Кстати, Стена играет роль не только в духовной жизни евреев, но и в привлечении миллионов туристов каждый год, являясь памятником истории и культуры Израиля.

Как смотрят на Стену плача религиозные конфессии

Сюда, в сердце Иерусалима и Израиля, приходят не только иудеи, но и представители разных народов. Но их взгляды совершенно противоположны, из-за чего иногда бывают конфликты.

Иудаизм

Почти все евреи (и верующие, и светские) считают этот объект важным центром иудаизма. Но, например, ультраортодоксы, те же сатмарские хасиды, говорят о том, что святость Западной стены унижена тем, что израильскими властями она превращена в объект туризма.

Стена плача в Иерусалиме: о чем плачут и молятся евреи

Есть противоречия и в отношении правил восхождения на Храмовую гору. Если в середине XX века евреям не разрешалось подниматься туда, то сейчас многие все чаще говорят об обратном. Однако большинство ультраортодоксов и некоторые религиозные сионисты категорически против подъема.

Это свое мнение они объясняют законами Торы, предписывающими находиться на Храмовой горе только в состоянии полной ритуальной чистоты. Но этот процесс заключается в очищении над пеплом рыжей коровы, а, значит, его реализация практически невыполнима.

Христианство

И здесь тоже все не так просто. После того, как Иерусалим в IV веке перешел к христианству, говорят некоторые историки, они перенесли «место почитания» в сторону Храма Гроба Господня.

В наше время сюда многие христиане приходят, включая и Папу Иоанна Павла II, и Папу Бенедикта XVI, которые молились тут и записки молитвенные оставляли. Тут бывали и знаменитости.

Но существуют и христианские сионисты, которые настаивают на строительстве третьего храма, которое якобы гарантирует Второе Пришествие.

Мусульмане

Они во все времена пытались отстоять свое право на Западную стену, аргументируя это тем, что Бурака, своего крылатого коня, пророк Мухаммад привязывал именно в этом месте.

А подкрепляют эти свои домыслы наличием на месте первого храма мечети Куббат ас-Сахра с выступающим камнем, с которого Мухаммед на Бураке якобы вознесся на небо.

Однажды египетский мусульманский авторитет, муфтий Насра Фрадид Вассел, заявил о том, что Стена плача навеки дарована исламу, ведь является фрагментом западной стены мечети Аль-Акса.

Как относиться к Стене плача православным?

Никак. Это чужая святыня, вот пусть и молятся иудеи перед ней. Мы же помним, как Господь предупреждал нас о том, что придет время, когда люди будут молиться не в Иерусалимском храме и не на горе, как самаряне, а повсюду. Мы, православные, молимся каждый в своих храмах.

Священники не рекомендуют посещать мечеть и синагогу, и уж тем более, плакать у Стены стенаний. Это верующие иудеи пишут записки Богу, что является формой их молитвы. А у нас, православных, есть на этот счет канонические нормы в Апостольских правилах:

«Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного». 

Кроме того, посетителей здесь пропускают через КПП. Здесь ваши сумки досмотрят и предложат не только кипу на себя надеть, но и крест православный снять с груди. А это отречение от Христа.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.