Роль этих византийских архиепископов, богословов и общественных деятелей в формировании христианской догматики, богослужения и церковной жизни, как таковой, сложно оценить. Достаточно сказать, что Евхаристический канон двух чинов Божественной литургии, совершаемой ныне в Русской Православной Церкви, были созданы двумя из них. Это литургия святителя Иоанна Златоуста и литургия святителя Василия Великого.
12 февраля в Русской Православной Церкви – соборный праздник этих великих вселенских учителей и святителей. Почему их память отмечается в один день? Чем заслужили святые такой чести? Чему учили, и почему они – «вселенские»?
История установления праздника
В Константинополе в XI веке в правление императора Алексея Комнина долго велись споры о том, кто из этих трех святых больше достоин почитания.
Представители одного лагеря (так называемые василианы) ратовали за Василия Великого, видя в нем «возвышеннейшего витию», создателя монашества, главу Церкви в борьбе против ересей и строгого, требовательного пастыря, и доказывали, что святой Василий превзошел Григория Богослова и Иоанна Златоуста в делах, слове, и что за свои добрые свои дела он подобен Ангелам.
Другие (иоанниты) не соглашались с этими аргументами, и, защищая Иоанна Златоуста, пытались доказать, что он достоин не меньше, чем святитель Василий, такого почитания. Ведь златоустый пастырь, непревзойденный в красноречии, лучше всех мог бороться с пороками, звать грешников к покаянию и жизни по евангельским заповедям, толковать Священное Писание и т.д.
А третья группа (григорианы) болела за признание главным среди трех святителей Григория Богослова, который, по их мнению, лучше остальных сумел освоить мудрость и красноречие греческого мира, достигнуть высочайшего уровня в созерцании Господа, изложении учения о Святой Троице и т.п.
Видение Иоанну Мавроподу
Так долго не могло продолжаться, ведь противостояние захватило весь город. Спорам с перебранками, казалось, не будет конца. Но решилось все в один момент – когда благочестивый Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, увидел во сне сначала каждого в отдельности святителя, а потом всех вместе.
Святые в один голос заявили, что среди них нет ни первого, ни второго, ни третьего, ведь каждый писал и учил всему, что необходимо для спасения. А посему, лучшее, что можно сделать в этой ситуации, – это объединить их памяти в один праздник, составить для него службу, передать ее христианам, чтобы память их почитали каждый год в один день.
Святитель Иоанн Мавропод тут же рассказал людям об этом откровении. В силу уважения к митрополиту, враждующие группировки примирились, и попросили его составить службу общего праздника трех святителей с посвященными каждому святому песнопениями. Иерарх откликнулся всем сердцем на этот призыв, и отвел этому празднику 30-й день января (по старому стилю, по новому – 12 февраля).
С того самого момента светильники Церкви – навсегда вместе. Втроем они не только в объединенном празднике, Соборе трех святителей, но и на иконах, в богослужениях и молитвах.
Краткие жития святителей
Им в истории Церкви была уготована особая миссия – цивилизационная и культурно-историческая. Ведь Василий Великий, Григорий Богослов (двое из великих каппадокийцев, основным вкладом которых в богословие стало создание учения о Троице) и Иоанн Златоуст жили и проповедовали примерно в одно время – в IV-V вв.
Это был очень непростой, переломный час, когда столкнулись традиции – языческая и христианская. Вроде прекратились государственные гонения, но везде по-прежнему работали языческие храмы, активно сеялись мистические культы, развивались ереси. Кому-то надо было просвещать все сферы жизни людей христианством и доносить им истину про Господа. За это, как и за борьбу за чистоту веры, единство Церкви и против ереси Ария (и других ересей) включились, не обращая внимания на лишения и притеснения, и демонстрируя примеры беспримерного подвига служения Господу Богу, святители – каждый на своем месте.
Что их объединяло
Все трое внесли огромный вклад в прославление Иисуса Христа и популяризацию веры. То, что они, обожаемые паствой, называются Вселенскими, только подчеркивает их огромную роль в истории религии и всего мира.
Все они были хиротонисаны во архиепископа. Василий Великий был Кесарийским Каппадокийским архиепископом, а Иоанн Златоуст и Григорий Богослов – Константинопольскими. И все трое оставили после себя серьезнейшие богословские труды разных масштабов, ставшие позднее каноническими.
Кстати, святителей связывает не только это, что подтверждают патрологи, сообщая нам другие детали.
Василий Великий
Предки святителя – мученики и исповедники, были христианами, которым довелось пройти эпоху гонений. Он принадлежал к аристократическому роду, обладавшему большими территориями и собственностью. Это открывало возможности к получению первоклассного образования.
Василию Великому науки преподавали лучшие учителя Кесарии Каппадокийской и Константинополя. Обогнав в книжной мудрости многих из них, и даже учителей древности, будущий архиепископ Кесарии и борец с ересью арианскою легко освоил другие науки – философию, красноречие, науку, которая учит истинной христианской деятельности, и т.д.
Чтобы поставить точку в своем образовании, Василий посетил Афины. На тот момент город являлся интеллектуальным центром античности. Здесь молодой человек и познакомился с другим святителем, Григорием Назианзиным – будущим богословом и другом.
Студенты подружились и, осваивая риторику, другие предметы, проводили вместе время. Навсегда сохранив эти отношения, они помогали друг другу в дальнейшем, изучая труды философов в монастыре (Понте), основанном святым Василием, учась молитве, изучая Священное Писание и пр.
После Афин Василий вернулся на родину и работал учителем. Познакомившись с подвижниками, подражал им, и уединился в своем поместье с Григорием и другими, ищущими уединения и молчания, людьми. Позднее принял священный сан.
Автор канонических молитв (в т.ч. пятой и шестой молитв утреннего правила), множества проповедей и монастырских уставов, составитель самой торжественной литургии, проводил добродетельную жизнь, упражняясь в нестяжательности, посте, целомудрии и погружении людей в богословие. В трудные времена он продал часть имущества, чтобы помочь нуждающимся.
В те времена расцветала ересь арианства, которую поддерживал император Валент, притесняющий православный епископат. Святитель Василий не поддался уговорам самодержца и не давал покоя еретикам, держась своей линии.
В бытность свою митрополитом Кессарии Каппадокийской, он отправил в важные города на епископскую кафедру преданных ему людей, в т.ч. (младшего брата) Григория Нисского и ближнего своего соратника Григория Богослова, которого буквально уговорил стать епископом Назианза.
Скоропостижно скончался в 49 лет.
Григорий Богослов
Семья сомолитвенника Василия, Григория Богослова, епископа Сассимского и Назианзинского, а потом архиепископа Константинопольского, была религиозной – глава семейства был епископом Назианзским в юго-западной Каппадокии.
Отец и сына своего, будущего аскета и исповедника, который впоследствии вошел в когорту Каппадокийских отцов Церкви, воспитал в благочестии и чистоте (все члены этой семьи были канонизированы).
Рукоположение во епископы придуманной для него Василием Великим кафедры принял тяжело и болезненно, потому что стремился к безмолвию и уединению, работе с рукописями и поэтическими сочинениями, а не с людьми; к размышлению о главном, о Боге.
Он прожил жизнь, полную потрясений и невзгод, но был, как и остальные два святителя, чист и свят своей жизнью, сумел раскрыть самую суть христианской веры. Побеждая всех своею мудростью в спорах и истолковании догматов веры, святой достиг больших высот в сфере богословия. За что и был прозван Богословом.
Проповедуя Христа и утверждая православие, он несколько лет пробыл в статусе святителя в Константинополе, где по его первом приезде сосредоточилось настоящее гнездо еретиков (которым он в одиночку противостоял), и где он написал большую часть своих творений (святителя по ошибке принимают за составителя литургии Преждеосвященных Даров).
Святому, с его кротким характером и глубокими знаниями, доверяли верующие, его ненавидели еретики. Но он победил. Правда, после признания его законным архиепископом на Соборе, святой сложил с себя полномочия и уехал на родину. Скончался в 60-тилетнем возрасте.
Иоанн Златоуст
Выдающийся толкователь Священного Писания, которого будут называть учителем всей вселенной и Златоустом, святой Иоанн был моложе «превосходнейших и блаженнейших Василия и Григория» почти на 20 лет. Возможно, не общаясь с ними, относился к ним не просто с огромным пиететом, но и часто используя их суждения, приводя в пример для подражания.
Выходец из самодостаточной христианской семьи, будущий архиепископ Константинопольский, богослов и проповедник, человек, смело обличавший сильных мира сего, родился в Антиохии.
Он рано стал подвизаться в уединении и экстремальных подвигах благочестия, избегая священства, и подорвал здоровье. Вернувшись домой, таки принял священный сан, и какое-то время прожил в Антиохии, активно помогая бедным и проповедуя в храме.
Потом его тайно, чтобы народ не возмутился из-за того, что пропал любимый пастырь (составлявший, кстати, достойную конкуренцию ипподрому, театру и другим развлекательным заведениям), отвезли в Константинополь, где он должен был занять пустующую кафедру.
Милостивый и исполненный ревности учительства, мудрый и благочестивый аскет, толкователь Священного Писания, убедительный и изумительный проповедник, обладающий даром слова и изящества речи, – его могли часами слушать тысячи человек.
Действия человека, который пошел на открытый конфликт, бесстрашно обличал пороки и видел спасение в обнищании ради Христа, вполне предсказуемо не нравились ни светским властям, ни церковным.
Руководствуясь ложным обвинением, незаконный Собор заочно лишил Иоанна Златоуста сана. И его так же тайно, как и привезли, увезли из столицы. И только беспорядки и возмущения преданной паствы, начавшиеся после этого, заставили власти ввести военное положение и вернуть иерарха на кафедру.
Но императрица Евдоксия скоро нарушила идиллию, установив свою статую в центре Константинополя и продемонстрировав свою власть. Иоанн Златоуст обличил этот шаг, и снова пришелся не ко двору.
Мятежного архиепископа решил наказать император, подписав указ о его окончательном отстранении и отправлении в ссылку. Скоро царица умерла родами, а сосланный в ссылку блестящий проповедник и обличитель грехов сильных мира в муках отошел ко Господу по пути в Пицунду.
Значение праздника
Праздник Собора трех святителей символизирует единство Церкви и уважение к учению святых отцов. И он является одним из значимых событий в Православной Церкви, посвященных трем великим мудрым учителям и заступникам пред Богом, которые служили примером преданности вере, глубокого знания Слова Божьего, любви к ближнему, и оказали огромное влияние на формирование христианской доктрины.
Собор объединяет в себе мудрость, богословие и пастырский труд выдающихся духовных лидеров, определивших ход богословской мысли и порядок богослужения в христианских храмах на многие века вперед, напоминает нам о важности их учения для каждого христианина и призывает следовать их примеру в стремлении к единению, духовному росту и благополучию человечества.
В этот день на специальном богослужении Церковь молитвенно восхваляет их труды по укреплению церковно-богословской науки, благодарит за вклад в укреплении веры и единства Церкви, за проповедь Христова учения. А верующие изучают их творения, стремясь принять уроки и вдохновение от их жизни и деятельности, испрашивают помощи в истинном разумении Святых Писаний.
Почитание
Почитание трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – является важным аспектом празднования Собора трех выдающихся церковных деятелей и учителей, отличавшихся глубокой верой, мудростью и просвещением.
Их неслучайно назвали столпами веры – когда будущее определялось далеко наперед, именно они сумели утвердить истинное христианство и показать всю его красоту и гармонию. И благодарные потомки, почитая их память, освящают храмы в их честь, пишут им иконы, слагают акафисты и т.д.
Дополнения к именам святителей оправдывают себя. Например, звание Великого говорит о величии учителя, воспитателя и теоретика.
Статус Богослова за историю христианства имели только евангелист Иоанн, святой Симеон Новый и святитель Григорий.
Ну, а Златоустого выдавали «золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного» (фраза из цикла публикаций «Нетленное наследие старообрядчества»).
Храмы имени трех святителей
Храм Трех Святителей – так называются православные церкви, освященные в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Так, Трехсвятительские храмы освящены в Кулишках (Москва), селе Запсковье (впервые упоминалась в 1397 году), поселке Белоомут Луховицкого района, деревне Волынщино Рузского ГО, селе Голоперово Ярославской области, деревне Елизарово Псковской области, селе Карачельское Курганской области и др.
Трехсвятские церкви освящены не только во многих российских городах и весях, но и в других странах мира – в Азербайджане, Белоруссии, Румынии, Франции и т.д.
Есть храмы в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в монастырях. Как, например, в Трехсвятском Спасо-Елеазаровском монастыре в Псковской области, основанном в 1425 году.
Освящен придел во имя трех святителей Спасо-Преображенского собора в Спасо-Каменном Преображенском монастыре на острове Каменный в Вологодской области.
В 1637-1639 годах усилиями молдавского господаря Василия Лупу был построен Ясский Трехсвятительский мужской монастырь Румынской Православной Церкви.
Иконы
За историю христианства многие выдающиеся личности (мученики, священники, богословы, и все, кто жизнь свою посвятил Богу), были прославлены в лике святых. Среди персон, почитаемых больше других, мы видим и трех величайших святителей, которых часто изображают на иконах вместе.
Иконография
Иконография Трехсвятских икон была явлена миру после того, как святым была составлена общая служба, и позже, чем появились отдельные изображения Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова (предположительно – с XI века). А сегодня эти образы, выполненные в разных техниках и материалах, можно увидеть во всех храмах православного мира.
Первым, дошедшим до нашего времени (датируется 1066 годом), общим живописным изображением стала икона в исполнении писца Студийского монастыря Федора, которая хранится в Британском музее Псалтири.
Как изображают трех святителей на иконах
Долгие годы классическое изображение икон, где святители всегда изображены вместе, не менялось. Почти все они узнаваемы и очень похожи, за исключением некоторых иконографических нюансов, указывающих на суть служения каждого святителя.
Вселенские отцы и учители всегда изображаются прямолично, фронтально, в полный рост (поясные иконы – редкость), и облачены в святительские одежды (крестчатые ризы) с полагающимися для их сана регалиями.
Традиционно иерархи держат в руке книги со Священным Писанием, свитки или, повернувшись друг к другу, одну Евхаристическую Чашу (как создатели разных чинов литургии).
Как правило, Иоанн Златоуст на иконе изображен в виде старца с крупными глазами, высоким лбом и окладистой бородой.
У святителя Василия Великого лик аскетический и длинная темная борода.
А Григория Богослова иконописцы изображают с мягкими чертами лица и короткой окладистой бородой.
Иногда Иоанн Златоуст изображается с крестом, символизирующим его мученическую кончину из-за воздвигнутых на него гонений.
Благословение Василий Великий и Григорий Богослов преподают именословно, а Иоанн Златоуст – двуперстно.
Именословное благословение: «Архиереи и священники преподают его десницею (первые могут и обеими руками), слагая персты (четвертый перст к большому) так, чтобы ими означались начальные две буквы имени Иисуса Христа: указательный означает I, средний палец – С, безыменный и большой – X, мизинец – С (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
Двуперстное благословение: по внешнему виду имеет сходство с именословным.
Есть еще одна деталь, которая использовалась иконописцами при написании образов святителей: их хоть и пишут вместе на иконе, но они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Этим подчеркивается значимость каждого из них.
Как правило, в центре образа изображен автор литургии, которая и в наше время используется во многих церковных службах, Иоанн Златоуст. Хотя существуют и другие варианты, включая изображение отцов Церкви в виде композиции из трех фигур, размещенных равносторонним треугольником.
Мощи
Святые-иерархи были любимы, почитаемы в Византии и окружены почитанием христиан разных конфессий, которые бережно хранили святыни, связанные с ними. Но в свое время крестоносцы похитили мощи из Константинополя, и они долгое время покоились в капеллах собора св. Петра (Рим).
А в 2004 году случилось невероятное. Часть останков святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста были возвращены в Константинополь, и пребывают в храме святого Георгия.
О чем просить в молитве
Перед Трехсвятской иконой часто просят помочь в учебе и научных изысканиях, защитить от гонений и несправедливости, подсказать правильное решение по сложнейшим вопросам, помочь жить в мире с другими и т.д.
Отдельно Григория Богослова просят помочь в деле укрепления веры, наставления иноверцев на православный путь. Обращаются и для вразумления сектантов и раскольников.
К Василию Великому обращаются, как правило, с просьбами помочь уберечь от зол и искушений, укрепить дух и целомудрие. Он также считается покровителем в науках и учении.
Святого Иоанна Златоуста просят помочь в исцелении души и тела, уберечь от обмана. Считается, что святитель помогает верующим не сбиться с верного пути.
Святителям составлены служба, акафист, тропарь, кондак и молитвы.
Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов единоравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2:
Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, прославляй святыя Твоя.