«И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк 10:2). Сказав это избранным последователям, Христос преподал им наставления по благовествованию Евангелия по всей вселенной, и те вышли на проповедь, рассеявшись по всему миру. Будучи епископами, некоторые приняли мученический венец, а другие мирно почили.
17 января Православная Церковь вспоминает не только окончание Рождественских святок. Несмотря на то, что у каждого из апостолов от семидесяти есть отдельные дни памяти, в этот день им совершается соборная память.
С чем связано это число – почему 70?
Мы не все знаем о том, сколь Священное Писание наполнено символизмом. В том числе и числовым, который присутствует на ее страницах. Откроем Библию, пролистнем несколько страниц, и обязательно заметим определенную закономерность в появлении некоторых чисел.
Например, 1, 2, 3, 4, 7, 10, 12, 40 и 70. Они не просто периодически появляются на страницах Библии, а имеют некое сакральное значение, корни которого уходят в Ветхий Завет. Например, последнее число 70. И тому есть доказательства.
Конечно, читая Библию, вряд дли кто-то делал это с карандашом или ручкой в руке только с тем, чтобы зафиксировать точное количество его повторений. Между тем, цифра упоминается в этой книге книг 106 раз. Во всяком случае, так утверждают исследователи, которые приводят примеры в пользу своих выводов. Так, если мы вспомним о количестве произошедших от праотца Ноя народов, то увидим цифру 70. В книге Бытия упоминается о семидесяти народах, произошедших от сыновей Ноя. В книге Чисел Моисей собрал «семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис 11:24).
Далее, в переводе Ветхого Завета на греческий (кстати, Септуагинта – это самый известный старый перевод Ветхого Завета) принимали участие семьдесят толковников. 70 учеников (Лк. 10:1,17) были назначены Христом, видимо, в соответствии с символикой 70-ти членов семьи Иакова (Исх. 1:5) и 70-ти старейшин иудейских (24:1; Чис. 11:16).
Спаситель явно избрал, кроме двенадцати ближайших Своих учеников, в последний год Своей земной жизни дополнительно семьдесят других апостолов не только потому, что число 70 считается символом завершения и полноты. Он хотел, чтобы к Его приходу в те города, куда разосланы были ученики, как можно больше людей узнало истину.
Апостолов было не 70
Известно о том, что в Новом Завете отсутствуют имена святых апостолов от семидесяти. Это подтверждает церковный историк Евсевий: «…имена (12) апостолов Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет».
Тогда откуда имена известны, если списков не существует? Нет, они есть. Более того, списков имен апостолов от семидесяти, оказывается, несколько версий. И посланников Божиих было не семьдесят. И даже не 72, а более пятисот. «Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников…» – писал епископ Кесарии Палестинской Евсевий (кстати, список из православного месяцеслова составлялся в V-VI веках, и об этих пятистах – ниже).
Все верно, у Христа было очень много последователей. И речь не только о Его двенадцати ближайших учениках-апостолах, и не об апостоле Павле, сыгравшем немалую роль в истории христианства и стоявшем особняком от остальных. Были и другие проповедники Евангелия, которых было предостаточно среди последователей Господа.
О том, что Христос перед последней проповедью дополнительно избрал для проповеди 70 Своих учеников, впервые рассказывает Священное Писание. Евангелист Лука следующим образом описывает это событие:
«После этого избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место» (Лк 10:1).
Мы понимаем, зачем и куда Господь посылал Своих последователей. Им надлежало, предварив Его приход, попасть в те населенные пункты, в которые Он Сам собирался прийти. Христос, объясняя причину их призвания, так и сказал: «…жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк 10:2).
Спаситель знал, что его ждет в ближайшем будущем, поэтому как бы спешил отправить в мир как можно больше тех своих последователей, кто смог бы провозгласить большему количеству людей Царствие Божие. Ведь это был последний год Его земной жизни.
Двенадцать апостолов, находясь рядом с Учителем, становились свидетелями Его жизни. А отправленные на проповедь семьдесят, которым Христос дал и силу исцелять болезни, и изгонять бесов, проповедуя в разных странах и городах, должны были возвещать учение Христа, готовить людей к Его приходу.
Увы, в силу разных причин и обстоятельств (историки говорят и про страх, и про малодушие, и пр.), многие (где-то пишут, что чуть ли не все семьдесят) из учеников, ставших свидетелями чудес, в дальнейшем отпали от веры и незадолго до искупительного пути Христа перестали следовать за Ним.
Евангелист Иоанн так и писал, что многие, решив уйти от Него, не ходили с Ним, и тогда Спаситель открыто спросил 12, не хотят ли и они отойти (Ин. 6:67).
Позднее количество Его последователей сократилось еще больше. Даже один из 12-ти апостолов предал Христа; апостольский состав восстановил Матфий (Деян 1:12-26).
Из семидесяти остались с Учителем лишь немногие. Скорее всего, предполагают историки, по этой причине и нет точного списка апостолов от семидесяти.
Кого мы чтим тогда?
Историки, отвечая на этот вопрос, утверждают, что миссия первых семидесяти апостолов (не в пример 12) была временной, а Новый Завет говорит еще и о втором, более широком, круге учеников Господа.
То есть апостолы от семидесяти – это апостолы в общем смысле, а Православная Церковь отмечает 17 января соборную память не тех 70 учеников, которых Спаситель послал вперед Себя, и которые разбежались, а именно тех семидесяти, которые остались при Нем: «…близ вольного страдания Господня умалишася зело ученицы Его, и едва кто от Седмидесяти остался при Нем…» («Жития святых», свт. Димитрий Ростовский).
Исследователи добавляют, что процесс восстановления числа семидесяти, хоть и не так скоро (в течение первого века), но осуществился. Лик святых апостолов восполнился преимущественно за счет тех, кто обратился ко Христу через проповедь двенадцати апостолов.
Другие от семидесяти
Сначала давайте вспомним, о чем писал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. К моменту Воскресения Христова, за Спасителем следовали уже не 70 учеников, ведь Он «явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1Кор 15:6).
Вот из этих первых пятисот в V-VI веках святые отцы и составили список новых апостолов от 70 (разные источники указывают другие цифры – 72 или 73, на самом деле, их все же больше). Самым ранним считается список святого Дорофея, епископа Тирского (361-й год).
Предание относит к лику 70-ти многих, причисленных позже. В список вошли упомянутые в Новом Завете (включая братьев Господних и остальных родственников Христа по Иосифу Обручнику), святые евангелисты Марк и Лука, ученики апостола Павла (в т.ч. Лука, Тимофей, Тит, Сила и пр. за их огромный вклад в миссионерские труды) и т.д.
Есть предположение, что не все из первых семидесяти окончательно отошли от Христа. Поэтому в списке других 70 и они могли оказаться. Известно, что все апостолы, вошедшие в лик семидесяти, святые. Из 12 святым не был только Иуда-предатель. Апостол Павел никогда не видел Иисуса Христа, и не входил в число ни 12, ни 70. Иудейский ученый-богослов, с ненавистью преследовавший христиан, однажды по дороге в Дамаск, где собирался устроить очередную разборку с верующими, резко изменился, поскольку был призван для проповеди.
Самые известные апостолы от семидесяти
Невозможно оценить их подвиги и заслуги (а это, кстати, были в большинстве своем простые люди, имеющие крепкую веру и терпение) в деле распространения веры Христовой. Ведь апостолы успели в самые короткие сроки благовествовать Евангелие по всей вселенной и покорить ее Христу.
Ополчившиеся против последователей воскресшего Христа и христианской веры иудеи и язычники всячески преследовали их. К ним примыкали все, кто не хотел отказываться от похотей сердца своего и озлобился против евангельского учения.
Но апостолы, не обращая внимания на притеснения и бесчеловечные пытки, продолжали свою миссию. Поэтому учение Христово победоносно распространялось по всему миру. Кто же эти апостолы? Обо всех мы не расскажем, укажем лишь на самых известных.
Святой Иаков, брат Господень, старший сын праведного Иосифа Обручника, сопутствовавший Богородице и Богомладенцу при бегстве в Египет, в этом лике числится первым. О нем упомянул апостол Павел в послании к Галатам: «… ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18-19).
Согласно преданию, братом Господним был наречен потому, что он, в отличие от братьев, поддержал отца, предложившего при разделе между сыновьями имущества выделить долю и Христу (этот факт интерпретируется разными источниками по-разному).
Именно Иакову, которого в народе называли праведным, Воскресший Иисус Христос явился отдельно. Именно он, став первым епископом Иерусалимским, обратил в христианство тысячи людей. И это он молил Господа простить фарисеев, которые сначала сбросили его с храмовой крыши, а потом побивали камнями. Умер Иаков от удара палицею по голове.
Святой апостол и евангелист Лука был сподвижником апостола Павла, его многолетним спутником и автором, кроме Евангелия, книги Деяний святых апостолов. Он изучал врачебное искусство и писал иконы. Его кисти приписывают образ Богородицы и апостолов Павла и Петра. В Третьяковской галере хранится Владимирская икона, предположительно авторства апостола Луки. Его, 84-летнего, гонители повесили на оливе.
Святой апостол и евангелист Марк написал каноническое Евангелие. Был сподвижником апостола Петра и племянником апостола от 70 Варнавы. Марк основал Александрийскую Церковь и написал одну из Литургий. Был варварски умучен язычниками.
Архидиакон Стефан был одним из семи первых диаконов, избранных 12-тью апостолами. Первым пострадал от радикально настроенных гонителей христиан, поэтому имеет статус первомученика.
Святой апостол Климент был учеником первых апостолов, епископом Рима, автором 2-х посланий к Коринфянам и книги «Апостольские постановления». Его тоже постигла мученическая смерть. Когда апостол был сослан в Крым и трудился в каменоломнях, он продолжал свою проповедь, пока гонители не утопили его в Севастопольской бухте.
Кто, за какие заслуги и зачем установил Собор 70 апостолов
Несмотря на то, что у каждого из 70-ти последователей Христа есть свой день в календаре, Церковь соборно поминает их всех за то, что они проповедали всему миру Евангелие и, главное, научили людей почитать Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную.
Установление праздника Собора было вызвано необходимостью подчеркнуть равную важность каждого из них в церковном почитании, что помогло исключить возможные споры об их почитании, ведь все они с честью потрудились на ниве благовестия.
Почитание
Православная Церковь, восхваляя семьдесят миссионеров Христовых, почитает особо и их мощи, которые покоятся в разных местах земного шара.
Так, частица мощей апостола Иакова, брата Господня, хранится на горе Афон, в русском ските святого Илии. Фрагменты святых мощей евангелистов Марка и Луки почивают в Киево-Печерской лавре.
Там же, на Афоне, в Покровском соборе русского Пантелеимонова монастыря, покоятся частицы мощей апостолов Варнавы, Фаддея, Прохора, Тимофея, Филиппа и архидиакона Стефана. Основная часть останков апостола Акилы почивают в римской церкви святой Приски.
Убитый в горнице Тайной Вечери святой Клеопа, епископ Иерусалимский, был тут же, на Сионе, похоронен, и мощи его были преданы земле. Частица мощей апостола Иуста находится в Почаевской обители.
Где хранятся мощи большинства из семидесяти апостолов – неизвестно.
В IХ веке Иосиф Песнописец представил канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых, который приняла Православная Церковь. Также святым написан тропарь и кондак.
Тропарь апостолов, глас 3-й
Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолов, глас 2-й
Христовых учеников лик седмьдесят божественно, вернии, в песнех восхвалим, теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную, и пребывают светильницы Божественныя веры.