Седмица 5-я Великого поста: сугубая пора покаяния

Праздники и посты

На пятой неделе Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Преподобная матерь Мария известна своим беспримерным покаянием. Оно было настолько глубоко, что бывшая грешница не просто изменила образ жизни, но до конца своих дней постилась, молилась и горько каялась о прошлой жизни, полной скверны и греха. Господь Иисус Христос не только милостиво принял покаяние блудницы, но восстановил ее поврежденное естество и утешил обильными дарами Святого Духа. Поэтому на 5-й неделе Великого поста Церковь взывает к грешникам — измените свою жизнь покаянием, Господь даст вам силы, простит и успокоит боль от ран греха.

Мариино стояние

Особенность этой недели состоит в том, что в четверток на утрени (обычно эта служба совершается в среду вечером) читают покаянный канон преподобного Андрея Критского полностью, и житие преподобной Марии Египетской. На пятой неделе Великого поста Церковь учит, что не нужно отчаиваться о своей греховности, приводя в пример преподобную Марию Египетскую, которая силой покаяния из бездны греха поднялась до равноангельского состояния. Утреня в среду пятой седмицы носит название Мариино стояние — стояние в вере, в борьбе с грехом, в покаянии. Подобно преподобной Марии должен стоять каждый христианин, желающий спасения.

Мария Египетская

Житие Марии Египетской было написано патриархом Иерусалимским, святителем Софронием. Святая жила в 5 веке, в 12 лет покинула родительский дом и вела нечестивую жизнь из любви к греху. Вместе с паломниками посетила Святую Землю, продолжая в пути грешить и вовлекать в грех других. Мария со всеми пошла в храм Воскресения Христова, но не смогла войти внутрь — невидимая стена преграждала ей путь.

Пораженная грешница впервые задумалась о своей нечестивой жизни. Жгучий стыд за содеянные грехи привел к глубокому чувству покаяния. Сорок лет провела Мария Египетская в пустыне, лишенная отдыха, еды, одежды и бесперстанно молилась Богу о помиловании. Перед смертью Марии Бог привел в пустыню подвижника, старца Зосиму. Зосима узнал о подвиге преподобной пустынножительницы и причастил ее. После этого дни земной жизни для Марии окончились. Тело ее, оставшееся нетленным, старец Зосима погреб через год, когда вновь пришел в пустыню, где подвизалась преподобная. Таким образом, Господь прославил дивную подвижницу и преподал нам наставление в истинном покаянии.

На примере Марии Египетской Церковь показывает, насколько милостив Господь к грешникам, желающим исправить греховную жизнь.

Преподобной Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти, укреплении в вере и противостоянии греху.

Канон Андрея Критского

Для утверждения христиан в покаянии на пятой седмице, на утрене в четверток, прочитывают канон Андрея Критского. Канон Андрея Критского называют также Великим, ведь в нем содержится 250 тропарей (вместо 30 в обычных канонах). Великий канон — это призыв к покаянию. Перед нами предстают ветхозаветные праведники и грешники, угодники Божии и люди, навлекшие на себя Божий гнев. Приводит преподобный Андрей и примеры из Нового завета, показывает людей святых и грешников, рассказывает о том, что сделал для человечества Иисус Христос. Тем самым Святая Церковь учит, что для нас, живущих ныне, нет ничего предопределенного: молитва и покаяние, обращение к Богу могут изменить жизнь.

По благочестивой традиции, Великий канон верующие слушают с зажженными свечами, который символизируют нашу живую веру, горение души перед Богом. На каждый тропарь полагаются земные поклоны (во время пения припевов “Помилуй мя Боже, помилуй мя”, “Преподобная мати Мария, моли Бога о мне”, “Преподобный отче Андрее, моли Бога о мне”.  

В четверг, ради чтения канона Андрея Критского, служат Литургию Преждеосвященных даров. В этот день положен не великопостный колокольный звон.

Похвала Богородицы

В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает молебное пение в честь образа Пресвятой Богородицы “Одигитрия”, то есть Путеводительница, Заступница, Помощница. Празднование Похвалы Богородицы называется также и стоянием (акафистом), так как хвалебное пение Богородице изначально совершалось стоя, ночь напролет.

апостол Лука пишет икону Богородицы

По преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал святой евангелист Лука. Царица Небесная, увидев свое изображение, пророчествовала о нем, сказав так: “благодать Моя с сиею иконою да будет”.

Известно, что Св.Лука послал икону, свое Евангелие и книгу Деяний Апостольских в Антиохию, достопочтенному Феофилу. Из Антиохии, спустя многие годы, образ Владычицы был перенесен в Иерусалим, а затем и в Константинополь. В Константинополе образ Пресвятой Богородицы был поставлен во Влахернской церкви, где перед ним совершались моления по вторникам.

Икона прославилась чудотворениями и была известна под названием “Влахернская”. Одигитрией образ стал называться после исцеления двух слепых. Название закрепилось после чудесного избавления Константинополя от нашествия врагов, которое Церковь благодарно относит невидимому заступничеству Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Известны три случая спасения Константинополя от вражеского нашествия, которые относят образу Одигитрия:

  1. 626 год — в этом году, в правление императора Ираклия, на город напали персы и скифы;
  2. 662 год — при Константине Погонате Византийская империя страдала от 7-летней осады сарацинских войск. Погибло более 30 000 вражеских солдат;
  3. 8 век — при Льве Исаврянине Константинополь был окружен сарацинами, желающими разграбить город. Флот сарацин насчитывал 1800 судов, который погиб почти весь во время бури в Эгейском море.

Все вражеские нападения были отражены после проведения крестных ходов с иконой Одигитрии, и усиленных молений перед Нею.

Похвалу Пресвятой Богородицы отмечают на пятой неделе поста потому, что именно в это время Константинополь впервые был избавлен от нашествия неприятелей благодатным заступлением Владычицы неба и земли.

Такую же скорую и чудесную помощь подает Пресвятая Богородица и желающим покаяться, и борющимся с врагом невидимым. С помощью Пречистой Девы победила свой грех и Мария Египетская.

Чтобы ободрить христиан, проходящих поприще поста, Святая Церковь в
Апостольском чтении напоминает о том, как спасительно действует на нас крестная жертва Иисуса Христа. Евангельское чтение возвещает о грядущей радости Воскресения: “Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником: и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет” (Мк.10:35-46).

Проповедь Патриарха Кирилла в неделю 5-ю Великого поста

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.