Память преподобного отца нашего, Саввы Сторожевского, или Звенигородского, празднуется три раза в году: 16 декабря — преставление, 1 февраля — первое обретение мощей и 10 августа — второе обретение мощей. Наиболее значимый день памяти отмечается 16 декабря.
Житие и подвиги преподобного Саввы относятся к второй половине 14-началу 15 веков. Преподобного почитают как чудотворца, его житие содержит множество случаев чудесных исцелений, изгнания бесов, умножения елея в сосудах. Преподобный Савва Сторожевский почитается небесным покровителем царской семьи.
О житии преподобного известно очень мало. Житие и чудеса святого записал игумен Маркелл Хутынский по благословению святителя Макария, митрополита всея Руси.
Краткое жизнеописание
Преподобный Савва был первым учеником преподобного Сергия Радонежского, к тому же наиболее преуспевающим духовно. Маркелл Хутынский, повествуя о преподобном Савве, сразу же уточняет, что происхождение и дата рождения преподобного неизвестны. Сохранились лишь немногие сведения о жизни инока Саввы в обители преподобного Сергия Радонежского.
Это был послушливый монах, всегда трудящийся и чуждый праздности. Разговоров смиренный инок избегал, в церковь входил первым из братии, и последним ее покидал. Во время молитвы преподобный имел дух горе, предстоял на службе как перед самим Господам, беспрестанно молясь и проливая обильные слезы умиления, чем удивлял братию.
Благоверный князь Димитрий Донской, победив Мамая и его орду, просил преподобного Сергия основать общежительную обитель, так как во время боя князь дал Богу обет устроить монастырь. Преподобный выбрал место на реке Дубенка, устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и постепенно в это место стали собираться иноки. Преподобный Сергий поручил старейшинство на этом месте преподобному Савве, избрав его за совершенное житие, кротость и честность нрава.
Некоторое время смиренный монах оставался в новой обители, проводя жизнь ангельскую и духовную, смиренно служил вновь прибывающей братии и с любовью ее наставлял.
Преподобный Сергий, умирая, благословил на управление лаврой Никона. Игумен Никон, послужив некоторое время братии, избрал безмолвное странничество. Братия лавры, после многочисленных обращений к Савве, возвели его в сан игумена для управления обителью.
Основание новой обители
Здесь игумен Савва оставался некоторое время, служа братии со всем усердием. Будучи духовным чадом преподобного Саввы, его посетил сын Димитрия Донского, благоверный князь Георгий. Он умолял преподобного посетить его дом в Дмитрове. Желая иметь духовного отца неподалеку, Георгий умолил преподобного основать обитель в его отечестве — месте Сторожи около городка Звенигород.
Для себя преподобный устроил келейку, к которой постепенно стал стекаться православный народ, и это стало началом общежительного монастыря. Святого всячески поддерживал князь, оказывая ему бесконечное доверие. Благоверный князь повелел строить каменную церковь, и дал преподобному деньги и села, необходимые для постройки монастыря.
Князь Юрий Дмитриевич предпринял очень успешную военную кампанию на территории Орды, против волжских булгар, заручившись перед этим молитвенной поддержкой святого Саввы и испросив у него благословение. Поход завершился взятием 14 вражеских городов и полной победой русских войск, что сохранило Русь от нашествия Тамерлана и полного уничтожения государства.
После похода было начато строительство Успенской церкви на Городке. Для росписи каменной церкви в Сторожи и Успенского храма, святой пригласил молодого Андрея Рублева и благословил его на написание Звенигородского чина — три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла.
Преставление преподобного и судьба святых мощей
16 декабря 1407 года преподобный Савва предал дух Богу, оставив земные попечения и осиротив иноков обители.
В 1919 году мощи преподобного были вскрыты по решению безбожной власти. До 30-х годов они оставались на Лубянке, а затем хранились у благочестивого звенигородского жителя Михаила Успенского. С конца 80-х годов мощи хранились в Даниловом монастыре, а в 1998 году с подобающим торжеством были перенесены в Рождественский собор Саввино-Сторожевской обители.