«Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный» – так в старину гадали со свечой и зеркальцем в святочные дни, желая заглянуть в будущее. Сегодня традиции предков тоже в ходу, ведь народ активно практикует разновидности общения с «темными силами», гадая и совершая обряды с воском на воде и т.д. Колядки и вся эта нелепица создает атмосферу магии и ложного веселья, выдавливая праздник и лишая настоящей радости, которую испытывают в этот период христиане всего мира.
Святки – что это за традиция такая, как вести себя в этот период, что позволяется и желательно делать в эти дни и что не позволительно?
Что такое Святки: уставные и богослужебные особенности
Рождество Христово, наполнив наши сердца светлой радостью и теплом, не заканчивается одним днем, то есть 7-м января. Праздник продолжается, и длится не 12, как принято считать, а 11 дней. В этот радостный период Святок, соединяющих Рождество и Крещение Господне, мы, православные, и далее прославляем родившегося Спасителя. Правда, прославляем по-разному. Не так, как наши предки это делали, и не так, как делают это различные христианские конфессии мира.
Святки – это не только какой-то временной промежуток. Прежде всего, это продолжение светлого праздника Рождества Христова, наполненное ликованием и прославлением чуда воплощения Спасителя мира, случившегося две тысячи лет назад.
Сколько длятся
На этот счет есть несколько мнений. Скажем, вот это: эти дни длятся с 8 по 19 января. Но тут есть непорядок, ведь на этот период попадает день строгого поста, Крещенский сочельник. А еще зачем-то включается само Крещение Господне, тогда как Рождество Христово – не включено. Часто такой информацией грешат нерелигиозные электронные источники.
А вот еще одна версия: 13 дней Святок, с 7 января по 19-е. То есть праздничным считается весь период от Рождества до Крещения. Изъяны тут те же, и они очевидны.
По третьей версии, первый день Святок начинается в сам праздник Рождества Христова, 7 января, а не 6-го, как многие считают. Считают ошибочно, и не только из-за традиции готовить особые святочные блюда и садиться за стол после того, как появится первая звездочка на небе. Ведь накануне, в Рождественский сочельник, православные держат строгий пост, и ни о каких торжествах даже речи не идет.
Праздничный период святых вечеров продолжается по 17 января включительно, то есть до Крещенского сочельника, когда, согласно Церковному Уставу, точно так следует поститься, чтобы достойно подготовиться к очередному Господскому празднику.
Особенности святочного периода
Есть три временных периода с их богослужебными особенностями: с 7 по 13 января – период празднования Рождества и его Попразднство; 14 января Церковь Православная отмечает Обрезание Господне по плоти и чтит память святителя Василия Великого; с 15 по 17 января – дни Предпразднства Богоявления (Крещения Господня).
Весь этот период ни на домашней молитве, ни на службе в храме не совершаются земные поклоны. Не совершается и Таинство брака. В седмичные дни на богослужении не поется Октоих. По средам и пятницам отменяется пост, потому эти 11 дней называют еще и сплошными.
В чем святость Святок: как и когда их начали отмечать
Пришедший на землю для спасения нас всех Бог Сын явился в образе беззащитного Младенца Иисуса Христа не только для того, чтобы доказать, что Он – человек во плоти. Он явился в таком образе и для того, чтобы мужественно пройти через все скорби человеческого бытия до Воскресения, открывшего путь к вечному блаженству Царствия Небесного всем, жившим до Его пришествия и после Крестной смерти.
Его проповедь Евангелия и жертвенное служение ради нашего спасения стали источником великой радости для всего мира. Но нам, радующимся любой возможности не ходить на работу и использовать Рождественские «каникулы» для отдыха с развлечениями, эту радость сложно понять и принять.
Святки, а уже само это слово говорит об их святости, освящены двунадесятыми праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, которые являются одними из ключевых торжеств богослужебного года. Это отлично понимали христиане, жившие в первые века. Для них, по словам христианского богослова, апологета, проповедника и философа Климента Александрийского, это было настоящее торжество, период воспоминаний о событиях, напоминающих о пришествии в мир Богочеловека и до Крещения Иисуса Христа в Иордане.
В первые века у христиан не было единой даты празднования этих двух событий, и Рождество Христово отмечали в один день с Крещением Господним. Но однажды эти моменты Священной истории стали отмечать в разные даты. Историки называют середину четвертого века.
Вот так и образовался этот промежуток между двунадесятыми Господскими праздниками, который называли Святыми днями. Об этом говорили св. Ефрем Сирин, св. Амвросий Медиоланский и св. Григорий Нисский.
Про Святки пишет и Устав монастырский преподобного Саввы Освященного, сформированный в шестом веке: «…на Святках никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».
Как себя вести и что желательно делать в Святки
Как на Руси вели себя православные в эти дни особой радости о рождении Спасителя? Разные были периоды, разные и традиции, но праздничное настроение было у всех. В том числе, у рабов и заключенных.
Святочные дни всегда были связаны у православных с милосердием и благотворительностью. Люди состоятельные не жалели ничего – они навещали болящих, ходили в гости, посещали театры, устраивали не только званые обеды и рождественские балы, но и благотворительные мероприятия.
Простые люди прямо в Рождественскую ночь и утром следующего дня шли после праздничной службы компаниями поздравлять друг друга прославляющими Рождество песнями. К праздникам люди разных сословий старались пошить нарядные платья и костюмы; веселились от души, играя в разные игры, распевая благочестивые песни и частушки.
В наше время тоже по-разному празднуют Святки. Хоть пост и окончился, православные стараются посвятить святочные дни молитве – домашней и церковной. Ведь знают, что побывать на богослужении на Святки – значит, проникнуться и надолго запастись светлой радостью и дивным настроением. Ведь песнопения праздничны и легки, а чтобы подойти к Чаше, не нужно поститься, как в другие дни.
Благочестивые люди стараются делать добрые дела, и находят для этого самые разные поводы. Посещая одиноких, болящих и престарелых, каждый по силам оказывает посильную помощь. Кто-то милостыню подает, кто-то накормит нищего, утешит немощных и отчаявшихся. Другие посещают несчастных, обездоленных в больницах, тюрьмах и т.д.
Ну, и как же без веселья. Многие поздравляют друг друга колядками и подарками, собираются с друзьями и близкими, чтобы пообщаться, погулять по праздничному городу. Наготовив вкусностей, гостей радушно принимают, угощают их и окружают заботой и любовью.
Если есть подобающие для праздника представления или спектакли в театре, зимние забавы, то и в театр сходят вместе, и на коньках или на санках с горок покатаются. Жаль, но для большинства горожан Святки – это лишь повод отдохнуть от работы. Нам бы вернуть забытые и утраченные традиции, а не равняться на западные. Сейчас самое время.
Чего нельзя или нежелательно делать
Наверное, многие, набрав в поисковике что-то типа «как провести Святки», видели в ответ на свой запрос бесчисленные объявления и приглашения погадать, принять участие в языческих ритуалах, которые иной раз выдаются за старинные народные обычаи. Надо сразу сказать, что это грех.
Это подтверждают правила Вселенского Собора о дисциплинарных мерах. Хоть и устарели они, но, к примеру, правило шестое остается неизменным и в наши дни: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное… да подлежат правилу шестилетней епитимии».
Не все знают, что поверье о том, что надо гадать на Святки, опасное. Гадание является не просто греховным занятием, недостойным святых дней, но и опасным заблуждением. Ведь люди, по неведению вступив в общение с силами зла, дают власть над собой. Последствия бывают порой трагичными.
Там же, в правилах Вселенского Собора, пишется о вреде всенародных плясок и ряженых: «…в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые пляски и обряды, по старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». В те времена мирян отлучали за нарушение этих правил от церковного общения, а клириков низвергали из сана.
Российская империя законодательно запрещала в канун Рождества Христова и в Святки заводить идолопоклоннические игрища, ряжение в кумирские одеяния, пляски на улицах и пение соблазнительных песен, от которых люди теряли человеческий вид. А в наше время по-прежнему жив обычай рядиться в шутовские наряды и устраивать шумные гуляния. Но это же рудимент языческих верований, который может быть связан с языческими ритуалами.
У мирян есть традиция колядования. Расхаживая по квартирам и домам после сытного застолья с возлиянием спиртного, поют песни или декламируют стихи о Рождестве Христовом. Но, по сути, они занимаются попрошайничеством, как и дети, которые ходят по домам с корзинами для подарков.
Недостойно проводить святочные дни и за постоянным просмотром телевизора или смартфонов, устраивать обильные возлияния горячительных напитков и сытные гульбища с игрищами, забывая о том, что впереди – праздник Крещения Господня, и к нему тоже нужно подготовиться.
Кстати, есть еще одно «нельзя». Речь о свадьбе, которую запрещено играть в Святки. Церковный Устав запрещает сочетание браком до окончания поста и Святок. Каноны Православной Церкви предписывают не только не жениться и не выходить замуж в посту. В этот период интенсивной духовной, а не плотской радости, Церковь рекомендует воздерживаться от брачных отношений. Поэтому православные предпочитают в это время чаще причащаться.
В период Святок на богослужении не совершается и поминовение усопших. Можно и дома помолиться о милости Божией к усопшим, и записки подать на проскомидию.
Есть ли Святки в других конфессиях
Судя по информации, имеющейся в интернете, Святками период от Рождества Христова и до Крещения Господня называется только у нас, у православных. В традиции Католической Церкви он называется иначе – Рождественское время, и тоже состоит из нескольких периодов литургического года (наравне «с Адвентом, Великим постом, Пасхальным временем и рядовым временем»).
Начинается этот период вечером 24 декабря, сочельником Рождества, и продолжается до Крещения Господня. Кроме дат, которые не совпадают у нас, православных, и католиков, и в остальном все (в том числе традиции и порядок празднования) обстоит иначе.
Если говорить об обрядах, которые часто перенимаем и мы, в погоне за подражанием всему западному, то у них все делается с размахом – очень популярны там шумные ярмарки, представления, концерты, спектакли и угощения. Ель устанавливается к Рождеству, а не как у нас – к Новому году. Двери домов украшены адвент-венками, а фасады домов – светящимися гирляндами в традиционных для Европы цветах (зеленый и красный).
В храмах, внутри и снаружи которых тоже стоят вертепы, на праздник и после него не так много людей на службе. Зато в кругу семьи празднуют масштабно, собираясь вечером за обильными праздничными закусками. Важнейшие атрибуты праздник – колядки, подарки в нарядных носках и веточка омелы.
Собственно, в разных странах Рождество и в остальные дни до Крещения в разных странах праздную по-разному. Немцы соревнуются в выпекании пряников и штолленов. В США устраивают соревнования на лучшее украшение дома. Во Франции пекут Буш де Ноэль – сладкий бисквитный рулет с начинкой из шоколадного крема и каштанов.
Итальянским детям подарки носит и Санта, и волшебница Бефана. В Испании разжигают костры и прыгают через огонь. Шведы подают на праздничную трапезу жареную индейку или свиной окорок, а подарки разносит не Дед Мороз или Санта, а гном Томтен.
Увы, чужие традиции вошли уверенно в наши. Мы развешиваем цветные носки с подарками, печем имбирное печенье и человечки на чужой лад, развешиваем адвент-венки и светящиеся гирлянды на домах. Даже елки наряжаем не к Новому году, а намного раньше. Запекаем индюшки, готовим другие, не нашей кухни, блюда. Даже, как католики, желаем счастливого Рождества, забывая о том, что появление Сына Божия в мир не может быть несчастливым.