Одежда – важный и неотъемлемый материальный элемент как жизни отдельного человека, так и общества в целом. Основная функция одежды – в защите от холода зимой и прикрытии тела в жару. Она может быть повседневной, парадной, профессиональной. Вещи, в которые облачается человек, могут выражать социальный статус, чин в какой-либо системе, а самое главное – транслировать различные идеи и эмоции, что неизбежно влияют на духовное состояние одевающегося тем или иным образом человека и окружающих его. Также одежда с древнейших времен выражает половую принадлежность человека, хотя в историческом масштабе совсем недавно появился стиль «унисекс» – вещи для обоих полов.
Раз уж, как было сказано, одежда влияет на духовную жизнь, у Церкви по этому вопросу есть определенные убеждения.
- Библия об одежде
- Ветхозаветная заповедь, данная через пророка Моисея
- Новый Завет
- Как одевались люди в древности: историческая справка
- Мужчины
- Женщины
- Символизм одежды ветхозаветного народа Божьего
- Возвращаясь к запрещающей заповеди
- Постановления церковных Соборов
- Трулльский Собор
- Гангрский собор
- О внешнем виде современных христиан, молящихся на богослужении
- Традиции православных христиан, связанные с одеждой
Библия об одежде
Слово Божье высказывает недвусмысленные требования к одеяниям каждого верующего в Единого Бога.
Ветхозаветная заповедь, данная через пророка Моисея
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22:5).
Этот религиозный закон, данный Самим Богом, был направлен против духовной опасности, которой народ Божий мог подвергаться от окружавших его язычников. Многие из идолопоклонников считали нормой противоестественные формы разврата – чтобы подогреть духовный «угар» извращений, язычники часто переодевались в одежду, свойственную противоположному полу.
Новый Завет
Апостол Петр заповедовал христианкам:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4).
А вот слова апостола Павла:
«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:8-10).
Эти слова не означают, что женщине вовсе нельзя одеваться нарядно. Для каждой девушки, молодой и зрелой женщины вполне естественно желание осознавать себя красивой. Апостолы не запрещают нарядный вид, а лишь советуют христианкам, чтобы забота о красоте тела не воровала время и усилия у заботы о красоте души, что и есть спасительное делание. Христианка живет, прежде всего, ради Бога. Тем более, любой верующий супруг более всего будет ценить в жене кротость и послушание, а изощрения в женской внешности для мужчин, на самом деле, вообще не имеют никакого значения – любого человека красят обыкновенные чистота и опрятность.
Следует напомнить и апостольское повеление о покрытии головы женщинами, молящимися на священном собрании:
«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор.11:4-5).
Также:
«Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор.11:10).
Как одевались люди в древности: историческая справка
Очевидно, что во времена мессианского служения Господа Иисуса народ Божий не перестал следовать древней заповеди. Хотя со времен Моисея прошло много столетий, можно утверждать, что одежда евреев во времена Христа принципиально не отличалась от одежды времен исхода из Египта. Причина этого в том, что древность – это время медленно развивавшихся производственных технологий и традиций, сохранявшихся веками.
Одежда древних евреев была довольно простой.
Мужчины
Первый элемент повседневного одеяния древнего мужчины-еврея – набедренная повязка. Это был отрезок льняного или хлопчатобумажного полотна, который обвивали вокруг чресел (таза). Повязка достигала колен.
Вторая мужская вещь – длинный хитон (кетонет) с длинными рукавами.
Хитон подвязывали длинным и широким шерстяным, кожаным, виссоновым, либо льняным (Иез. 16:10) поясом, в котором носили деньги. К нему же подвешивали мечи. Иногда пояс украшали металлическими изделиями, самоцветами или золотым шитьем.
Плащ назывался симлой (или сальмой). Сальма была четырехугольным куском шерстяной ткани. Цвет был черный или коричнево-бурый. Плащ делали так, чтобы для головы было отверстие сверху, а для рук – по бокам. На груди была широкая складка-карман.
Ночью бедняки использовали сальму-симлу как одеяло.
Рабы и сельскохозяйственные работники часто одевались в легкую тунику из шерсти или шкуры животного.
Знать носила тюрбаны, но это стало обыкновением в I веке.
Талит – это верхняя шерстяная, хлопчатобумажная, либо шелковая верхняя накидка. Она была четырехугольной и имела черные, либо полосы синих тонов. По закону Моисея к талиту по четырем углам пришивали цицит – кисточки с голубыми нитями, которые напоминали о заповедях Божьих.
Иногда евреи носили верхнюю одежду через плечо – как римляне тогу.
Богачи не только носили золотой перстень с печатью, но и для разных случаев и времен (например, для зимы – с шерстью) имели много комплектов одежды. Дорогими были не только ткани, но и процесс изготовления – одежду знати украшала искусная вышивка.
Сандалии были кожаными или деревянными подошвами, которые привязывали к ногам шнурками, ремешками или веревками. Наалаим – это древняя дорогостоящая кожаная шитая обувь, похожая на сапоги.
Обувь снимали во время траура, дома и в храме. Ремни обуви знати развязывали рабы (Мк.1:7). Они же омывали ноги (Ин.13:5-14).
Женщины
В женский комплект одежды также входили льняной или шерстяной кетонет, и симла. Разница с мужскими аналогами этих вещей заключалась в бо́льшей длине и более тонких тканях. Отделка была богаче, чем у мужчин. Кетонет завязывали поясом или продетым в него шнурком. Женской обувью также были сандалии или наалаим.
Женщины из бедных слоев общества одевались в длинную тунику, плащ, головной плат или шаль. Во время траура женщины облачались в широкие, длинные, черные, мешковидные одежды. Плакальщицы подпоясывались простой веревкой, надевали черный платок, выглядели небрежно и ходили босыми.
Символизм одежды ветхозаветного народа Божьего
Кроме облачений, которые на богослужения в Иерусалимском храме надевали первосвященники, священники и левиты, у древних евреев была другая символическая одежда.
Когда евреи печалились, они облачались во вретище или власяницу – одежду из шерсти (Пс.68:12). Для времени радости также были соответствующие вещи: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Екк.9:8). Все приглашенные на свадьбу облачались в так называемую брачную одежду (Мф.22:11-12).
Возвращаясь к запрещающей заповеди
Итак, мы видим, что по своей сути древняя мужская и женская одежды не сильно отличались, но заповедь Божья из Второзакония справедлива не только потому, что женские вещи были ярче. Прекрасно известно, что телосложения людей обоих полов совершенно разные – женщины, как правило, миниатюрнее. Поэтому нетрудно понять, в чем еще искушение запрещенных переодеваний: мужчина будет выглядеть нелепо даже в древней женской одежде, а женщина – в мужской.
Извращенные забавы древних язычников – это корень атрибутики одной небезызвестной современной греховной субкультуры.
Постановления церковных Соборов
В новозаветное время христианский запрет на ношение одежды, не соответствующей своему полу, был закреплен двумя Соборами – Пято-Шестым (Трулльским) и Поместным Гангрским.
Трулльский Собор
Трулльский Собор Церкви состоялся в Константинополе в 691-692 годах по инициативе императора Юстиниана II.
62-е правило Собора гласит:
«…Также и всенародные женские плясания, способные наносить великий вред и пагубу, равно и устраиваемые в честь богов, так ложно называемых язычниками (греками), мужским и женским полом устраиваемые пляски и обряды, совершаемые по некоторому старинному, чуждому христианской жизни обычаю, отвергаем и определяем: никакому мужчине не одеваться в женскую одежду, и никакой женщине – в свойственную мужчине; не носить масок комических, сатирических, или трагических: во время давления винограда в точиле не возглашать гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки не смеяться и по невежеству, либо по суете не делать того, что свойственно бесовской прелести. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышеназванного, если они клирики, повелеваем извергать из священного чина, а если миряне – отлучать от церковного общения».
Переодевания актеров в женщин обыкновенно для античного театра, в котором могли играть только мужчины. Актерское искусство само по себе является сильным искушением и называется также лицедейством, что созвучно со словом «лицемерие». Утверждение, что в современном виде оно является неким проявлением зла, будет опрометчивым, потому что совершенно точно лишь древний театр был проявлением языческого мышления.
В любом случае, быть не собой, а кем-то другим – для человека ненормально. Если и есть люди с достаточно устойчивой для актерского ремесла психикой, то они должны именно играть, а не пускать внутрь себя какую-то странную несуществующую (а вдруг и существующую, но невидимую) личность.
Гангрский собор
Точный год, когда состоялся Гангрский Собор, не установлен – событие произошло приблизительно между 340 и 376 годами. Гангра (ныне Чанкыры в Турции) была главным городом Пафлагонии. Причиной созыва стали действия Евстафия, епископа Севастийского, который вместе со своими последователями был полуарианином. Лжеучителя осуждали брак, утверждая, что все состоящие в супружестве не спасутся. Сектанты носили особые одеяния и постились по воскресеньям. Благочестием они называли многие свои выдуманные обычаи, противоречащие всему церковному образу жизни.
Соборное 12-е правило гласит:
«Если кто-то из мужчин, ради мнимого подвижничества, использует грубую верхнюю одежду и, якобы, получая таким образом праведность, осуждает тех, кто с благоговением носят шелковую и общую, обыкновенно принятую одежду, да будет под клятвой (отлучен)».
Под шелковой одеждой, которую носят с благоговением, правило понимает священные облачения.
Разумеется, в общине евстафиан, дурно влияющей на людей лжеучениями, были и женщины.
13-е правило Собора говорит о христианках следующее:
«Если некая женщина, ради мнимого подвижничества, сменит одежду, и, вместо обыкновенной женской, облечется в мужскую: да будет под клятвой (отлучена)».
О внешнем виде современных христиан, молящихся на богослужении
До сих пор ведутся споры, можно ли женщине приходить в храм в брюках. Одни говорят, что ничего страшного, ведь женские брюки формально не противоречат канонам, потому что их покрой сделан под женскую фигуру. Другие оголтелые православные приравнивают появление в храме женщины в штанах чуть ли не к террористическому акту и с легкой руки «отправляют» наших несчастных сестер прямиком в ад.
Вообще, брюки изобрели древние кочевники, проводившие много времени в седле, поэтому долгое время они являлись чисто мужской одеждой. Любопытно, что существуют и мужские «юбки» – шотландские килты.
По факту, женские брюки подчеркивают фигуру, что как максимум является сексуальным сигналом, а как минимум – смущающим остальных прихожан фактором: для молитвенного собрания хорошо, когда оно как можно меньше напоминает собрания мирские, ведь речь о самой дорогой, сакральной части христианской жизни. Поэтому христианкам на входе в храм хорошо либо повязать вокруг брюк большой плат, либо прийти на молитву в длинной юбке.
В целом, плохо приходить в храм с изображенными на одежде языческими богами и оккультными знаками. Одежда может, и даже должна быть красивой, как минимум, опрятной, но не вычурной, чтобы не перетягивать на себя внимание молящихся. Если христианин по тем или иным причинам является приверженцем стиля оборванца, то только поэтому не стоит пропускать службы, но одеваться нарочито убого не стоит – это тщеславие, сравнимое с «принятием на себя лиц мрачных» (Мф. 6:16).
Плечи мужчин должны быть закрыты, а шорты (есть такое мнение) допустимы ниже колен: храм – не пляж.
Ни прихожанам, ни работникам храма не следует делать замечания людям, пришедшим помолиться в неподобающем виде, потому что можно подвергнуться искушению, и сделать это безлюбовно. Пусть лучше с человеком поговорит священник.
Если православный человек (это особенно касается женщин), не обделен финансами и не хочет себе морочить по поводу одежды голову, то он может обратиться к православным дизайнерам и модельерам – их работы стильны и не противоречат христианскому благочестию.
Одно дело – богослужение, а другое – зайти в храм поставить свечку. Если человек, который не собирался заходить в храм, идет по улице в неподобающем для храма виде, и у него возникло второе желание, сделать это нужно: даже малая молитва – великое дело. Только правильным будет в кроткой манере спросить дежурного работника храма, не смутит ли кого такой вид. Женщине в брюках (но в остальном не слишком откровенно одетую) в таком случае никто ничего не скажет.
Традиции православных христиан, связанные с одеждой
Первая традиция весьма стара: многие христиане имеют особый красивый комплект храмовой одежды. Его можно назвать своеобразными священными облачениями мирянина.
Это может быть также парадная одежда, вообще надеваемая по разным особым случаям.
Еще некоторые женщины одеваются на богослужение в цвета, соответствующие цветам облачений священников, служащих в тот или иной праздник.
Сегодня на службе некоторых русских православных можно увидеть в красивых традиционных одеждах – «рубахах-вышиванках» и казачьих национальных костюмах.
Единоверцы – русские православные христиане, служащие по старому обряду, имеют в связи с одеждой, в которой они ходят в храм, свои старинные традиции.