Пророк Самуил является одним из самых почитаемых святых по всему христианскому миру. Последний судья Израиля является ярким выразителем ветхозаветной святости и праведности, приводивший израильтян ко спасению. Но, несмотря на то, что пророк Самуил жил задолго до Рождества Христова, его личность остается значимой для нас и по сей день. Житие и служение святого, которые мы читаем в Священном Писании, помогают нам вдохновляться примером величайшего в истории всего христианского мира последнего израильского судьи.
Рождение и детство
Пророк Самуил – пятнадцатый, последний судья Израиля. Его житие описано в Ветхом Завете, в Первой книге Царств.
Святой происходил от колена Левиина и жил за 1146 лет до Рождества Христова. Его родители – Елкана и Анна. Мать Самуила скорбела, потому что долгое время не могла иметь детей. Как-то она молилась в скинии (переносном храме Господнем), что если Господь даст ей ребенка, она посвятит его Богу. Первосвященник Илий, ставший свидетелем обращения женщины к Богу, подтвердил, что молитва ее услышана.
Через некоторое время Анна родила мальчика, дав ему имя Самуил, что в переводе значит «испрошенный Богом». Родители Самуила принесли жертву Богу, и когда мальчику исполнилось три года, они с великим благодарением Господу отдали его в храм священнику Илии. Анна, мать мальчика, получила особую милость у Бога за свое долготерпение, а первосвященник Илий благословил женщину, сказав, что у нее еще будут рождаться дети.
Анна – образец смирения и мудрости – не отчаялась в своем неплодстве и не пала духом, прогневав Бога, но доверилась Промыслу Божию и укрепилась в вере. Неслучайно святитель Иоанн Златоуст посвящает матери Самуила целый труд под названием «Пять слов об Анне».
А Самуил тем временем рос, укреплялся духом в скинии Господней, выполняя послушания у священника Илия. Когда юноше было 12 лет, он удостоился явления Бога. Три раза взывал глас к Самуилу, но он думал, что это обращается к нему Илий. В четвертый раз, по научению первосвященника, Самуил ответил голосу: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар. 3:10). И тогда Бог впервые открыл Самуилу грядущее наказание сыновей первосвященника Илия и, вместе с этим, всего Израиля. Илий был честным судьей, но, к сожалению, его дети, Офни и Финеес, вели неблагочестивый образ жизни, были корыстолюбивы и жадны.
Пророчество Самуила от Господа вскоре сбылось: филистимлянский народ пошел войной на израильтян и, украв ковчег Божий, завоевал многие их территории. Филистимляне поставили ковчег вместе с языческой статуей бога Дагона, но на следующий день они нашли своего каменного идола разбитым и лежащим у ковчега Господня. Это был знак от Бога о том, чтобы филистимляне перестали быть язычниками, но они не вняли предупреждениям Господа.
В битве с захватчиками были убиты и сыновья Илия, а, узнав об этом, их отец упал, отдав Богу душу. Народ любил Самуила, знал, что он Божий человек, и потому по смерти Илия избрал его своим новым судьей.
Судейское и пророческое служение Самуила
Пророк приводил израильтян к покаянию, учил их молиться, исповедовать грехи. И по молитвам Самуила израильтяне вскоре вернули ковчег Божий и отвоевали захваченные ранее филистимлянами территории. Святой Самуил честно правил, вершил суд бескорыстно, любил свой народ и молился за него Богу. Но когда пришла пора передавать судейство своим детям, израильтяне воспротивились этому, потому что сыновья Самуила (Иоиль и Авия) судили неправедно, брали взятки. Как Илий, так и Самуил не смогли своим детям привить любовь к Богу и стремление жить по Его святым заветам.
Поэтому народ попросил пророка Самуила поставить им царя. Услышав это, святой опечалился, ведь израильтяне всегда жили в теократии, ими правил Бог, возвещая волю через святых избранников, а теперь народ восхотел быть как все соседи и подчиняться царю, а не Богу.
Получив благословение от Господа, Самуил помазует на царство Саула, который случайно, как он думал, оказался рядом. Саул потерял ослиц, и в надежде узнать у пророка, как их найти, пришел к нему. Но Бог открыл Самуилу, что Саул именно тот, кому надлежит стать первым царем Израиля. Оставляя свою должность, Самуил спросил народ, не обидел ли он кого в течение своего судейства, но никто не нашел за ним ничего плохого.
Сначала Саул правил благочестиво, но вскоре в нем взыграла гордыня – он стал приносить жертвы Господу, не дожидаясь священника, воевал с жаждой крови и не испрашивал благословения на битву у Самуила. За непослушание Господь отверг Саула, и Его святое благословение ушло, а первый израильский царь стал одержим злым духом.
Самуил тайно помазал на царство Давида, который был оруженосцем у Саула. Узнав любовь и благоволение народа к молодому юноше, Саул возненавидел Давида, и тот был вынужден искать убежища у Самуила. Но злость и преследования бывшего царя ничего не изменила: теперь Давид – новый помазанник Божий, который станет великим царем и пророком.
Пророк Самуил мирно скончался, дожив до глубокой старости.
В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь. Однако сейчас его святые останки снова почивают в Палестине.
Образ пророка Самуила в христианской иконографии
Считается, что перу пророка Самуила принадлежит авторство таких известных книг, как «Книга Судей», «Книга Царей» и «Книга Руфь». Святого с древнейших времен почитали среди великих заступников пред Господом, в той же степени, что Моисея и Аарона:
«Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98: 6).
Пророк Самуил – ключевая личность ветхозаветной истории. Ему посвящаются храмы, а христианская иконография богата шедеврами с изображением последнего израильского судьи.
Так, широко известна картина «Аэндорская волшебница вызывает дух Самуила».
Находясь в безысходной ситуации, Саул обращается к колдунье с просьбой получить совет у уже почившего Самуила. В результате, аэндорская волшебница сама изумляется и вскрикивает от испуга, потому что является не дух пророка, а он сам, будто бы живой. Самуил строго обличает Саула, открывая, что царь окончательно погибнет, и душа его сойдет в преисподнюю. Именно это и изображено на полотне. Оригинал картины хранится в Лувре.
Обратимся к еще одной иллюстрации.
На ней мы видим, как пророк Самуил по повелению Божию избирает Давида вторым израильским царем и помазует его на царство. Это изображение из Парижской псалтири, датированной десятым веком. Сейчас книга содержится в Парижской национальной библиотеке.
Рассмотрим изображение пророка Самуила на своде Церкви святых Апостолов в Печской Патриархии – одном из самых древних православных монастырей в Сербии, занесенном в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Фреска была создана неизвестным автором не позднее XVII века.
Необычна по своей технике деревянная икона пророка Самуила, созданная на севере нашей страны. Изображение было написано неизвестным автором в XVII в., и в настоящее время оно является жемчужиной собрания Донецкого областного художественного музея.
Почитание святого как последнего судьи Израиля
Святой Самуил стал последним судьей Израиля, одним из тех, кто получил особое благословение у Бога и повеление вершить справедливый суд над народом. В святом, одновременно с этим, переплетается и пророческое служение. И, вместе с тем, пророк Самуил стоит на стыке двух разных эпох – у истоков Израильского Царства, помазуя елеем двух первых царей.
Последний судья Израиля учил народ быть послушным воле Бога, не впадать в идолопоклонство и непрестанно стремиться к Богу с помощью молитвы и исповедания грехов. Пусть эти наставления молитвами святого пророка Самуила запечатлеются в наших сердцах.
Позновательно.