Притчи из Библии и их значение в современной жизни

Другое

Читая Библию, мы отмечаем, что она содержит поэзию и законодательные документы, исторические рассказы и богословские учения, проповеди и гимны. Такое разнообразие литературных форм позволяло ветхозаветным авторам донести голос Бога до каждого читающего или слушающего. Одной из форм библейского учения являются притчи.

Слово «притча» и в греческом, и в еврейском языке охватывает довольно широкие понятия, которые могут указывать на разные истории, аллегорию, высказывание, пример, поговорку, парадокс и т.д. В самом широком смысле притчей может считаться то или иное изречение, над которым приходиться задуматься.

Притчи из Библии и их значение в современной жизни

Самые ранние притчи – древнееврейские притчи Ветхого Завета. Им полностью посвящена одна из книг – Книга Притчей Соломоновых. В основном, она содержит краткие изречения, которые определяют правила жизни, умозрительные истины, жизненные наблюдения. В Ветхом Завете еще нет притчи как жанра. Можно, например, одной из первых притч назвать притчу о деревьях, которые желают избрать себе царя, или о богаче, который отнял у бедняка овцу.

Притчи в учениях Иисуса Христа

Притчи в привычном для нас виде содержатся в Новом Завете. Например, ветхозаветные сюжеты об Аврааме или Иове мы называем притчами, но в них нет того, что отличает евангельские притчи – разделения времени и вечности.

Иисус Христос в общении с учениками, священниками и язычниками использовал много различных, как мы говорим сегодня, методов. Он отвечал на вопросы, учил иногда своим примером, проповедовал. Его истории, рассказы, которые часто носили метафорический поучительный характер, мы и называем притчами. И если Соломоновы притчи полностью посвящены бытовой или ритуальной повседневной жизни человека, то евангельские притчи обращаются к вечной жизни.

После избрания апостолов, Иисус Христос стал очень широко использовать такую форму поучений, что даже вызвало удивление Его учеников. И Спаситель объяснял, что народ не воспринимает евангельские (новые для него) истины, изложенные прямо, отвлеченно от жизненных ситуаций. Прямые учения Христа вызывали среди слушателей иногда недоумение, отрицание и даже ожесточение. И чтобы быть понятым своими слушателями (зачастую и неграмотными), Учитель брал какое-то реальное событие, явление из жизни и проводил параллель с новой непонятной мыслью. К примеру: 

«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф.13:33).

Когда истины облекались в какие-то знакомые образы, то их необычность сглаживалась, и они легче воспринимались и проникали в сознание слушателей. Человек мог запомнить рассказ на долгое время, размышлять над его содержанием и постепенно постичь его мудрость.

Возможно, Спаситель использовал форму такого простого повествования, чтобы слушатели, не понимая Его учений, не могли распространять их в искаженном виде. Притчи, таким образом, помогали сохранить чистоту учения Христова.

Притчи имели еще одно преимущество перед непосредственным поучением: они показывали, как Божественный закон применяется в общественной или частной жизни.

Эти рассказы-притчи просто завораживали красотой и доступностью, простотой и естественностью, и толпы народа следовали за Христом, говоря, что так еще никто из сынов человеческих не проповедовал. Действительно, это разительно отличалось от сухих наставлений книжников и фарисеев. Иисус Христос, видя засеянное поле, рассказывает притчу о сеятеле, проходя возле виноградника, – о виноградной лозе и ее ветвях.

Притчи из Библии и их значение в современной жизни

Христос излагал свои притчи просто, но за такой простотой всегда скрывался глубокий смысл. И эту глубину вот уже две тысячи лет пытается постичь человечество. И при земной жизни Христа, и теперь Евангельские притчи заставляют серьезно задуматься. Читая притчу, вдруг четко осознаешь, что она обращена прямо к тебе. А иногда у человека появляются какие-то смутные сомнения, происходит огромная внутренняя духовная работа, и только спустя время приходит осознание прочитанного или услышанного. Может быть с этой целью Христос и говорил притчами и почти никогда их не разъяснял.

Конечно же, не для всех был понятен их смысл. На недоуменные вопросы учеников, почему не все понимают его учения, звучит такой ответ:

«… ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф.13).

Значит, для того, чтобы постичь истину, надо потрудиться уму и сердцу. Чтобы понять смысл притч, необходимо сначала прийти к Богу, поверить ему, покаяться. А чтобы принять истины, содержащиеся в них, необходимо оставить греховную жизнь. И если у человека есть желание и стремление жить по учению Христа, то по своей благодати Он даст ключ к пониманию этих вечных истин. 

Евангельские притчи на все времена

Мы понимаем, что в евангельских притчах сокрыто учение о Царствии Божьем, Вечной Жизни. Но как часто в разных повседневных жизненных ситуациях мы обращаемся к евангельским притчам, и они нам помогают сделать выбор или выдержать тяжелые обстоятельства. Поэтому сколько бы мы не читали толкований на притчи, всегда может открыться еще одна, ранее неведомая грань этой мудрости. Необходимо возможно сделать даже какое-то волевое усилие, чтобы прочувствовать жизненное значение притчи, уловить ту истину, которая в ней содержится, и утвердиться в необходимости следовать ей.

Например, притча о благом самарянине на первый взгляд кажется обычным рассказом о проявлении сострадания. Если коротко, сюжет можно описать в нескольких предложениях. На путника напали разбойники, ограбив и избив его, оставили умирать прямо на дороге. Мимо умирающего прошли и левит, и священник, не оказав ему помощи. Помог пострадавшему самарянин: обработал раны, отвел в гостиницу, оплатил дальнейшее пребывание в ней. Такой простой историей Иисус Христос напоминает нам, что ближние – это не только родственники и единоверцы.

Притчи из Библии и их значение в современной жизни

Любовь к ближнему не должна иметь никаких границ. Ни происхождение, ни социальное положение, ни вера не должны быть препятствием для проявления любви и заботы. А раненым человеком из притчи может быть любой из нас: раненый или своим грехом, или житейскими неурядицами. Мы можем быть настолько поглощены своими делами, проблемами, а порой собственной «непогрешимостью», что как левит и священник не заметить страдания другого человека. А истинная любовь и милосердие должны исходить из чистого сердца человека, готового в любое мгновение прийти на помощь.

Притча о богаче и Лазаре рассказывает историю о живущим в роскоши богаче и бедняке Лазаре, который мечтал о крошках с его стола. После смерти первый оказался в аду, а Лазарь – в раю. Даже претерпевая адские мучения, богач видит Лазаря как слугу и ждет, что тот облегчит его страдания. Притча дает понять, что никакие земные богатства не смогут гарантировать духовного благополучия в Вечности. Справедливость, милосердие, важность наших жизненных приоритетов и привязанностей – вот понятия, над которыми стоит задуматься. Кажется, что в современном мире увлечение материальными благами все увеличивается, а духовные ценности сильнее отходят на второй план. А эта притча сегодня как напоминание о нашем выборе: жить в свое удовольствие или помочь, проявить милосердие. И помнить, что сегодняшний выбор может определить нашу вечную жизнь.

А притча о блудном сыне – не только о человеческом, но и безграничном Божьем милосердии. Господь, несмотря на наши ошибки и грехи, ждет нас, готов простить. Искреннее раскаяние принесет духовное исцеление и Божью благодать.

Притчи из Библии и их значение в современной жизни

Вместо заключения

Евангельская притча – это учитель, но учитель ненавязчивый. Притча не диктует, как надо думать человеку и что делать. В ней не содержится морали, просто представлена ситуация, над которой каждый должен сам задуматься и прийти к каким-то выводам. Эти выводы очень часто будут не окончательными, так как по мере нашего духовного взросления в притче откроются новые смыслы

Учение Иисуса Христа через притчи дает любому человеку возможность понять и принять истину как результат самостоятельного размышления и личного выбора.

Сколько существует наш мир, столько существуют различные экономические и социальные проблемы. Мыслители и мудрецы различных эпох излагали свои мысли по их поводу, давали наставления. Но все это со временем становится неактуальным, остается просто историей. А вот основные принципы духовной жизни людей остаются неизменными, и они содержатся в евангельских притчах, которые живут и в 21 веке.

Сколько открытий, различных природных и общественных катаклизмов произошло с тех пор, как Иисус Христос произносил эти истории-притчи, но они до сих пор живы. Притчи понимают, над ними задумываются во все времена и люди всех наций, поэтому они будут актуальны всегда. Действительно, прав протоиерей Владимир Хулап, заметив в своей книге, что евангельские притчи – это «голос через века». Этот голос заставляет нас думать, мыслить, учиться и расти духовно. Это голос Бога.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.