Преподобный Тит, пресвитер Печерский

Житие святых

В большинстве своем мы о Боге не думаем. Живем со скоростью света. Грешим примерно с той же скоростью. Но, если вдруг что, идем в храм. Свечу затеплить. Как правило, известному святому. Благо, их, таких – любимых и почитаемых, много. Вот только жаль, что мы ничего не знаем о тех святых, которые не менее достойны внимания, несмотря на отсутствие биографии.

Об этом святом тоже ничтожно мало написано. Но почему-то он так мил душе, что хочется перечитать и запомнить каждую скупую строчку о нем, каждую мысль, донесенную до нашего времени древними авторами и пересказанную современными толкователями. В марте месяце Церковь дважды празднует память преподобного Тита Печерского, пресвитера.

Преподобный Тит, пресвитер Печерский

Отсутствие жития – не причина не знать и не помнить

Около двух тысяч лет минуло с той поры, когда возникла христианская вера, и появились первые святые. За это время мир перенес столько глобальных бедствий: разрушения городов и целых царств, смену цивилизаций и, конечно же, исчезновение каких-либо свидетельств о том или ином событии или человеке.

Поэтому мы ничтожно мало знаем о некоторых праведниках. Все, что порой известно, так это имя, отдельные изречения или очень кратенькое описание выдающегося подвига или момента, характеризующего святого. А между тем, в дошедших до нас свидетельствах встречаются воистину необыкновенные личности.

Киево-Печерская Лавра и мироточивые святыни

Для начала в качестве примера приведем Киево-Печерскую Лавру, где, скажем, в Ближних пещерах, бережно покоятся мощи 79 святых, мироточивые головы 32-х монахов.

Кстати, химический анализ выделяемого святынями вещества показал, что это уникальная, источающая благоухание, жидкость, в основном, состоящая из белка, и не имеющая известных аналогов.

«Мироточе́ние – явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых» (Википедия).

И ничего, что личности многих святых буквально окутаны тайной, имена некоторых до сих пор не известны или до нас дошли лишь фрагментарные сведения о ком-то из них. Верующие столетиями обращались к ним за помощью, а Церковь не ставит под сомнение существование ни одного праведника, и продолжает праздновать их память.

Среди святых мощей, покоящихся в Лавре, есть и останки малоизвестного преподобного Русской Православной Церкви Тита, пресвитера Печерского, подвизавшегося здесь в XII веке.

Что известно о преподобном

Агиографы отмечают, что все, известные нам, описания представляют собой некую компиляцию данных про лаврского иеромонаха. Все это размещено в разных источниках – начиная патериком Печерским, и кончая кратенькими житийными описаниями (почти во всем повторяющими друг друга), в том числе, пера святителя Димитрия Ростовского, преподавшего потомкам для научения житие этого смиренного подвижника Лавры.

По тем крупицам данных, которые при желании найдутся в интернете, можно полагать, что печерский угодник дожил до преклонных лет, был кроткого нрава, скромно совершал постнические подвиги и вел чистое житье. Все это повлекло общую приязнь к нему монашеской братии, и он был рукоположен во священника (пресвитера).

О тех, кто писал о благочестивом монахе

В одной из публикаций, выложенных в интернете, можно найти признание некого блаженного Симона, писавшего к неизвестному нам Поликарпу о чуде, которое он сам, по его словам, видел лично. Очевидно, речь о святителе Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, описателе жизни Киево-Печерских преподобных отцов.

Примерно в то же время, в которое жил и преподобный Тит, владыка Симон был пострижеником Печерского монастыря. Оказывается, эти его послания «Сказания о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися» положили начало Киево-Печерскому патерику.  

Афанасий Кальнофойский, церковный писатель, подвизавшийся в Киево-Печерском монастыре, показывая святые мощи почивающих в Антониевой пещере, был чрезвычайно краток. Он написал: «… святый Тит, пресвитер, чудотворец, с братом своим во Христе Анастасием» (не нужно путать с преподобным Титом-воином, который тоже стал иноком в той же обители и до последнего дыхания оплакивал грехи свои).

Иеромонах Мелетий Сириг в своем каноне, посвященном преподобным отцам Ближних пещер, написал, что «Тит смирением низложил беса гневного». То есть, настолько смирил свою душу и жил в такой духовной чистоте и великом смирении, что она возвысилась до полной, невозможной без самоотвержения и смирения, любви.

Второй канон преподобным принадлежит перу святителя Димитрия Ростовского.

Спасительная история

«Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4,7-8).

В очень кратком, но таком емком житии уважаемого братией священноинока Печерского монастыря наглядно проявляется то, как нисходит «мир Божий», превосходящий всякое понимание и оберегающий душу и тело человека, и как открывается «гнев Божий с неба на всякое нечестие» (Рим.1:18).

Об этом можно судить по судьбе преподобного Тита, пересказанной и переданной нам через века современными толкователями. Она неразрывно связана с его духовным братом, точнее, с историей об их дружбе, вражде и исходе. История описана, в том числе, в «Сказании о двою брату, о Тите попе и Евагрии диаконе, имевших между собой вражду» (Патерик Печерский), вошедшем в послание епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому.

Ссора монахов

Братская и по Бозе любовь Тита и Евагрия (черноризца того же монастыря), их верная долголетняя дружба вызывали всеобщее восхищение. Ведь эти подвижники жили в единомыслии и согласии.

Однако диавол, подстрекаемый ненавистью ко всему Божию и святому, посеял между ними раздор и вражду. Да такую сильную, что сердца еще недавно уважающих друг друга людей переполнились страшным гневом и пламенной ненавистью. Оба старались делать все, чтобы их пути нигде и ни в чем не пересекались. Дошло до того, что они стали избегать друг друга даже при совершении богослужения. При литургисании, когда один кадил, – другой ускорял шаг, чтобы его не коснулось благоухание ладана.

Очень долго смиренные до этого иноки, находящиеся в священном сане, пребывали в греховном состоянии. Хуже того, не страшась без примирения и прощения Чаши касаться, преподавая Христовы Тайны, и сами дерзали подходить к Причастию.

Монахи сердечно умоляли бывших друзей примириться. Но, увы, их многочисленные сердечные просьбы о примирении так и оставались без ответа гордецов.

Смерть одного и исцеление другого

«Если кому случится умереть во вражде, то такового ожидает неумолимый суд» – Ефрем Сирин.

Но Господь поругаем не бывает, и однажды Он промыслительно попустил преподобному тяжко, вплоть до смерти, заболеть. Впав в тяжкую болезнь, угодник Божий пребывал в страшных муках. Искренне и со слезами повинившись пред Господом, он попросил привести к нему бывшего товарища.

Понимая, что скоро отдаст Богу душу, раскаявшийся священноинок хотел только одного: покаяться перед недавним сомолитвенником, и смиренно обратиться к нему с этими словами: «Прости меня, брат, ради Господа, за то, что я оскорбил тебя гневом своим». 

Но жестокосердый диакон не только не простил духовного брата, но и обрушил на болящего целый поток ненависти в ответ и проклятий. Братия, понимая, что Тит скоро покинет этот мир, силою заставили подойти озлобившегося диакона к ложу умирающего. Умилившись и надеясь умирить Евагрия, Тит припал к его ногам, и слезно просил простить и благословить.

Но не удалось ему достучаться до ожесточенного сердца упрямца. Тот без жалости и сожаления отвернулся от болящего, и только произнес с ненавистью: «Я никогда не хочу примириться с ним: ни в сем веке, ни в будущем!». А сказав, изловчился и, довольный, вырвался из рук монахов.

Вырвался, да вот только так и не сделал больше ни шагу, тут же испустив дух и упав замертво. Смертельно болящий, к благоговейному ужасу присутствующих, встал с постели, словно и не он только что умирал.

Чудо покаяния

Иноки, потрясенные внезапной смертью одного монаха и чудесным выздоровлением другого, стали расспрашивать не только выжившего, но и окончательно выздоровевшего о том, как такое могло случиться. Тот признался, что еще во время болезни ему открылось чудесное видение. Потому, удвоив свои молитвенные подвиги, и умолял привести к нему заклятого врага, которого, впрочем, таковым уже не считал.

Оказывается, пресвитеру, пребывавшему в страшном гневе и ненависти к Евагрию, Господь открыл страшную картину: от него самого отвернулись Ангелы, горько оплакивая гибель его души, а бесовское войско ликовало, видя непримиримую вражду между двумя монахами и нежелание одного из них примириться. 

Священноинок тут же поспешил с поклоном испросить прощения у черноризца, не считая это за унижение. Когда Евагрий, не простив покаявшегося брата, отказал ему, Ангел поразил его насмерть своим пламенным копьем. Тита же крылатый вестник поднял с кровати, и тот моментально исцелился.

Иноки, услышав этот рассказ, с глубокой скорбью и молитвами хоронили нераскаявшегося Евагрия. Но, как говорится в кратеньком житии, они так и не смогли ни сложить руки покойнику, ни закрыть его глаза и рот, как будто тот давно скончался, а не только что.

Опыт, извлеченный из истории с Евагрием

«Солнце да не зайдет во гневе твоем. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:7-8).

Преподобный, стяжав невозмутимый мир в душе своей, осознал, что примирение с диаконом принесло примирение и с Богом, а еще – избавление от неминуемой смерти души и тела.

И теперь, святой Тит, как и все остальные насельники монастыря, следил за каждым словом, не допуская обидных фраз, избегая малейшего проявления гнева, прощая других, чтобы жить в мире со всеми. За что и был прозван Миролюбивым. 

Вот так и пришла милостивому монаху неизменная, от Господа даренная, любовь ко всем людям. И он собственным опытом познал и душой прочувствовал, что любовь эта – настоящая, и является ключом к совершенству. Потому что «… долготерпит, милосердствует… не завидует», исходя от «чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры», состоит из добродетелей, в том числе поста, целомудрия и непрестанной молитвы, и покрывает множество грехов.

Кончина священноинока Тита и его мощи

Нам практически ничего неизвестно о точной дате ухода из этой жизни святого, как и о том, при каких обстоятельствах это произошло. Но в некоторых источниках указывается примерная дата смерти преподобного: 28 февраля (по старому стилю) не прежде 1190 года (некоторые источники называют 1196 год).

Преподобный Тит, пресвитер Печерский

Судя по тому, что при жизни угодника Божия называли Миролюбивым, думается, и кончина его не могла быть иной, кроме как мирной и благой. В награду за свои добродетели он на Небесах обрел покой, к которому неустанно стремился, завершив земной путь, исполненный трудов и подвигов.

Священные останки преподобного Тита, как мы уже знаем, покоятся в одной из пещер Киево-Печерской Лавры (Ближние пещеры, Антониевы), где обрели вечный приют многие святые, чьи имена незнакомы нам, но у Бога записаны. А душой святой пребывает в раю, вознесенный туда ангельским воинством.

О нем, некогда согрешившем, а затем достойно исправившемся праведнике, Ангелы могли произнести лишь слова, сказанные апостолом Павлом:

«Бог, дарующий утешение кротким, оказал нам благодеяние, ниспослав Тита» (2 Кор.7:6).

Церковь совершает память о святом Тите 12 марта (11-го – в високосный год). А еще у преподобных отцов Ближних пещер есть общая с преподобными Дальних пещер память. Она отмечается в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящая дата). 11 октября – еще одна переходящая дата Собора Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах (праздник был установлен в 1670 году).

О чем молиться Титу Печерскому

Тема примирения с ближними актуальна была всегда, в том числе, и в наше время. Даже родным людям порой бывает сложно примириться и разрешить затянувшийся конфликт. Никто не хочет простить от души вторую половину, уступить ей, лишая при этом и ее, и себя душевного мира и покоя.

Что делать в таких случаях? Вспомнить для начала Христа, Который, будучи распятым на Кресте, молился за врагов Своих, мол, не ведают, что творят. А еще, успокоившись, начать молиться за другого. И не разово, а пока его сердце, не желающее примирения, не оттает.

Господь, видя желание примирения, поможет разрешить даже очень давнюю вражду. Молитва преподобному Титу Миролюбивому поможет и нам, кто во вражде или ссоре, и обижающим нас или нами обиженным обрести покой и жить в мире и радости о Духе Святом.

Те, кто знает преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах, обращаются в молитвах к небесному жителю с просьбами об исцелении от тех или иных болезней, помощи в семейных нуждах, при ссорах и раздорах.

Тропарь

Братолюбне тя живуща видев любве ненавистник,/ победил тя во гнев,/ но, ведый твоя прежния труды любве источник – Господь,/ преложи тя паки на братолюбие,/ в немже ты прочее пожив Богоугодне,/ молися о нас, яко да поживем братолюбне.

Кондак

Смирению Господню подобней,/ смирился еси, священник сый пред лицем гордаго диакона Евагрия,/ беззлобие Тите,/ за что приял еси не токмо временныя жизни неотпадение,/ Ангелу тя воздвигшу,/ но и вечныя наслаждение,/ в нейже ликуя, избавляй нас лютаго гнева и памятозлобия.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.