Наверное, о таком духовном наставнике мечтает каждый, кто, в поисках Бога и ревностном Ему служении, допустил немало непросительных ошибок. К счастью, Симеон Новый Богослов, сыграв важнейшую роль в истории, оставил потомкам не только самодостаточное духовное наследие, но и свой, глубоко личный, духовный опыт.
Неслучайно имя автора «Катехизиса» и других творений, носителя аскетического и мистического духа преподобных, гонимого своими же и боровшегося за свои убеждения и чистоту веры, стало синонимом духовного лидера и учителя. Судьба святого была непростой, но преподобный и богоносный отец Церкви с честью выполнил свою задачу.
Биография
В отличие от многих других, не менее достойных святых, о Симеоне до нашего времени дошло много информации. И она черпается не только из основного источника – жизнеописания, сделанного Никитой Стифатом, учеником преподобного, или из его сокращенных версий.
Подробные описания святого автобиографичны, а потому и более удобны для создания его духовного и жизненного портрета. А еще они ярче и полнее, чем стилизованное житие пера Никиты, раскрывают личность преподобного.
Отрочество и несостоявшаяся карьера
Святой, чье имя большинству известно по составленной им молитве «От скверных устен…», читаемой перед Причастием, жил во времена крупных событий, на стыке первого и второго тысячелетий христианства.
Местом рождения (будущий подвижник появился на свет в 949 году) считается местечко Галати в малоазийской Пафлагонии. Ему повезло с родителями – это были провинциальные дворяне, и не просто благочестивые, добродетельные и самодостаточные. Заботясь о будущем сына, Василий и Феофано озаботились, чтобы тот получил нужные знания. Желая после получения безупречного образования отдать мальчика на государственную императорскую службу, отец отвез его, 11-летнего, в Константинополь.
Здесь дядя мальчика, влиятельный при дворе человек, взялся пособить племяннику. Но не случилось, потому что молчаливого и замкнутого юношу не привлекала светская карьера. Он, получив среднее образование, не гнался за высшим, хотя и имел все основания для того.
Поиски духовного наставника
Скорее, это был период поиска самого себя под влиянием духовной литературы, окружавшей его, и Симеон, стремясь с малых лет к добру, и не принимая греха, возжелал посвятить себя Богу. Но как это совершить, какие шаги для этого сделать – он не знал.
Вот и занялся 14-летний отрок, чьи мысли будут позднее глубоко укоренены в исторических традициях Церкви, поисками праведника, чтобы тот просветил знаниями и направил на нужную стезю. Его окружение, зная о положении Симеона и перспективах в светской жизни, пыталось отговорить от этой затеи. Но тщетно. Он горячо молил Бога о помощи. И Господь утолил эту жажду знания, послав ему вразумление в лице старца, не имеющего сана. Это был престарелый инок Симеон Студит, которого святой назовет благоговейным. Это он в Студийском монастыре помогал его духовному росту, приучал к молитвенному деланию.
Юноша такой проникся любовью к нему, что почитал как святого. Он усилил молитвенное правило, а однажды, после очередного вразумления старца, даже сподобился мистического озарения. Ему, когда стоял на молитве, был явлен Невещественный Огонь.
Испытав несказанную радость и легкость, юный молитвенник попросил у духовника пострига, но тот, приведя серьезные аргументы, отложил. Симеон-старший, понимая, что в таком нежном юношеском возрасте это делать рано, дал мальчику срок. А после этого духовный отец указал на время для перемен. Юноша решил оставить мир, предать себя в руки отца. Он вернулся домой, усердно постился, изучал «Лествицу», готовясь к духовной жизни.
Охлаждение и уход в монастырь
Несмотря на все эти знаки и памяти о своем стремлении служить Богу, юноша несколько лет жил рассеянной светской жизнью. К счастью, он не порвал связи со своим духовным отцом и, его молитвами, старался не вступать в грязные греховные связи и не услаждать себя дурными похотями и желаниями.
В итоге, стремление к духовному совершенству и монашеству победило. После длительного периода охлаждения, Симеон решительно отрекся от мира. Агиографы, рассказывая об этом периоде жизни преподобного, пишут о том, как слезно отец просил сына не делать этого шага.
Но тот, уже выбрав Господа, письменно отрекся от наследства, взял только то, что ему принадлежало, и ускакал на коне. По пути безутешно рыдал, скучая по отцу, пока его не настигла где-то в горах благодать Святого Духа – утешающая и радующая.
Удалившись в Студийский монастырь, 27-летний молодой человек, стал послушником.
Монашество: зависть братии и постриг
Придя в обитель, Симеон крепко взялся за аскезу, усилив молитву и расширив свое правило. Встретив здесь, к радости своей, давнего духовного наставника, начал все его требования исполнять, ведь искренне почитал Симеона Благоговейного и привязался к нему.
Изгнание из монастыря
Все это не могли не заметить братия. Насельники, явно из зависти к духовному преуспеянию послушника, возмутились и нажаловались настоятелю. Тот нашел такое отношение духовного чада к духовному отцу ненормальным, а всецелое ему подчинение – вредным, ибо противоречило общим правилам подчинения отца игумену.
Предложение настоятеля отказаться от руководства Симеона-старшего расстроило младшего его тезку, но он не пожелал ослабить послушание. И скоро его изгнали из монастыря, хотя кто-то из историков пишет, что он сам покинул его, чтобы не искушать недовольных иноков.
Монашеский постриг и подвижничество
Духовник отвел любимого ученика к известному добродетелями игумену Антонию константинопольской обители святого Маманта, и доверил ему его. Но, хотя и тут лукавый не отступался, пытаясь отвратить воина Христова от монашества, тот оставался непреклонен в своих планах.
Здесь, в Ксерокеркской обители, как пишут историки, он и был пострижен в монаха. Произошедшее заставило молитвенника усилить свои подвиги, предаться безмолвию, молитве и прилежному чтению Святого Писания.
По словам Никиты Стифата, преподобный ежедневно причащался Тела и Крови Христовой. В его крохотную келлию никто не входил. Спал он мало, а под воскресенье вообще глаз не смыкал. Не празднословил. Постился, вкушая в будни только овощи и семена. Был в полном послушании у своего духовника, который все так же подвизался в Студийском монастыре.
Игуменство
Святая обитель к тому моменту была в полном запустении. Духовное и нравственное состояние тех немногих иноков, лишенных должного окормления, оставляло желать лучшего. И преподобный бросил все усилия на укрепление их духа, восстановление монастыря, его внешнего вида и изменение внутренней жизни братии.
В нем проснулся талант организатора, чуткого наставника и истинного аввы для своих подопечных. В итоге, благодаря постоянно возносимой им молитве и Промыслу Божию, монастырь святого Маманта быстро возродился.
Дошло до того, что и хранилище книжное появилось, и священные облачения, светильники из прозрачного камня, удивительные по красоте паникадиле и др. Что, конечно же, повлияло на приток новых монахов.
Духовное окормление
Будучи духовным наставником, он и окормляемую братию убеждал в том, что ощущение Божьего присутствия возможно даже на ранних этапах подвижничества. И готов был поделиться с ними и другими людьми своим духовным опытом, включая опыт переживания мистического общения с Господом.
Но святой Симеон ставил неизменными условиями жизни с Богом и в Боге, со Христом и во Христе – смиренное следование своим духовным путем, соблюдение заповедей, постоянную молитву, послушание духовному наставнику. Он до конца дней своих со слезами на глазах причащался, и традицию ежедневного причащения со слезами пытался возродить среди братии.
В биографии святого мы читаем о множестве случаев его заботливого попечения не только об иноках, но и чадах своих – мирянах, и не только бедных, но и богатых, людях публичных, которым не хватало духовного окормления.
Когда в обители наладилась и дисциплина, и духовная жизнь, а обитель выглядела вполне достойно, благодаря в том числе сторонней финансовой помощи, лукавый стал снова строить козни. На этот раз против преподобного восстала группа монахов.
Не все готовы были принять его учение и следовать ему. Кому-то не хватало рвения и усердия. Кто-то был возмущен якобы слишком строгими требованиями монашеской жизни. А другие обозлились тем, что преподобный Симеон слишком часто приводит в пример свой опыт.
Конфликты
Недовольство переросло в открытый конфликт. Но, вопреки постоянно возникающим трудностям в управлении обителью, святой Симеон не ослабил требований – он и далее вел монахов по непростому, но такому спасительному пути к Царствию Небесному.
Прошло 15 лет после того, как отец Симеон принял пост игумена. Однажды во время проповеди около 30-ти бунтовщиков таки попробовали избавиться от него. Но оппозиционерам, чтобы остановиться, хватило лишь одного его взгляда.
Тогда они пошли в Патриархии, но Патриарх Сисинний, выслушав суть претензий и убедившись в правоте настоятеля, вообще распорядился изгнать скандалистов из обители и даже отлучить от Церкви. Но пастырь, будучи человеком милосердным, делал все, чтобы они вернулись в монастырь.
Следующий конфликт был связан с почитаемым преподобным учителем.
Где-то в 1005 году, преподобный, по благословению Патриарха Сергия, передал свои полномочия игумена другому (его ученику, Арсению). Предположительно, это могло сбыть вызвано его желанием последние годы жизни провести в уединении и безмолвии. Но противники по-прежнему оставались недовольны его деятельностью и духовным наследием.
Дело в том, что за ежегодно устраиваемым игуменом богослужением в день памяти старца Симеона Студита Благоговейного, которому была написана служба и икона, молились многие его почитатели. Против этой инициативы выступил подзуживаемый сатаной Стефан, экс Никомидийский митрополит. Он обвинял святого в чрезмерном почитании духовника (к тому моменту уже почившего) до момента его канонизации. И это при том, что игумен никогда не сомневался в святости своего духовного отца и ему не нужно было официальное ее подтверждение. Ведь прошло время, и старец пополнил список святых.
Конфликт окончился не сразу, и не в пользу святого Симеона – изгнанием из монастыря, случившемся не без поддержки церковных иерархов.
Последние годы жизни
При помощи Божией и заботе духовных чад, преподобный не остался не у дел. Заботясь о нем, сановник Христофор передал ему в управление молитвенный дом святой Марины, где святой Симеон и основал монастырь.
В оправдание своего учителя, его последователи старались защитить наставника. Да и сам он в свое оправдание передал Патриарху некую рукопись, после изучения которой Синод признал ее соответствующей ортодоксальным верованиям.
Святой Симеон из изгнания не вернулся в свой монастырь, хотя Патриарх и предложил это сделать, возвестив его в епископский сан. Преподобный служил Богу в устроенном им монастыре святой Марины, приведя его в порядок, расширив, и именно здесь написав бо́льшую часть своих «Гимнов».
Болезнь и кончина
Последние годы жизни прославленного и добровольного многострадального мученика были преисполнены Божественной любви, и не только к братьям во Христе, монахам, но и ко всему миру. Вся его жизнь была заточена на ней.
Но на закате жизни преподобный заполучил болезнь желудка, и очень быстро стал ослабевать. 25 марта (12 марта по старому стилю) 1022 года он мирно почил, тихо и спокойно произнеся: «В руки Твои, Христе Царю, передаю дух мой».
Творения
Почему византийского монаха, исихаста, мистика, богослова, духовного поэта и составителя молитв назвали Новым Богословом? Цель одна – чтобы его, оставившего потомкам богатое письменное духовное наследие, отличали от святого Иоанна Богослова и Григория Назианзина, богослова IV века.
У преподобного, воплощающего аскетический и мистический дух святых отцов, насчитывается немало текстов: цикл «Богословские Слова» (трактаты, посвященные единству Святой Троицы), Слова (3 Богословских, 15 Нравственных, 34 Огласительных, 2 Благодарственных), Послания, Сборники, Dubia (оспариваемые) и Spuria (приписываемые, чья подлинность вызывает сомнения у ученых), работы на иностранных языках, нравственно-аскетические труды, гимнография (58 Гимнов), 225 Глав и т.д.
Сложно кратко сформулировать их, но надо отметить, что он много пишет о духовном опыте, уделяя много внимания и другим важным темам. Так, святой рьяно аргументирует свою позицию о равенстве Сына Отцу, опровергая взгляды оппонентов (называя их «новым заблуждением и нелепым богословием»), отрицающим это равенство. Доказательства единства Троицы у него опираются на Священное Писание и аналогию с трехчастной природой человеческой души.
Он, как и святитель Григорий Назианзин, настаивал, что способность к богословствованию дается лишь тем, кто познал Бога через созерцание и благодать Святого Духа, и что истинное знание Бога обретается через духовный опыт и практику, прежде всего аскетами и мистиками, а не теми, кто лишь демонстрирует свои знания. В третьем «Слове» он раскрывает учение о Боге как о Свете, к которому может прикоснуться человек.
Часто, опираясь на Священное Писание и труды отцов, преподобный не фиксирует собственные мысли, а, скорее, воспроизводит их «из памяти», проникаясь их духом через постижение и откровение.
«Катехизис», в котором прежде всего отражены его наставления и учения, словно соткан из свидетельств и подтверждений вечной традиции, церковного сознания, передающегося от Ветхого и Нового Завета, через апостолов и отцов Церкви, до старца Симеона Студита, и выраженного в словах этого святого.
Христианин, озаботившийся своим внутренним духовным миром, откроет для себя в произведениях святого уникальное пособие по сокровенному деланию во Христе и созданию личного опыта богообщения, взращиванию в себе веры, доверия к Господу, любви к Нему и ко всему миру.