Сирийский епископ Церкви Востока, христианский писатель-аскет и непревзойденный богослов, чьему перу принадлежит уникальное духовное наследие, стал одной из ярчайших фигур христианского благочестия, чьи учения и сегодня вдохновляют и направляют верующих на пути духовного самосовершенствования.
Где, когда родился, жил и подвижничал тот, кто стал для православного мира символом глубокого покаяния и внутренней тишины, какими письменными работами по аскетизму запомнился преподобный Исаак Сирин, память которого Церковь празднует по новому стилю 10 февраля?
- Биография
- Разные источники – разные версии
- Где и когда родился Исаак Сирин
- Монашество и епископство
- Епископство
- Оставление епископской кафедры
- Отразилось ли епископство святого в несторианской Церкви
- Подвижничество
- Последние дни жизни и кончина
- Почитание
- Творения Исаака Сирина
- Гимнография: сколько молитв и о чем они
- Молитвы
- Слова
- О чем нравственно-аскетические труды Исаака Сирина
- Труды на сербском языке о подвиге Исаака Сирина
Биография
По мнению патрологов, преподобный Исаак Сирин стал единственным, кто обрел мировую славу из когорты малоизвестных за пределами восточно-сирийской традиции писателей, символизирующих собою так называемый «золотой век сирийской христианской литературы».
Но, как и в большинстве случаев с раннехристианскими святыми, до нас дошел минимум сведений о его семье, жизни и других важных моментах. Да и то, данные эти скупы и порой разнятся в деталях (до такой степени, что преподобного долго отождествляли с разными личностями).
Несмотря на то, что в научных кругах и сегодня ведутся споры относительно главных дат, благодаря усилиям патрологов, преданиям и редким автобиографическим сведениям, которые можно найти только в творениях Исаака, его биография была частично восстановлена.
Разные источники – разные версии
По словам святого Григория Двоеслова, праведный муж Исаак жил неподалеку от итальянского Сполето во времена древних готов, и пробыл тут до конца их владычества. Многие римляне знали святого и чтили, но он не был итальянцем, о чем святитель узнал от отца Елевферия – близкого соратника Исаака Сирина.
Некую информацию об аскете содержат два сирийских источника – «Книга целомудрия» о святых отцах (авторство приписывают восточно-сирийскому историку IX столетия Ишоденаху, епископу Басры) и западно-сирийский источник – без автора, времени и места написания.
Но, как подчеркивают патрологи, когда Патриарх Сирийской Католической Церкви Игнатий Ефрем II Рахмани выпустил в свет «Житие святого Исаака» от яковитского автора-анонима, в нем были указаны слегка дополненные сведения из «Книги целомудрия».
Где и когда родился Исаак Сирин
Есть информация о том, что преподобный родился в Восточной Сирии, примерно в начале VI века. По еще более уточненной информации (из жизнеописаний Ишоденаха), город его рождения – Бет-Катрайе (современный Катар), а жил он во второй половине VII столетия в Сирии и Ассирии.
Согласно еще одной версии места рождения преподобного, на свет он появился у моря, в Катаре, а детские годы прошли на берегу Персидского залива (историки связывают этот вариант с частым упоминанием святым в его сочинениях кораблей, матросов, капитанов, ветров, штормов и т.д.)
Более достоверная информация была представлена широкому кругу церковных историков после публикации арабского жизнеописания святого. Хотя для более четкой идентификации личности преподобного все еще не было достаточного фактажа о его рождении, миру таки было явлено немного больше данных, хотя и кратких.
Итак, исходя из имеющихся исторических памятников, можно предполагать, что Исаак Сирин жил приблизительно в VI-VII вв., и происхождением был или из Беф-Катарайе (на берегу Персидского залива, где, скорее всего, и прошло детство будущего пустынника), или из города Ниневии.
Больше почти ничего неизвестно о семье святого, как и о том, где и как он жил до принятия епископского сана.
Монашество и епископство
Однажды юный Исаак и родной его брат пришли в монастырь Мар-Матфея (в разное время здесь подвизалось до 7 тысяч монахов). На фоне остальных насельников новички-монахи сразу стали выделяться своей мудростью, ученостью и высотой подвигов.
Старшего брата поставили начальствовать над обителью, а Исааку ближе было безмолвие и молитвенное уединение. В поисках более глубокого общения с Богом, юный инок и удалился в пустыню. Здесь, в отшельнической келье, будущий христианский писатель проводил дни в молитвах и размышлениях, «внимая себе и Богу».
Видя добродетельное житие Исаака, к его келье стали стекаться люди. Многие, возлюбив Господа и уединенное житие, оставались при подвижнике, сохранявшем нижелюбие.
Вот так, как пишут некоторые историки, и образовался монастырь.
На святого тогда не подействовали слова брата, настаивающего на возвращении в обитель. Подвижник оставался отшельником, аргументируя свой выбор необходимостью присутствия тишины для молитвы, богомыслия, борьбы с рассеянностью и т.д.
Ученые полагают, что монахом Исаак стал не в родных краях, а на чужбине. Очевидно, к такому выводу они пришли с учетом ответа некого старца преподобному: «ты никому не известен в этой стране, жития твоего не знают».
Не совпадает с этим мнение анонима (западно-сирийского) о том, что Исаак Сирин «был монахом и учителем в своей области», точнее – в Катаре, откуда католикос Гиваргис забрал его с собой в Бет-Арамайе.
Епископство
Исааку приписывали педагогические качества и умение вдохновлять на путь духовности. Наверное, эти качества, упование на Бога и просьбы ниневитян о епископской хиротонии, поспособствовали принятию любителем безмолвия и уединения архиерейского достоинства из рук патриарха Мар Гиваргиса (Георгия) в монастыре Бет-Аве.
Некоторые патрологи полагают, что католикос рукоположил монаха-аскета Исаака Сирина (который был родом из Катара) по причине своего желания воссоединить катарских епископов с Церковью Востока. Отсюда возникает и примерная дата рукоположения преподобного – 676-680 годы.
В «Книге целомудрия», где описывается рукоположение Исаака Сирина во ниневийского епископа, еще четче очерчивается время и география жизни преподобного.
Оставление епископской кафедры
Но это послушание было непродолжительным. Исаак Сирин отрекся от сана и ушел на гору в области Бет-Хузайе. Причина долгое время была неизвестна. Сейчас об оставлении им епископской кафедры существует несколько мнений.
Одно из них выражено на арабском языке в сказании, и заключалось в том, что преподобный, который занялся духовным просвещением народа, якобы не смог разрешить несложный конфликт, возникший между двумя людьми, и в расстроенных чувствах удалился из города.
Вряд ли святой не смог справиться с таким простым вопросом или несогласием с местным клиром. Возможно, привыкший к отшельнической жизни святой, просто истосковался по безмолвию и уединению, и оставил епископский престол.
Патрологи полагают, что, скорее всего, Исаак Сирин покинул Ниневию и ушел в пустынный скит по причине постоянного разжигания в городе конфликтов между противоборствующими партиями. Он был не склонен к спорам на догматические темы, потому и предпочел уйти.
Отразилось ли епископство святого в несторианской Церкви
Как мы уже знаем, согласно историческим данным, дошедшим до нашего времени, Исаак Сирин был епископом Ниневии. А то был город, входивший в юрисдикцию несторианской Церкви в Персидской империи. Тогда, как он мог быть прославлен Православной Церковью?
Но, уверенно утверждают в русской богословской среде, эта принадлежность была лишь формальной. Православная Церковь, канонизировавшая Исаака Сирина, высоко чтила и чтит и самого подвижника, которого величали «великим учителем внутренней жизни», и его духовное наследие, в котором и близко нет ничего от ереси.
Напротив, по словам профессора А. И. Сидорова, преподобный в своих творениях, признанных Византией и Русью творениями святого мужа, «явил глубину православного Богомыслия» А Христология преподобного «церковна и имеет православный характер». И поэтому вопрос этот навсегда снят и закрыт.
По преданию, однажды старец Паисий, пытался переубедить одного богослова, утверждавшего, что авва Исаак – несторианец, но тот стоял на своем. Старец, идя для молитвы в келью, увидел видение – перед ним шел лик преподобных отцов. Один из них, остановившись, сказал старцу: «Я Исаак Сирин. Я весьма и весьма православный. Действительно, в той области, где я был епископом, была распространена несторианская ересь, но я с ней боролся».
Подвижничество
Великий богослов и тайнозритель, достигший вершин Богопознания, один из самых сложных для понимания и перевода сирийских писателей, Исаак Сирин являлся ярким примером подвижничества и духовных трудов. Монахи следовали и следуют в наше время его учениям о духовной дисциплине.
Практикуя аскетические практики, типичные для монахов-подвижников, святой непрестанно молился, жил в трудах и строгом посте (не ел вареное, а принимал три хлебца еженедельно, разбавляя свой скудный рацион травой).
Высота подвижнической жизни преподобного была столь велика, что, как пишут историки, его при жизни почитали святым.
По словам преподобного Иосифа Исихаста, если бы не осталось ничего из писаний святых отцов-пустынников, а остались только труды Исаака Сирина о трезвении и молитве, то этого вполне хватило бы для того, чтобы человек научился жить в безмолвии и молитве.
Последние дни жизни и кончина
О последних годах жизни аскета, которого Господь наделил даром прозорливости, пророчества и чудотворений, нет точных данных, разве что несколько деталей.
Когда Исаак Сирин к старости утратил способность видеть, он стал начитывать свои наставления, которые усердно записывали его ученики-писцы.
После отречения от сана святой уединенно жил в монастырской обители Раббана Шапура на горе Шуштар, где и был погребен. Когда и как скончался подвижник – об этом история умалчивает. Правда, существует версия о том, что авве Исааку было 75 лет, когда он умер, и что жил до 596 года от Рождества Христова.
Почитание
Почитание скромного епископа из далекой персидской провинции, ставшего святым отцом Православной Церкви халкидонского направления, на чьих аскетических творениях воспитывались многие поколения православных, имеет более чем тысячелетнюю историю.
Почитание, которое, впрочем, не прекращается в наши дни, началось с греческого перевода произведений Исаака Сирина, и выражается не только в переводах и постоянном изучении творений епископа Ниневийского.
Во-первых, Православная Церковь совершает память святого (в один день с другим великим сирийским писателем-аскетом, преподобным Ефремом Сириным – иеродиаконом, оставившим после себя не менее солидное творческое наследие). Ему посвящены тропарь, кондак и молитвы.
Во-вторых, иконы великого православного подвижника можно видеть в иконостасах многих православных храмов и в настенной росписи. Так, одно из известных изображений святого, относящееся к началу XVI столетия, нашло место в оригинальном иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Несмотря на то, что в наши дни его почти полностью закрыл более поздний иконостас, через «окно» в местном ряду, где и был расположен образ, отчетливо просматриваются образа трех святых, среди которых – Исаак Сирин.
Образ пламенного молитвенника, любителя уединения и безмолвия присутствует и в книжной миниатюре.
Творения Исаака Сирина
Плодовитый церковный писатель, великий православный подвижник и аскет, пустынник и наставник монахов, преодолевший испытания на пути к Богу, оставил после себя достойное духовное наследие, в котором подчеркивал важность смирения, любви и сострадания, сердечный покой и духовное единение с Богом, обращал внимание на внутреннюю жизнь человека.
О точном количестве сочинений, которые оставил после себя авва Исаак, говорить не приходится. Но все, что было открыто, говорит о том, что автор был хорошо образован, духовно зрел и весьма плодовит.
Спектр вопросов, которые поднимал преподобный в своей литературной деятельности, достаточно широк. Он много писал увещеваний для монашествующих, наставлений о догматических истинах, делился своими психологическими наблюдениями и опытом переживания встреч с Господом. И, вопреки тому, что его сочинения носили аскетический характер, адресованы они не только монахам.
Духовный писатель в своем творчестве проявил связь между назиданиями этими и практической их реализацией к жизни. Акцентировал на необходимости внимания даже к тем грехам, которые почитаются малыми.
Гимнография: сколько молитв и о чем они
Великий христианский подвижник оставил значительное наследие в гимнографии (гимнография – небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения в определенные моменты службы).
Творения Исаака Сирина, проникнутые глубоким духом покаяния и молитвы, представляют собой не только богословские размышления, но и мудрые наставления в духовной жизни. В его молитвах акцентируется внимание на милосердии Божием, значении смирения и необходимости внутреннего очищения.
Преподобный Исаак Сирин побуждает нас обращаться к Богу с чистым сердцем, прося помощи в борьбе с грехами. Всего известно несколько десятков молитвенных текстов, в которых авва Исаак подчеркивает важность постоянного молитвенного дерзновения и стремления к божественной любви. Эти произведения сегодня вдохновляют и укрепляют верующее сердце в стремлении к святости.
Молитвы
«Молитву почитай ключом к истинному разумению сказанного в Божественных Писаниях» (Исаак Сирин).
Писатель-аскет в предисловии к первой части этого раздела («Глас ко Господу») дает спасительные советы и размышляет о том, что все эти его молитвы следует постоянно и, докучая со страданием Богу, творить любому, кто хочет благодати Святого Духа для своего внутреннего человека.
Во второй части, «О сокровенной молитве», представлены его особо сокрушительные и убедительные мольбы, начертанные так, чтобы они были гармонично соединены. Поэтому человеку молящемуся будет легко их произносить внутри сердца даже во время работы, или сидя, или путешествуя, или преклоняя колена, и тогда: «… освящается благодаря им душа его и исполняется благодати Духа».
Автор «Молитвы всех плачущих» завершает этот раздел словами о просветленном размышлении о Господе, из которого, по сути, рождается молитва, и которое должно стать окончанием ее: «Венец инока есть умственное наслаждение, которое во Христе, Спасителе нашем. Кто нашел его, тот получил уже в сем мире залог будущих благ». В конце – сама молитва.
Слова
Если почитать даже поверхностно «Слова», написанные Исааком Сириным, а их – 91 плюс приложение из 14 слов, многим станет ясно – они не только про отречение от мира, и не только для иноческого жития.
Наши современники, скорее всего, моментально разобрали бы их на «крылатые фразы», и публиковали на своих площадках, настолько «Слова» применимы для современной ситуации. Вот только несколько таких фраз, которые, что называется, не в бровь, а в глаз:
- Страх Божий есть начало добродетели.
- Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира.
- Сомнение сердца приводит в душу боязнь.
- Кто болен и знает свою болезнь, тот должен искать врачевства.
- Вспоминай о падении сильных и смиряйся в добродетелях своих.
- Прикрой падающего, если нет тебе от сего вреда.
- Оставь малое, чтобы обрести великое.
- Не проси у Бога того, что Сам Он без прошения дает нам по Своему промышлению.
- Милостыню необходимо подавать щедро.
- Великая простота прекрасна.
- Лучше жить со зверями, нежели с людьми худого поведения.
О чем нравственно-аскетические труды Исаака Сирина
Выдающийся христианский мыслитель VII века оставил после себя уникальнейшее собрание духовных трудов, наполненных глубокой мудростью и нравственными наставлениями. Его сочинения исследуют вопросы внутреннего преобразования, смирения и любви, призывая читателей к искреннему покаянию и единению с Богом.
Преподобный Исаак Сирин подчеркивает важность аскетической практики как средства достижения духовной чистоты и близости к Божеству. Его философия пронизана состраданием, где страдания воспринимаются как путь к спасению и личной трансформации.
Эти труды продолжают вдохновлять последующие поколения на поиски истинного смысла жизни и духовного просветления.
Труды на сербском языке о подвиге Исаака Сирина
Преподобный Исаак Сирин, один из самых известных отцов-подвижников VII века, оставил нам наследие, полное глубокой духовной мудрости, и на других языках. Его собрание творений, переведенное на сербский язык, стало значимым вкладом в развитие богословской мысли восточнославянского пространства.
В своих книгах Исаак освещает темы покаяния, смирения и любви к Богу, призывая к внутреннему созерцанию и молитвенному подвигу. Сербские переводчики сохранили оригинальный глубинный смысл его поучений, благодаря чему современный читатель может прикоснуться к истинам, актуальным и в наше время.
Мудрость Исаака становится путеводителем для искателей духовного пути, вдохновляя на сердечное преображение.
Молитва, составленная Феофаном, Затворником Вышенским:
Преподобне отче Исааче! Моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи и введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да, ею окриляемые, возможем свободно тещи путем заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас. Аминь.
Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1:
Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, / / слава давшему нам тя, предстателя искусного.
Кондак преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 8:
Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни тя восхваляем, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.