Его всегда узнают на знаменитой картинке, где изображены все три русских богатыря. Его хорошо знают не только дети. Еще с детского сада помнят о нем даже далекие от православия люди. Несмотря на тотальную цензуру, о знаменитом русском богатыре, чье имя вписано в церковные святцы, даже в советские времена издавались книги. О легендарном персонаже былин (ранние из них датируются XVI веком) и одновременно реальном человеке, олицетворителе ратного подвига, чьи мощи почивают в Киево-Печерской лавре, не меньше говорят и рассуждают в наше время.
1 января Русская Православная Церковь празднует память преподобного Илии по месту рождения Муромца. К святому, прославившемуся при жизни мужеством и воинскими подвигами, а по смерти причисленному к лику преподобных, люди верующие обращаются с молитвами в надежде на скорую помощь.
Преподобный Илия Муромец Печерский
Как-то сложилось, что в наш век накаченных супергероев и комиксов эпоха былинных богатырей словно растворилась в тумане мифов, соседствуя с героями, нафантазированными голливудскими режиссерами и сценаристами. Мы своих редко вспоминаем. К счастью, Божиим промыслом, все же обращаемся к корням, и узнаем много доселе неизвестного о самом известном, но и не менее загадочном персонаже русского эпоса и русской духовной истории.
Где и когда родился
Достоверной информации о жизни святого Илии Муромца мало, ведь жития представлены несколькими абзацами. Остаются открытыми некоторые вопросы. Так, некоторые источники утверждают, что преподобный Илия Печерский имел прозвище Чоботок, и что родился он в Муроме.
Другие указывают, что будущий инок Киево-Печерской лавры (которого народное предание отождествило с героем древнерусского эпоса) появился на свет где-то в 1143 году в селе Карачарово под Муромом (Владимирская область), и был сыном обычных крестьян, Ивана Тимофеевича и Евфросинии Яковлевны.
Есть гипотеза о том, почему в древних книгах Илия называется то Муромцем, то Муравленином, или Муровлином. Разница объясняется некоторыми исследователями происхождением святого богатыря якобы не из Мурома, а из черниговского Моровийска.
Чудесное исцеление
Одна из былин (та, что об исцелении) повествует о том, что свои первые тридцать лет (другие источники говорят о 33-х годах) жизни будущий ратник и святой был парализован. Но, будучи прикованным к постели (сидел «сиднем» на печи), был бесстрашен и времени не терял даром, а посвящал дни и ночи молитвам и поклонам, воспитывая в себе терпение, смирение и кротость.
Есть предположение о том, что Илия не владел ни руками, ни ногами якобы за тяжкий грех, совершенный его дедом. Сколько бы еще времени расплачивался внук за грехи своего родственника – неизвестно, но однажды с ним случилось чудо.
К ним в дом заглянули странные гости, которые изменили навсегда и набожного инвалида, и ход его жизни. В легенде об исцелении Илии Муромца ключевая роль отдана каликам (странникам) перехожим (которыми, согласно преданию, оказались Иисус Христос и два апостола). Странствующие старцы заявили, что лежачий больной может ходить, повелели ему встать, сходить за водой и стали ждать. Илия был по жизни послушен и кроток, и не мог не выполнить просьбу гостей. Он принес им целое ведро целебной воды, которой они его и напоили.
Волею Божьей и послушанием святым гостям, бесстрашный герой древнерусских былин и русский святой во взрослые лета впервые пошел своими ногами. При этом, обретя не только способность ходить, но и богатырскую силушку для защиты веры православной и границ Отчизны от множества врагов, не загордился, а верно служил своему народу.
Предание сообщает, что в благодарность за исцеление, Илия заложил на берегу Оки из выкорчеванных им деревьев небольшой храм во имя Святой Троицы.
Служение Отчизне, монашество и кончина
Понятно, что нам, неверам, сложно признать факт полного исцеления парализованного мужчины в двенадцатом столетии. Но это же случилось, как и то, что сказочный герой древнерусского фольклора и непобедимый защитник стал русским святым.
Получив чудесное исцеление и благословение своих родителей, Илия решительно ушел в град стольный Киев, чтобы защищать землю свою родную. Историки пишут, что храброму и смиренному ратнику, «первому богатырю во Киеве», не было среди воинов равных ни по силе богатырской, ни по смелости и непобедимости.
Верою и правдою прослужив около 10 лет в дружине киевского князя Владимира и простояв во главе обороны Древней Руси, он вдруг решил посвятить свою жизнь другому служению, монашескому, и стал иноком Киево-Печерского монастыря. Историки предполагают, что этот период совпадает с периодом правления обителью преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182).
Есть разные мнения по поводу причин, которые заставили храброго воина сменить поле боя на духовную арену. Но историки уточняют, что так же, как Илия (а у него были достаточно серьезные ранения, полученные во время боев), поступали в те времена многие служивые, которые не были способны по тем или иным причинам оставаться дружинниками.
Какие монашеские подвиги были совершены богатырем в обители? Нам сложно судить об этом, и остается только предполагать. Подвиги эти скрыты, ведь святой Илия Печерский не искал себе славы ни на поле брани, ни в монашеской обители. Но известно, что на этом фронте Илия Муромец провел не так много времени, хотя, судя по всему, с не меньшей доблестью держал духовную брань.
Историки, говоря о причине ранней кончины 45-летнего святого, предполагают, что, скорее всего, о себе дали знать те самые ранения. Потому что смиренный воин Христов, увенчанный славой героя и победителя врагов, отошел ко Господу всего через два года после принятия пострига (около 1188 года).
Пишут о том, что святого затворника Печерского по кончине погребли вначале в Софийском соборе, а позднее перезахоронили рядом с сонмом святых угодников Божиих в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
Почитание
Монах Илия был причислен Православной Церковью к лику святых в 1643 году. Сначала его канонизировали, как местночтимого святого. Что касается общецерковного почитания, то его установили указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 годов. Он включен и в Собор Муромских святых.
С того момента имена Печерских преподобных, в том числе и Илии, начали вписывать в общецерковные московские месяцесловы и писать им службы. Преподобному Илии написана служба, ему посвящены канон, акафист, тропарь и кондак.
В 1990 году был создан облик «законника Ильи» из Ближних пещер: С. Никитин, ученик известного антрополога М. Герасимова, создавал его не с чьих-то слов, а используя гипсовую копию лицевой части и рентгенограмму головы святого.
Храмы
В городах нашей страны установлены памятники победителю непобедимых врагов земли Русской. Именем духовного воина, стяжавшего свет Христов в монашестве, называют юношеские клубы, улицы, гимназии, где ребят воспитывают на героических примерах прошлого.
В девяностые возобновилась традиция почитания святого. В его честь освящают храмы, и не только на родине, в городе Муроме. Так, в храме в Подмосковной Власихе, в алтаре, хранится икона с частицей мощей святого. Здесь, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения РФ, работает православный военно-патриотический клуб имени преподобного.
В День Победы 2006 года начались богослужения и в Ильинском храме, что рядом со знаменитой Прохоровкой, третьим ратным полем России.
В 2022 году освятили храм преподобного в Краснодаре. В Армавирской епархии создан православный приход святого Илии Муромца Печерского. Есть храмы в его честь и в других местах России.
Мощи
Сегодня нетленные останки Илии Печерского (Муромца), свидетельствующие о том, что он терпеливо нес иноческие подвиги и с любовью к Богу совершал духовную брань, почивают там же, в лавре. Кстати, чудеса, описанные в житии преподобного, и сам факт пребывания его мощей в пещерах, где воинов не погребали, стали аргументом его святости.
Частица мощей святого (средний палец левой руки, а по некоторым сведениям – небольшая часть кисти левой руки) покоится на родине преподобного, в Муроме, в мужском Спасо-Преображенском монастыре, где и сейчас совершаются чудеса.
В отдельном помещении собора установлена гробница со скульптурным образом Илии Муромского, куда, как и к мощам русского богатыря, притекают за помощью сотни паломников.
Молитва
В православной традиции Илия Муромец Печерский считается заступником и покровителем многих. Русское воинство считает своим небесным покровителем преподобного, который и по земной кончине своей не прекращает духовное стояние за Русь.
К нему с молитвами обращаются воины Пограничной службы, войск РВСН и Дальней авиации. И это объяснимо, ведь Илья Муромец был мужественным воином, который жизни не жалел, защищая Отчизну свою.
Православные знают по своему опыту, что искренняя молитва к преподобному Илии Муромцу очень помогает в исцелении болезней позвоночника и параличей, что тоже логично, с учетом заболевания, приковавшего будущего небесного защитника еще мальчиком к постели.
По понятным причинам, к святому Илии, кроме просьб об исцелении, обращаются и за помощью в защите слабых, невиновных и в разрешении житейских проблем.
Что еще известно об Илии Муромце
Да, мифы о силаче-русиче настолько переплелись с историей, что оставляли за собой вопросы и загадки, которые до сих пор вдохновляют исследователей на все новые и новые открытия. Дело в том, что в житии святого много загадок. Например, на основании чего следует верить в то, что былинный богатырь, стойкий борец за свою Родину Илья Муромец и преподобный Илия Муромец Печерский – одно и то же лицо, и что это его останки почивают в Киеве?
Давайте знакомиться с вердиктами специалистов, принявших участие в исследованиях этой яркой страницы Киевской Руси.
Еще в XIX веке научное сообщество, имея в руках «веские доказательства», склонялось к тому, чтобы признать Илию Муромца Печерского просто мифическим персонажем. Во-первых, его имени нет в великорусских рукописях. Во-вторых, в былинах его чаще изображали как казака и даже как донского казака (иными словами, в образах, очень далеких от реальной истории Киевской Руси XII века). Самой ранней древнерусской фиксацией письменного предания о святом стало «Сказание о киевских богатырях, как ходили во Царьград», известное в списках с XVII столетия.
В следующем столетии образ популярнейшего персонажа былин и сказок претерпел радикальные изменения. Историки советской эпохи старательно интерпретировали былины о конфликте древнего русича с киевским князем, как борьбу угнетенного народа с властями, и это даже повлекло за собой создание фильма «Илья Муромец», ничтожно мало связанного с подлинным обликом древнерусского богатыря.
Но потом пришло время, и стало ясно, что богатырский и духовный путь Илии Муромца может претендовать на историю христианского смирения, кротости и самоотверженного служения Руси простого крестьянина, который не за славу или богатство воевал, а мужественно защищал русских людей.
Оказывается, что Илья Муромец (сказочный богатырь, герой былин и сказов) и преподобный Илия Муромец Печерский – это одна и та же личность. О первом документальном свидетельстве об этом отождествлении указано в записках австрийского дворянина Э. Лясоты, который побывал в Киеве в 1594 году.
Медико-антропологическое исследование святых мощей (1988-1990 гг.), датированных XII веком, подтвердило предание об Илье Муромце, как о былинном богатыре. Было указано время его погребения, его рост (высокий для того времени) – 177 см, развитая мышечная система, заболевание позвоночника, перестроившее его организм.
Также эксперты межведомственной комиссии Минздрава УССР обнаружили у крупного и высокого мужчины переломы ребер и правой ключицы, зафиксировали в своих документах рану от копья на левой руке, ранение в области сердца, полученное при жизни, которое, возможно, и стало причиной смерти. Отсюда, видимо, появилась и другая версия его смерти – кочевники, совершавшие опустошительные набеги на Киевские территории, во время которых Илия Муромец мог погибнуть.
Интересные факты
Илию Печерского звали «Чоботок», потому что, согласно преданию, он в одном из сражений одолел врагов своей обувью – отбился сапогом, который не успел обуть, от половцев, напавших на его обитель.
Что можно сказать про поединок Илии Муромца с Соловьем-разбойником? Специалисты рекомендуют аллегорически расценить его как битву христианина против языческой силы, от которой надо защищать Святую Русь.
Добрый и бескорыстный защитник народа, Илия Муромец был старше и сильнее Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Находятся те, кто сомневается в том, что в лавре почивают останки именно Илии Муромца, и те, кто предполагает, что его можно отождествлять с былинным Ильей Муромцем, у которого был прототип.
Как бы там ни было, подвиги Илии Муромца Печерского в битвах с неверными и чудеса, сопутствующие ему, сделали великого воина и подвижника символом храбрости, веры и благочестия. И это прекрасно, что сейчас подрастающее поколение воспитывается на реальных, а не на придуманных героях.