Никто и сегодня не может указать точно, сколько христианских святых на свете. Нам почти ничего неизвестно и о мучениках первых веков. Но о подвиге подвижников, чьи жития не могут вместить толстейшие тома Четьих-Миней, знают христиане всей планеты. Многие из святых, не пожелав отказаться от веры, удостоились мученических венцов. Не меньших побед на поле боя с сатаной достигли и те, кто, живя в удалении от мира, пылко, с верою и любовью молился за человечество, и почил с миром.
24 января Церковь вспоминает Феодосия Великого – христианского святого, почитаемого Православной и Католической Церквями, создателя, главы и наставника подвизавшихся в общежительных монастырях Палестины, киновиарха.
Начало пути
Современный мир, несмотря на нестроения, самодостаточен. В каждой семье, даже у стариков, есть компьютер или смартфон. Что ж, техника эта давно не в диковинку. Кроха-младенец, только-только научившийся узнавать своих родителей, вовсе не радуется игрушкам. Один раз увидев ноутбук или смартфон, он глаз уже не сводит с монитора.
Взрослые, которым ничего о Боге и молитве неизвестно, умиляются. Приоритеты у них не те. Попробуй им рассказать, что когда-то давно юным мальчиком кто-то настолько Бога полюбил, лишь узнав о Нем, что для него совершенно перестало существовать все, чем увлекались его сверстники. Ведь не поверят! А это был реальный человек, будущий основатель общежительного монашества Палестины.
Уроженец Каппадокии (нынешняя территория современной Турции), преподобный Феодосий Великий появился на свет примерно в 424 году в селении Гариссос (некоторые источники указывают селение Могарион). Ему посчастливилось родиться и жить в семье людей верующих.
Благочестивые родители с пеленок прививали сыну любовь к добрым делам, воспитывали в нем интерес к Священному Писанию и прилежному чтению. Убедившись в том, что у мальчика прекрасный голос, они благословили его стать церковным чтецом. Ведь отрок, с юных лет узнав Бога, желал служить только Ему.
Будущего подвижника увлекали слова Евангелия от Матфея (19:29) о том, что для наследования жизни вечной нужно оставить семью, товарищей своих и имущество. Взрослея, он постоянно размышлял над ними и, стремясь к уединению, молил Господа, чтобы наставил на путь истинный. И в какой-то момент таки оставил родительский дом.
Молодой человек отправился в Святую Землю. По пути своего паломничества в Иерусалим, он проходил мимо Антиохии и не мог не свидеться со святым Симеоном Столпником, к которому и шел за благословением.
Преподобный, согласно преданию, очень душевно встретил путешественника. Позвав его на столп, где совершал свой подвиг многолетнего моления, не преминул дать Феодосию совет по поводу его дальнейшей жизни, которое провидел Духом Святым. Несмотря на желание гостя отшельничать, святой Симеон предрек, что тот станет «пастырем огромного стада духовных овец», и благословил на пастырское служение.
Святой Феодосий посетил в Иерусалиме святые места и задумался о подвижнической жизни в уединении. Но, предупрежденный об опасности начинать без советов опытного наставника борьбу с духами зла, он решил найти духовника в лице старца из Каппадокии.
Лонгин славился добродетелями среди монашеской братии, и Феодосия наставлял вверить себя, как это делал и Христос, воле Божией, жить в послушании ей и мудро распознавать добро и зло. Его ученик, все еще стремящийся к уединению, духовно окреп, но Лонгин посоветовал тому озаботиться общиной на пути из Иерусалима в Вифлеем.
Святой Феодосий покинул духовного наставника в сомнениях, и решил пожить в Кафисматном храме, что на пути в Вифлеем. За ним пошли и некоторые ученики. Когда набожная основательница церкви Гликерия предложила подвижнику возглавить монашескую общину, он забыл совет Лонгина и нашел пристанище в пещере на пустынном холме.
Пещера та была необычной. Ведь, как свидетельствует предание, именно здесь заночевали волхвы, несшие дары родившемуся Христу.
Феодосий оставил тут все мысли о земном, и жил в великом воздержании, питаясь финиками, бобами и травами, растущими рядом. Пребывая в непрекращающейся молитве и пении псалмов, подвижник вынужден был держаться за прикрепленные к потолку веревки, чтобы не упасть от изнеможения. Вот так и прожил 30 лет.
Первый общежительный монастырь
Вести о строгом подвижнике разлетались со скоростью света. И постепенно к его пустынной пещере стали стекаться многочисленные последователи, которым хотелось жить под духовным руководством опытного наставника. Вначале Феодосий принял шестерых учеников, потом еще двенадцать, а позднее – всех, кто был послан Богом к нему.
Но пришел момент, когда пещера стала тесной, и братии стало некуда селиться. Святой Феодосий, крепко помолившись Господу, чтобы Он возгоранием ладана указал место для монастыря, наполнил кадильницу холодными углями и пошел искать наиболее пригодные места в пустыне. Когда угли сами собой разгорелись, а фимиам воскурился, он правильно расценил случившееся.
Святой решил основать в этом месте первый общежительный монастырь по уставу святителя Василия Великого, который скоро собрал под своим кровом до 700 монахов. Лавра преподобного постепенно расстраивалась.
Сначала тут появились корпуса для братии, мастерские, и все, что нужно для жизни иноков. А затем на территории появились и многие другие строения. Вот так и образовался монастырь (или Лавра преподобного Феодосия), который заботился о каждом. Тут один за другим поднимались гостиницы для монахов-паломников и бедных, больница для отдельного приема иноков и мирян, где преподобный сам обрабатывал раны болящим, и другие строения.
В обители, по завету святого Феодосия, оказывали помощь бедным, давали приют странникам в странноприимных домах и престарелым в убежищах. Тут проживали пожилые монахи. В приюте содержались душевнобольные.
Лавра с ее общежительным уставом совсем скоро прославилась далеко за пределами того местечка, и ей подражали в Палестине. Распорядок дня монахов состоял из молитв, отдыха и преимущественного физического труда.
Забота преподобного
В тех местах часто были неурожаи, и сюда, к монахам, приходили многие люди, которых кормили. Никто не оставался голодным, даже в самые сложные времена. По молитве святого Феодосия не раз являлось чудо умножения хлебов, которые так нужны были для пропитания собравшихся к обители нищих.
Господь не оставлял обитель, посылая и нуждающимся все необходимое, и монахам. Однажды у братии не оставалось никакой еды, и даже хлеба для совершения Литургии не было. Феодосий, велев братии уповать на Господа, крепко молился в уединении до тех пор, пока к монастырским воротам не подошли мулы с огромным количеством провизии, которой потом надолго хватило.
Иноки, подвизающиеся в монастыре, были разных национальностей. Преподобный благословил построить на территории греческий храм, грузинский (по другой информации – сирийский), армянский (где богослужение отправлялось на трех языках) и даже для душевнобольных и одержимых.
Святой Феодосий по-разному вразумлял своих учеников, в том числе и послушанием, и смирением своим. Однажды, когда двое из них ссорились, преподобный упал им в ноги и сказал, что не встанет, пока те не помирятся. А когда монах, которому он запретил причащаться за тяжкий грех, наложил на него такой же запрет, подчинился, и пошел к Чаше только тогда, когда дерзкий инок отказался от своего запрета.
Святой Феодосий, являя настоящие чудеса, исцелял многих болящих с неизлечимыми болезнями, бесплодных женщин. Молитвой ему удавалось прогонять облака саранчи, вызывать дождь, спасать от опасности путешественников и даже предсказать за семь лет землетрясение, уничтожившее в 526 году Антиохию.
Основатель всех палестинских общежительных обителей
Преподобного Феодосия Патриарх Иерусалима назначил архимандритом палестинских общежительных обителей (киновий, и был назван «киновиархом»), а святого Савву, с которым Феодосий был дружен, – настоятелем всех отшельников. Святые, хоть и представляли разные традиции, но жили в согласии, и обоих не обошла судьба жертв политических манипуляций.
В имперской столице во время правления Анастасия I, после обострения монофизитских споров, стали отрицать решения Четвертого Вселенского собора. Правитель, который придерживался монофизитства, начал гонения на православие.
Преподобный мужественно защищал свою веру, и от лица пустынников отослал письмо Анастасию со своими обличениями в ереси, а потом с амвона Храма Гроба Господня произнес такие слова: «Кто не почитает четыре Вселенские собора, как и четыре Евангелия, да будет анафема!». За что был отправлен в ссылку, из которой вернулся только после смерти императора (518 год).
Кончина
Феодосий Великий за год до смерти страдал от болезни, и настолько жестоко, что был прикован все это время к кровати. Он не молился о своем исцелении, но продолжал исполнять в той же мере свое правило – и подвижническое, и молитвенное.
Незадолго до кончины (529 год), преподобный наставил своих учеников, чтобы стойкими были в испытаниях, обещая всегда заступаться за них и за всю обитель на Небесах. Благословив собравшихся палестинских игуменов, он отошел ко Господу. Ему было на этот момент 105 лет.
Его тело было погребено с честью в пещере, в которой он начинал свой подвижнический путь, и где почти сразу начали происходить чудеса. Мощи святого покоятся в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. В Николаевском монастыре в Форт-Майерсе (штат Флорида) хранится небольшая их частица.
Почитание
Кирилл Скифопольский написал житие святого Феодосия, а иконография сложилась четырьмя-пятью веками позже в Византии, в XI-XII вв. У нее отсутствуют индивидуальные особенности, поэтому, если нет поясняющей надписи, святого сложно идентифицировать.
Изображения Феодосия Великого не были распространены на Руси, даже вопреки тому, что его именем был наречен преподобный Феодосий Печерский, один из основателей первого русского монастыря, Киево-Печерского.
Известно об иконе преподобного, которая с частью мощей хранится в Свято-Никольском монастыре в Форт-Майерсе.
Очень мало написано и житийных икон святого. Можно увидеть поясные изображения с клеймами, на которых видны постриг святого Феодосия, его встреча со святым Симеоном Столпником, жизнь в палестинской пещере, основание обители на месте божественного знамения, раздача милостыни нищим, кормление и т.д.