Православные, ступив на поприще сорокадневного поста, с трепетом готовятся встретить праздник Рождества Христова. Церковь готовит нас к этому событию с тем, чтобы мы с радостью и открытой душой приняли грядущего в мир Творца и Спасителя. Как мудрая наставница, она каждый день старается дивными песнопениями пробудить в нас благостные помышления, трогая душу проникновенными образами.
Особенно торжественны, но и намного строже в плане поста, молитвословия и напевы последних пяти дней. Подготовка к встрече праздника, и это в том числе пищевые ограничения, постепенно становится все строже, начиная со 2-го января, а богослужебные тексты содержат все более яркие образы, чаще обращающие нас к самому празднику. Этот период именуется Предпразднством Рождества Христова.
Что такое предпразднство
Начнем немного издалека. Наша Церковь ежедневно чтит память того или иного Божия угодника или празднества. В любое церковное событие, в отличие от светского, вложен глубокий смысл. Будучи назидательным, оно воспитывает человека с малых лет и побуждает к совершению добрых дел в любом возрасте.
Двунадесятые праздники
В православном церковном календаре продумана четкая иерархия. Главным праздником является Пасха – она возглавляет стоящие после нее по иерархической лестнице двунадесятые праздники, после которых идут великие праздники и дни, связанные с именами святых.
Тенденция к формированию церковных праздников «двунадесятых», отличающихся особой торжественностью, начала развиваться с древних времен, когда святые отцы отделили празднества в честь наиважнейших событий из жизни Спасителя. Их было 12, потом их состав изменили.
Эта система сложилась в литургической практике Православной Церкви окончательно уже к XVI-XVII векам, а впервые термин этот в современном смысле появился в русской Литургике в книге протоирея Г. Дебольского в XIX столетии.
Почему праздники называются двунадесятыми? Наименование происходит от слова «дванадесять» – «двенадцать» (так звучало раньше по-церковнославянски количественное числительное). Что это за праздники, что их объединяет и как связаны с термином «предпразднство»?
Начинается список Рождеством Богородицы (21 сентября), продолжается Воздвижением Креста Господня (27 сентября), Введением во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождеством Христовым (7 января), Крещением Господним (19 января), Сретением Господним (15 февраля), Благовещением Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входом Господним в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой – переходящий), Вознесением Господним (40-й день после Пасхи и всегда в четверг), Днем Святой Троицы (50-й день после Пасхи, и всегда по воскресеньям), Преображением Господним (19 августа) и завершается Успением Богородицы (28 августа).
Что объединяет эти праздники (Господские и Богородичные – особые во всех отношениях)? Во-первых, они о Евангельской истории и истории Церкви. Во-вторых, внимательный человек обязательно обратит внимание на то, что догматически они связаны с событиями земной жизни Христа.
А как связаны между собой с термином «предпразднство»? Те, кто регулярно заглядывает в церковный календарь, наверняка отметили, что у некоторых праздников (и не только двунадесятых) есть свои особенные периоды. И называются они: предпразднство, попразднство и отдание. Мы говорим сегодня о предпразднстве.
Что означает термин «предпразднство»
Если сказать двумя словами, то это дни перед праздником, то есть предшествующие ему. Церковь сначала подготавливает верующих к праздничному событию, и какой-то период (от 1 до 5 дней) вспоминает о нем, употребляя на службе песнопения и молитвословия, посвященные приближающемуся празднеству.
Если предпразднства неподвижных праздников церковный Устав ограничил одним днем, а у подвижных их нет, то для величайших после Святого Христова Воскресения праздников, Рождества Христова и Крещения, в богослужебной жизни назначено другое количество предпразднственных дней – 5 и 4 соответственно.
Предпразднство Рождества Христова
Этот отрезок времени является самым большим периодом подготовки к торжеству, и продолжается в течение 5 дней. Начинается 2 января и продолжается по 6-е, включительно. Почему столько дней выделено? Церковь этим показывает значимость грядущего события и возвращает нас к древнехристианским временам.
Тогда у христиан был обычай поститься перед большими праздниками с тем, чтобы принять Святых Христовых Таин. Перед Рождеством Христовым в эпоху свт. Иоанна Златоуста пост составлял всего 5 дней, которые сегодня и выделены в предпразднство.
Позднее этот период удлинялся, пока в XII веке в нашей Православной Церкви не утвердили окончательно сорокадневный пост.
Что собой являет предпразднство Рождества Христова? В первую очередь, речь о внутренней подготовке каждого человека к приходу в мир Иисуса Христа. В эти дни на службе читаются молитвы, посвященные празднику, главным смыслом которых является чудо Боговоплощения. Еще одна интересная деталь предпразднства: в этот период Рождественский пост, равный по продолжительности Великому (т.е. Великой четыредесятнице), усиливается, достигая апогея в Рождественский сочельник.
Такая строгость последних постных дней неслучайна – кроме того, что пост подходит к концу, эти дни очень заметно напоминают Страстную седмицу, которая предшествует празднику Воскресения Христова.
Тема предпразднства: литургические особенности
До Рождества Христова еще несколько дней, но его дыхание слышно, ведь в храмах уже звучат стихиры, тропари, ирмосы на рождественские мотивы. Мы их будем все чаще и чаще слышать по мере приближения праздника Рождества.
Во время богослужений нам доносится факт снисхождения Господня к людям и то, что Он, Иисус Христос, Сын Божий, став сыном Человеческим, начинает сражаться против сил зла. Из песнопений мы узнаем не только о Вифлеемских младенцах, первых невинных страдальцах, пострадавших за Христа от Ирода.
Начнем с тропаря предпразднства Рождества Христова, в котором кратко передается суть грядущего праздника. Хор поет его все дни, которые остались до Рождества Христова:
«Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ».
В нем рассказывается о том, что Богомладенец, родившийся в Вифлеемской пещере от Пречистой Девы Марии, уподобляется Древу Жизни, которое осталось в Раю, куда после грехопадения первых людей вход людям был навсегда закрыт. Чтобы врата в Райский сад открылись, Христос принял человеческое естество, обогатив его Божеством, тем самым спасая обманутое диаволом творение.
И это спасение является ключевой темой последней стадии подготовки к празднику. Ее в других богослужебных предпразднственных текстах дополняют темы ожидания миром Рождества Христова, неизреченное снисхождение Господа, прославление Матери Божией, подготавливаемая царем Иродом гибель Богомладенца и проч.
На каждый из пяти дней предпразднства на повечериях полагаются каноны. Причем непростые каноны. Поемые в период предпразднства Страстные трипеснцы тоже написаны в подражание канонам Страстной седмицы (последней недели перед Пасхой), и их тоже исполняют конкретными напевами и с тем же припевом к тропарям, что в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Неслучайно то, что мир узнает о событиях Рождества Христова из этих и других песнопений, так как воплощение Христа, предвечного и всемогущего, родившегося беспомощным ребенком и нуждавшемся в заботе, стало как бы первым крестом Сына Божия. Но, с другой стороны, Он и пришел в этот мир с тем, чтобы пострадать ради нас, грешных, умерев на реальном Голгофском Кресте. Эти мотивы красной нитью проходят и через предпразднственные богослужения.
Возьмем эти слова, поемые на службе: «Всесовершенныйраждается, яко Младенец пеленами повиваем, и Безначальный от Девы приемлет начало, обожити приятие иский: да радуется Небо, и да веселится земля». В них говорится об ограничениях, которые, став младенцем, претерпевает Господь. Или вот этот фрагмент текста канона, читаемого и поемого на повечерии: «Избавление за мир истощити ныне Свою Кровь Христа грядуща, Ирод свирепствует убити прежде времене, неистовствуя прежде неистовства Пилатова». Тут речь о том, зачем Сын Божий пришел в мир, а именно – кровь Свою пролить на Кресте за грехи всего мира.
Вот еще один отрывок канона предпразднства: «Яко царскою багряницею, обложсяплотию, ныне предгрядет от ложесн Твоих мира, Отроковице, Царь, сокрушив враги, яко силен, и умирив нашу бориму бывшую жизнь». Здесь мы видим, что Христос Своею смертию Христос таки сокрушает врагов.
На повечерии в канун праздника хотя и поются ирмосы канона Великой субботы (службы погребения Христа), но наполнены они праздничным содержанием: «Волною морскою Скрывшагодревле гонителя мучителя – в яслехсокрываемагоубити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господевивоспоим, славно бопрославися».
Сочельник или Навечерие: что можно делать и что нежелательно
Канун Рождества Христова – это особенный, последний постный день перед праздником. И он не только тем особенный, что самый строгий, а нам надлежит строго поститься, трепетно ожидая это невероятное событие.
Служба в храме – это святое
В этот день очень важно прийти в церковь. Во всех храмах православных отправляется своеобразное богослужение, которое состоит из Вечерни и Литургии, обычно бываемая утром.
Хотя в каждом храме – свое время и система богослужения. Где-то ночью будут служить или вечером, а потом утром, разделив на две части богослужение. Ведь существует две традиции: одна предполагает службу вечером, потом только рано утром литургия; вторая – служба с вечера и до 2-3 часов ночи.
После вечерней службы Сочельника не полагается трапезничать. Православные стараются дождаться первой звездочки. Народ говорит, что эта звездочка родившегося Христа встречает. И только потом благословляется перекусить чем-то для поддержания сил, ведь впереди – длинная служба.
Что можно вкушать
Увы, но у нас давно и прочно обосновалась традиция, пришедшая из Европы, – готовить 12 блюд. Мы изощряемся, выдумывая массу всего разного, чтобы хорошенько подкрепиться. И это – в Сочельник, когда объедаться противопоказано.
Благочестивые христиане, как правило, довольствуются сочивом, которое благословляется на трапезе. Коливо, или голодная кутья, как его еще называют, представляет собой постную сладкую кашу, изготовленную из вареного риса, пшеницы или иной крупы и приправленную медом, орехами и цукатами.
Ее вкушают после литургии, соединяемой с вечерней, в память о Звезде, ведущей волхвов к Вифлеему, где она ярко воссияла над убежищем, в котором укрылись Дева Мария и Младенец, Спаситель мира, и где волхвы, войдя внутрь, возрадовались и подарили Богомладенцу золото, ладан и смирну.
Почему именно сочиво вкушают в канун Рождества? На этот вопрос литургист М. Н. Скабалланович отвечает так: «Снедается в честь Святейшего из святых людей и Того, в Котором тотчас по рождении Его, по убеждению Православной Церкви, волхвы прозревали тридневного Мертвеца». То есть, по Церковному уставу, это так же естественно, как и поминать сочивом в дни памяти мучеников, других святых и в дни поминовения усопших.
Можно подать на стол постный борщ или другое постное блюдо (но без рыбы уже) и обязательно кутью. Но главное в этот день – подготовить душу свою к приходу в мир Спасителя, к встрече с Ним в святую Рождественскую ночь.