Найдя однажды Бога, человек кардинально меняется. И не только потому, что, откуда ни возьмись, выделяется эта важная часть жизни – духовная. Благодать, дарованная Господом, укрепляет, и мы к молитве подключаем все то, что позволяет очиститься и восстать спящей душе. Это касается и поездок по святым местам, по красивой тишине которых скучает и томится наше сердце.
Каждый едет в паломничество или на экскурсию за чем-то своим, часто не до конца понимая, чего хочет. А потом, вернувшись в мир, все по-разному себя чувствуют. Кто-то что-то поймет про себя, и начнет работать над собой. Кто-то обратно сбежит, чтобы еще немного пожить другой жизнью. Другие в монахи засобираются, записавшись для начала в трудники. Кто такие трудники, что они делают, чего хотят?
- Про паломничества
- Что надо понять о паломничестве
- За чем едут по святым местам паломники, туристы, волонтеры и трудники
- Кто такой трудник и чем отличается от послушника
- Трудник и послушник – отличия
- Что такое трудничество
- Какую работу поручают трудникам
- Что необходимо для того, чтобы стать трудником
- Требования и правила
- Что требуется от игумена и кандидата
- Условия проживания
- Кого могут не взять в монастырь
- Куда поехать потрудничать
- Что еще надо знать
Про паломничества
Наверное, это логично – начать именно с этой темы наш рассказ о трудниках и трудничестве. Ведь у паломничества, с которого порой и начинается путь к Богу или монашеству, на Руси были богатые традиции. А что мы о них знаем? Практически ничего. Но, наслушавшись о чудесах, накопив энную сумму денег, едем к святыням, чтобы от них что-то получить сверхъестественное – исцеление ли от неизлечимых заболеваний, или сбычу каких-то наших бытовых или других «хотелок».
По сути, превратив паломническую поездку в примитивный церковный туризм, многие возвращаются из нее с огромными сумками сувениров, но с пустым сердцем. Стыдно, но православных где-нибудь там, за рубежом, называют не собственно паломниками, а православными туристами.
Но для тех, кто еще не был в паломнической поездке, кто не знает, что там делать, – это ни в коем случае не должно служить препятствием. Ехать к святыням надо. Особенно если сердце просит. Господь непременно управит, ведь Он видит все, что внутри нас.
Что надо понять о паломничестве
Прежде всего, то, что поездка по святым местам – это ни в коем случае не туризм и не путешествие, пускай даже мы и с просветительскими целями его затеяли. Но это и не поход за благодатью, которую вместе с вразумлением мы хотим получить, отправляясь к святыням. Ведь благодать не от них исходит, а от Самого Господа Бога.
Главное в паломничестве, как говорят святые отцы Церкви, – это глазами своей души узреть на Афоне, Святой земле, Свято-Троицкой Сергиевой лавре или в другом святом месте, Бога живого. Потому что паломничество – это, в первую очередь, акт веры, духовное делание и проявление духовности.
За чем едут по святым местам паломники, туристы, волонтеры и трудники
Гости прибывают на несколько дней в монастырь каждый со своим личным мотивом – будь то туманно осознаваемая цель или ясное стремление изменить свою жизнь, мир повидать или ради исполнения епитимии. При этом, любой человек, посетив монастырь, может в какой-то момент изменить цель поездки – например, глубже воцерковиться через соприкосновение с жизнью монахов, молитвой и трудами, через Таинства Исповеди и Причащения и т.д. Вплоть до того, что вообще не вернуться в мир.
Турист, старательно отмечая галочкой в своем плане очередной пункт путешествия, хочет за свои деньги заполучить комфортный отдых, возможность погрузиться в атмосферу уникальной природы того или иного места, созерцая великолепие русского зодчества. Чаще всего туристы не ставят за цель вливаться духовную жизнь, которой живет обитель.
Паломник же, движимый духовным порывом, за эти 2-3 дня (или больше) хочет успеть все, в том числе поисповедаться, причаститься и прикоснуться к святыням. Его привлекают красота богослужений в храмах, общение с монашествующими, молитвенные моменты в отдаленных скитах, экскурсии. Редкие из них могут сочетать духовную практику с безвозмездным полезным трудом во благо монастыря.
Но никто никого не заставляет совершать трудовые подвиги. Все, что могут (единожды и без напоминания) предложить гостям, так это возможность помочь монастырю по храму или хозяйству. Только добровольно.
У волонтеров другая задача. Они, объединяя мотивы бескорыстного служения, мечтают обрести единомышленников и товарищей в совместном напряженном труде, исследовать глубины православной культуры и истории святых мест, открывать все новые грани собственной духовности и т.д.
Трудники стоят в этом списке особняком. И не только потому, что остаются на подольше с мыслью помолиться. У них могут быть совершенно другие планы.
Кто такой трудник и чем отличается от послушника
Определений этому статусу (трудник) существует немало. Но надо сразу отметить, что речь не о наемных рабочих, которые выполняют разные работы в обители и, подписав трудовой договор, не имеют понятия о паломничестве и желания поступать в монастырь.При этом, понятие это тесно связано с корнем «труд» и подразумевает человека, чья деятельность созвучна с «тружеником».
Такой человек, по словарю Даля, выполняет работу в монастыре по обету, не получая за это вознаграждения. В православной практике трудник – это временный работник, посвящающий свои усилия «во славу Божию» на некоммерческой, если можно так выразиться, основе.
Его деятельность может охватывать не только монастыри, но и другие церковные учреждения, где он будет безвозмездно служить на благо, например, своего прихода. А в более широком смысле трудник – это человек, отдающий себя тяжким трудам и порой приравниваемый к подвижникам.
Трудник и послушник – отличия
Для трудника характерны добровольное проживание и безвозмездное выполнение работ в монастыре, соблюдение устава и правил обители, хотя у него и отсутствует статус монаха (или монахини) и чаще нет цели принятия монашества (скорее, для некоторых трудничество становится начальный этапом испытания при избрании монашеского пути).
Он действительно, сочетая молитву с трудом, будет выполнять те же работы, что и монахи (а мужчины, трудясь наравне с братией, и трапезничают в братской трапезной), и творить молитву. Поэтому и требования (о них – ниже) к этой категории гостей существенно отличаются от предъявляемых к волонтерам или паломникам. При этом акцент делается не только на физический труд, но и на глубокое погружение в монашескую жизнь.
Его благословили носить подрясник с соответствующими атрибутами, а после ухода из монастыря он лишается своего статуса и одежды (послушники носят подрясник, пояс и скуфью, а женщинам полагается носить черный платок, закрывающий лоб).
Трудник, таким образом, является временным участником монастырской жизни, не всегда стремящимся к постригу в монашество. Послушник же – это член братии, проходящий испытание (искус) на пригодность к монашеству. Этот период обычно длится несколько лет (срок искуса может быть короче или длиннее), включает в себя строгое соблюдение устава и проверку на искренность намерений.
То есть, в отличие от трудника, послушник уже вступил в братию, но еще не пострижен в монахи. Ключевое различие между трудником и послушником заключается в их намерениях: первый приходит на время, второй – для подготовки к полноценному вступлению в монашескую жизнь.
В греческой монашеской традиции для послушника используются два термина: «докимос» (испытуемый) и «ипотактикос» (подчиненный), что отражает разные стадии и уровни посвящения.
Что такое трудничество
Это, собственно, два однокоренных слова – трудник и трудничество. То есть трудничество – это, с одной стороны, деятельность людей (трудников) в православных монастырях или храмах, откуда они могут в любой момент уехать. И такое служение, как мы уже отметили, предполагает безвозмездное служение во славу Божию, потому что совершается на добровольной и бескорыстной основе во благо монастыря или храма (однако при длительном периоде пребывания – монастырь обеспечивает проживание и питание).
С другой стороны, трудничество называют особым видом паломничества или особым путем духовного развития. Ведь человек, приехав в святые места, не только трудится наравне с насельниками, молится, кается и просит у Бога прощения. Он, хотя и не является частью братии в полной мере, но принимает участие в их сугубой молитвенной жизни.
То есть, если говорить о духовном смысле этого явления, то его можно назвать своего рода пожертвованием, когда жертвуются не денежные суммы или другие материальные блага, а время того человека, кто решил пожертвовать во славу Божию, его силы и трудовые навыки.
Ну, и нередко трудничество становится первой ступенькой на пути к принятию монашества. И таких людей, которые проживают в обители, но не приняли пострига, а только готовятся, называют в русской традиции «белец».
Какую работу поручают трудникам
«Избери себе труд, и он, вместе с постом, молитвою и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плод». Святой Антоний Великий.
Многие, кто становится на путь трудничества, как милость Божию воспринимают возможность пожить, помолиться и безвозмездно потрудиться в святой обители. Поэтому радуются любому послушанию и смиренно несут его, понимая, что такое соработничество Господу, этот труд по исцелению души от грехов – только на пользу ей.
Наверное, отсюда у трудников возникает свое требование в плане «внутреннего порядка» в самом себе и согласие в пользу того или иного послушания. При храме ли, или в монастыре им (с учетом возраста и способностей человека, состояния здоровья и других факторов) доверяют разные работы. И большинство из них вне церковной ограды, как правило, не самые радостные и приятные.
Выбор зависит от потребностей монастыря, поэтому здесь не используется мирская профессия, а, значит, тут не найти трудника-секретаря, например, или трудника-таксиста и проч. То есть за приезжими не принято закреплять той или иной должности или обязанности. Поэтому сегодня с утра пораньше кто-то трудится на кухне, занимаясь готовкой пищи или подготовкой продуктов, раздачей готовой еды и т,д. А завтра он же будет выполнять другую работу – посуду и чугуны, полы и стены драить, класть кирпич, а ночью дежурить на вахте и т.д.
Одни хлеб и булочки с пирожками пекут и дрова рубят для этой цели. Другие занимаются благоустройством монастырской территории, прибираются в храме и других помещениях (чистят подсвечники, пыль вытирают, полы намывают, ковры вытряхивают).
Словом, в монастыре всегда много работы, в том числе и на ферме (коров доить, коней выгуливать и т.д.), в поле (то перекопать все, то посеять, прополоть или собрать урожай), на огородах и в садах.
Тот, кто трудился вместе с иноками на любом послушании, наверняка утвердительно ответит на вопрос «тяжело ли?» – да, физически очень устаешь. Но время пролетает быстро, а на душе – всегда легко, радостно и благодатно. Ведь труд сочетался с молитвой, а это дорогого стоит.
Что необходимо для того, чтобы стать трудником
Монастырская жизнь так устроена, что вот так, с наскока, ворваться в нее мирянину, не получится. Чтобы исполнить обет трудничества, прежде всего, человек должен желать этого и, разумеется, понимать то, ради чего все это затевается. Ведь, поскольку в трудники идут люди разных профессий и возраста, задачи у них тоже могут быть разные, как и остальные моменты (речь о состоянии здоровья, наличии или отсутствии семьи, согласия с домашними и т.д.).
Поэтому перед поездкой, особенно если она жизнеопределяющая, а не ради только духовного просвещения или обогащения знаниями, желательно посоветоваться со священником (духовником) и взять благословение. Тогда и труды, и молитвы, и пост (если выпадет на дни трудничества), и все невзгоды будет намного легче переносить.
Лучше не ехать спонтанно, а заранее связаться с выбранным для трудничества монастырем, позвонить туда или отправить на электронную почту свою анкету.
Кроме того, претендентам в трудники, для которых основой их подвига становится физический труд, важно знать о правилах поведения и требованиях к таким, как они, а также о том, что надо брать с собой, в какие монастыри можно поехать трудничать и т.д.
Требования и правила
Как для насельников, так и для трудников существуют определенные правила, ведь каждый монастырь живет своими устоями и традициями, требованиями и правилами, которые следует поддерживать беспрекословно («аще изволит настоятель»)
В каждом монастыре – свой устав, и со своим туда соваться не стоит. Но есть и общие моменты.
Что требуется от игумена и кандидата
Прежде чем игумен (игуменья) благословит приехавшего на проживание при обители (как правило, на первые три дня) в качестве трудника, он с ним лично беседует с той целью, чтобы выяснить все обстоятельства его жизни. Ведь у него (особенно если есть намерения постричься в монахи) могут быть внешние препятствия к этому.
Такими препятствиями могут стать брак; наличие несовершеннолетних детей, нуждающихся в опеке; нахождение под судом или следствием; долги или неуплата алиментов; состояние здоровья человека (физическое или психическое), которое делает его неспособным к пребыванию в монашеском общежитии; возраст (в монастырь принимают людей возрастом 18-60 лет) и т.д.
Будущему труднику, приехавшему в обитель для продолжительного проживания, следует предъявить удостоверение личности, в том числе сведения о семейном положении (документы передаются в монастырскую канцелярию). Возможно, придется познакомить игумена с документами об образовании и квалификации. Мужчинам обязательно следует предъявить военный билет. Большим плюсом станет наличие рекомендаций священнослужителей.
Если человек доказал твердость своего намерения стать монахом, его могут принять в число послушников. То есть, собравшись в поездку, нужно постараться конкретнее определиться с целью. Хотя, и это часто бывает, во время пребывания в монастыре человек может измениться и сам, и свои планы поменять.
Условия проживания
Трудники могут заезжать заездами разной длительности, или индивидуально. Как правило, живут отдельно от братии (если есть такая возможность), как и мужчины живут отдельно от женщин.
Условия жилья достаточно аскетичны, потому что поселяют трудников в комнатах (кельях) или гостиничных номера на 10-30 спальных мест. А удобства могут быть общие для всех на этаже.
Стирка в монастырских стиральных машинах возможна для тех, кто дольше двух недель пребывает в гостинице, но только с разрешения коменданта. Тем, кто живет в гостинице без душа, устраивают регулярное посещение бани. Трудникам выдается чистое постельное белье.
Тем, кто имеет продолжительный опыт пребывания в обители, в дальнейшем возможно будет приоритет при размещении в более комфортабельных местах.
Кого могут не взять в монастырь
Неполезно оставлять в обители тех, кто имеет зависимости (но кое-где принимают в обитель тех, кто исцелился и идет на поправку), склонен к ссорам и разногласиям, постоянно ропщет и не исправляется. Они нарушают внутренний строй монастырской жизни и неблагоприятно воздействуют на братию.
Кроме того, для тех, кто приезжает в монастырь потрудиться во славу Божию, есть возрастные ограничения – путь трудника могут пройти только люди 18-60 лет, поэтому сюда не принимают несовершеннолетних детей, даже если они приедут со взрослыми.
Куда поехать потрудничать
Самому понять, где требуются трудники, очень непросто (разве что кто-то из знакомых уже имеет такой опыт или подскажет соответствующий ресурс), потому что единой труднической базы, как таковой, не существует. Правда, в некоторых социальных сетях можно поискать сообщества, которые частенько публикуют подобные объявления, и где можно пообщаться с теми, кто уже имеет такой опыт.
Но самым надежным и проверенным способом найти монастырь, где нужны трудники, для многих становится созвон или переписка с определенной обителью. Вот лишь небольшой список святых мест, где могут потребоваться трудники: Александро-Свирский, Валаамский, Зеленецкий, св. прп. Лазаря Муромского, Серафимо-Дивеевский, Свято-Введенский Толгский, Оптина пустынь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Покровский ставропигиальный, Успенский Второ-Афонский Бештаугорский, Свято-Успенский Псково-Печерский, Свято-Троицкий Александра Свирского, Ново-Валаамский (Финляндия), Новоторжский Борисоглебский, Псково-Печерский, Раифский, Бахчисарайский Успенский пещерный, Варлаамо-Хутынский, Введено-Оятский, Вышенский, Николо-Сольбинский, Ново-Тихвинский, Покрово-Тервенический, Пюхтицкий, Свято-Варсонофиевский, Снетогорский, Богородицкий Житенный и т.д.
Что еще надо знать
Во-первых, поскольку на монастырской территории заведен особый порядок, ему обязан следовать каждый трудник (обо всем подробно можно почитать на сайте выбранного монастыря). Во-вторых, обязательно к исполнению соблюдение устава обители, его внутреннего распорядка, обычаев и правил, основанных на нормах христианской этики и морали. То есть запрещается курить, принимать алкоголь, наркотики и сквернословить.
Обязательным условием является посещение богослужений и участие в Таинствах Церкви. Хотя не везде требуют исповеди и причащения.
Пребывание в монастыре трудника, который без уважения относится к настоятелю и начальствующей братии и не исполняет их требования, может быть по этой причине прервано.
Трудникам запрещается брать на себя самостоятельно послушания и обязанности. К новым делам, чего бы это ни касалось (работа на кухне, на территории и проч.), в обители приступают лишь после благословения.
Проживающим в монастыре следует держать в чистоте помещение и бережно относиться к имуществу. Они обязаны слушаться старших по чину и исправляться, если им делают замечания.
Все свои обязанности трудники должны выполнять качественно и в указанные сроки. Трудника, отказывающегося от послушания, могут выселить из монастыря. Нельзя покидать стены обители, не получив благословение настоятеля, как и уходить/приходить когда захочется.
Не только монахов, но и всех насельников, хоть в постриге они или нет, лечат – при простом случае келейно, сложном – в больнице (монастырской, если таковая есть, или обычной).