Права и обязанности священнослужителей

Церковь

Священнослужители, или высшие клирики, – это мужчины-христиане, каждый из которых посвящен в один из трех духовных чинов (санов) – епископский (архиерейский), пресвитерский (иерейский, священнический) и дьяконский. Принятие человеком священного сана – это не просто приобретение им некоторой должности в Церкви как организации, а участие в мистическом Таинстве, называемом хиротонией (рукоположением). Рукоположенный в тот или иной сан приобретает особую Божью благодать, необходимую для служения у престола, делам проповеди и душепопечения.

Церковь, как большое сообщество людей, осознающих свои особые цели и миссию в земном мире, имеет свои внутренние порядки, называемые церковным правом. Эти порядки подразумевают определенные привилегии и обязанности людей, что особенно касается священнослужителей, ответственность которых за дело спасения, возложенная на них Богом, больше, чем у христианин, не имеющих священного сана.

Следует сразу оговориться, что канонов и правил, определяющих права и обязанности духовенства, и необходимых для сохранения чистоты служения и ограждения паствы от искушений, весьма много. Рассмотрим самые главные из них.

Права и обязанности священнослужителей

Проповедь и пастырство как суть священного служения

    Спаситель изрек:

    «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса… истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется… Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить… Я пришел для того, чтобы имели жизнь… Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь… видит приходящего волка, и оставляет овец… и волк расхищает овец…
    Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня… и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести… и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:5-16).

    Хорошие священнослужители помнят, что прежде всего они служат Пастырю Доброму, Который умер за Своих овец: свидетельствуют людям об истинности христианской веры; не осуждают людей в их даже самых страшных грехах; проявляют к верующим отеческую любовь, в том числе, организуя благотворительную деятельность; со снисхождением относятся ко всем нашим немощам, которые проявляются во время покаяния, духовного укрепления и духовного роста, коим пастыри всячески способствуют – даже иногда наказывая подопечных в рамках канонов Церкви.

    Права священнослужителей

      Церковь начала свое служение в той сути, в которой оно продолжается сейчас и не прекратится до Судного дня, с момента новозаветной Пятидесятницы – схождения Святого Духа на самовидцев Спасителя. Однако внешне и системно за все прошедшие столетия новозаветного времени многое успело измениться.

      Влияли на развитие церковного права особенности реалий той или иной исторической эпохи, включая законы государств, подданными которых были православные христиане.

      Почтение к священному сану

      Внутри Церкви священнослужителям оказывают особую честь. Традиционно, христиане, не посвященные в духовный сан, просят благословение у иереев и епископов, а иереи – у епископов.

      В 419 году состоялся один из Карфагенских поместных Соборов. Его правило 97 повелевает внутри сообщества духовенства, если речь идет о лицах из одного сана, оказывать первенство чести согласно старшинству хиротонии. Это традиция прижилась и в России.

      Каноны Церкви запрещают низшим священнослужителям оказывать слишком смущающее, неумеренное почтение лицам из высших духовных чинов – общение, например, дьякона и пресвитера просто должно быть почтительным и уважительным со стороны первого. Нарушение этого правила будет человекоугодием и, скорее всего, лицемерием, что противоречит сути христианства.

      Каноны гарантируют неприкосновенность каждого епископа от посягательств всех, кто по какой-то причине станет воспринимать архиерея как своего врага или будет испытывать к нему личную неприязнь.

      В 879 году в Константинополе созвали так называемый пастырский Собор в Святой Софии. Его 3-е правило под угрозой анафемы (отлучения от церковного общения) запрещает любому мирянину поднимать на епископа руку.

      Права и обязанности священнослужителей

      Взаимодействие Церкви и государства в правовой плоскости

      Как в Византии, так позднее и в России, законы квалифицировали оскорбление вообще любого священнослужителя во время осуществления им служения, как преступление. Современные светские законы в этом отношении уравнивают мирян и духовенство, что никак не отменяет негативного отношения к такому неблагоговению церковного права.

      У Византии, опять же, русское государство в прошлом переняло обычай не судить священнослужителей в случае тех или иных нарушений, а отдавать их на суд церковной власти, что касалось даже уголовных дел. В этой привилегии русское духовенство значительно ограничили во времена Святейшего Синода, а когда Церковь отделилась от государства, священнослужители вовсе лишись такого преимущества.

      Стоит учитывать, что церковное право в этом отношении не изменилось, и если государственные законы вновь позволят использовать привилегии духовенства, прошлая практика может вернуться.

      Обязанности священнослужителей

        Обязанности высших клириков определяются исходя из их особого
        образа жизни и высокого нравственного уровня как требования к ним, что подразумевает и соблюдение определенных норм поведения. Общий принцип, определяющий эти нормы, таков: все возбраняемое кандидату на священный сан, запрещено делать и уже посвященному священнослужителю.

        Что запрещено делать священнослужителям

        Апостольские правила 42 и 43 запрещают как церковнослужителям, так и духовенству пьянство и азартные игры. За нарушение этих правил клирика могут извергнуть из сана.

        Апостольское правило 54 запрещает духовенству даже посещать заведения, где распивают алкоголь.

        27-е правило святых Апостолов запрещает священнослужителям поднимать руку на любого, даже провинившегося человека.

        Трулльский Собор (Пято-Шестой), который состоялся в 691-692 годах, своим 62-м правилом запрещает мирянам и священнослужителям участие в языческих торжествах, надевание театральных масок и переодевание в одежду противоположного пола.

        Правило 24 того же Собора не позволяет клирикам участие в конских бегах и иных «позорищных зрелищах».

        Лаодикийский Собор (состоялся около 360 года) своим 55-м правилом запрещает духовенству организацию у себя дома пиршеств с пьянством и разгульем.

        3-е правило Первого Вселенского Собора не позволяет овдовевшим или целибатным священнослужителям проживание дома с женщинами, не являющимися их родственницами.

        Внешний вид духовенства

        Правило 27 Трулльского Собора предписывает священнослужителям носить вещи, определенные для того или иного сана, и запрещает неприличную одежду – ни во время нахождения в поселениях, ни в дороге. Нарушителей запрещали к служению на одну неделю.

        16-е правило Седьмого Вселенского Собора не позволяет духовенству ходить в роскошных, ярких, пышных одеждах и украшениях тела. Под угрозой подвержения епитимии возбраняется употреблять и «благовонные масти».

        Права и обязанности священнослужителей

        Семейная жизнь духовенства

        Целибатным иереям запрещено вступать в брак. Если неженатый священник захочет создать семью, он должен сложить с себя сан. В древности архипастыри могли быть женатыми, но сейчас епископы избираются из монашеской среды.

        Правило 26 святых Апостолов разрешает вступать в брак низшим клирикам – чтецам и певцам.

        Анкирский Собор (314 год) в 10-м правиле дозволял дьяконам жениться, но только если об этом намерении перед рукоположением кандидата был предупрежден правящий епископ. Но, спустя время, 6-е правило Трулльского Собора обозначило жесткий запрет на женитьбу не только дьяконов, но и иподьяконов.

        Второбрачие запрещается разведенным и овдовевшим священникам. Опять же, если таковые захотят жениться, им следует сложить с себя сан. Не так давно в православной среде поднимались споры, в которых этот канон Церкви подвергался сомнению, но в этом отношении все осталось как прежде.

        Неокесарийский Собор (315-319 годы) в правиле 8 говорит следующее:

        «Если жена некоторого мирянина, свершив прелюбодеяние, будет явно в этом обличена, то этот мирянин не может войти в церковное служение. Если после рукоположения мужа жена впадет в прелюбодеяние, то он должен развестись с ней. Если же таковой продолжает сожительствовать с прелюбодейкой, то он не может прикасаться к порученному ему служению».

        Очевидно, что недопустимы как нарушение супружеской верности самим священником, так и блуд целибатного иерея.

        Святые апостолы о браке духовенства

        Апостол Павел пишет о семейной жизни архипастырей следующее:

        «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим. 3:2).

        Напомним, что предписание об однобрачии логично перестало касаться епископов, когда их начали выбирать из монахов.

        Также святой Павел повелевает:

        «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим. 3:12).

        Титу первоверховный апостол пишет:

        «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1:6).

        Права и обязанности в священном служении

          Все вышеназванные каноны и правила существуют, чтобы духовенство слишком не отдалялось от общего христианского идеала – святости. Раз к святости призваны вообще все верующие во Христа, то особенно и те, кто служат Ему особым образом – таинствами и прочими богослужениями, в которых каждому священному чину определены особая роль, полномочия и ответственность.

          Права и обязанности священнослужителей

          Дьяконы

          Диаконат – это клирики, совершающие священное служение на его начальной ступени. По сути, дьяконы – это христиане, удостоившиеся в особой чести помогать на богослужениях высшим чинам. Изначально низший священный чин помогал апостолам, епископам и пресвитерам именно при совершении Божественной Литургии.

          Каноны повелевают дьякону полностью подчиняться пресвитеру или епископу во время службы.

          Его функции таковы: дьякон подготавливает перед литургией священные сосуды; совершает некоторые ектении – предстоит перед Богом в молитве всей общины (только по благословению служащего пресвитера или епископа); кадит храм (также по благословению); читает некоторые молитвословия про себя; по благословению вышестоящего священноначалия обучает крещеных людей православному катехизису и просвещает их в прочих вопросах веры – например, толкует Писания.

          Дьякон не в праве без возгласа епископа или священника не только начинать богослужение, но и надевать свои священные облачениястихарь, поручи, орарь. Иначе говоря, этот чин в принципе не может возглавлять службу.

          Жениться дьякон может однажды и до свершения над ним Таинства хиротонии. Дьякон не может преподавать благословение рядовым христианам.

          Права и обязанности священнослужителей

          Пресвитеры (иереи, священники)

          Пресвитериат – это вторая ступень священного служения. Священник – делегат своего правящего епископа, поставленный для совершения литургии, прочих богослужений и такой важной части служения, как душепопечение.

          Благодатные дары иерея, протоиерея, митрофорного протоиерея, иеромонаха и архимандрита (последние два звания принадлежат монашествующим священникам) – одинаковы.

          Иереи могут совершать все, кроме рукоположения, Таинства Церкви. Так же, как и дьякон, священник просвещает людей в вопросах православного вероучения и толкует Писания. Настоятель храма, либо благочинный, может это делать по собственному усмотрению, а священники, находящиеся у настоятеля или благочинного в подчинении, просвещают народ по благословению старшего на приходе.

          Иерей не может служить литургию без антиминса – священного плата с зашитыми в него мощами какого-либо святого мученика и освященного архиереем.

          Священник преподает людям пастырское благословение, после которого верующий традиционно целует руку благословляющего, выражая таким образом почтение к священному сану и любовь к Христу Спасителю.

          Все свои права, связанные с богослужением, иерей получает непосредственно в Таинстве хиротонии, когда епископ возлагает на него руки и призывает благодать Божью, которая останется с пресвитером на все то время, пока он будет пребывать в своем сане.

          Священник может быть временно запрещен к служению, что допускает также его временный перевод в причетники. Такой человек не может: возглавлять молитву; совершать Таинства; преподавать пастырское благословение; носить рясу и другие знаки священнического отличия – например, иерейский наперсный крест.

          Права и обязанности священнослужителей

          Епископы (архиереи)

          Епископат – основа земной Церкви, называемой богословами «воинствующей», тогда как Церковь небесная называется победившей. Архиереи переняли служение от святых апостолов и сейчас исполняют их миссию.

          Благодатные дары одинаковы у всех епископов – каждый из них может совершать все семь Таинств Церкви. Для хиротонии достойного архимандрита в архиерея требуется минимум два епископа. Чтобы извергнуть епископа из сана, требуется созвать архиерейский собор.

          Только епископ может освящать благовонное миро, которое является веществом Таинства миропомазания, в котором всем православным христианам раз и навсегда сообщаются необходимые для духовного роста дары Святого Духа.

          Епископы освящают трапе‌зы – Престолы храмов, на которых свершается преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

          Права и обязанности священнослужителей

          Архиерей имеет право назначать на приходы епархии, которой он правит, священников и дьяконов, перемещать их, награждать иереев набедренниками, камилавками, палицами, особыми крестами, митрами и прочими атрибутами, а также особым статусом внутри иерейского сана (протоиерей, архимандрит). Епископ может наказывать дьяконов и иереев вплоть до извержения их из сана.

          Со временем внутренняя церковная юриспруденция развивалась, в результате чего епископы получили и такие названия: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий (не правящий епископ, помогающий своему старшему собрату). В наши дни русский патриарх вправе носить белый куколь с крестом и сионами, митрополиты – белый клобук с крестом, архиепископы – черный клобук с крестом, а епископы – просто черный клобук.

          Оцените статью
          ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
          Пожалуйста, поделитесь статьей
          PravLife
          Добавить комментарий

          Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.