Таких пронзительных слов, таких глубоко прочувствованных, драматичных эмоций сейчас не встретишь в литературе, кино, и уж тем более, – в реальной жизни. Да и вообще, за всю историю человечества, это произведение считают одним из самых проникновенных и трагичных. Если бы люди нашей планеты прочли хотя бы часть из этого поэтического реквиема.
Это слезы не просто человека. Слезы мужчины с большим, но нежным сердцем, искренне оплакивающего мертвых из своего народа. О чем покаянно плакал аскет, не имеющий семьи и пристанища, постоянно преследуемый и совсем не думающий о себе? Мы сегодня исследуем потрясающее творение одного из самых скорбных времен Израиля – «Плач Иеремии».
- Рождение
- Призвание Господом
- Немного истории: отступление иудеев и пленение
- Пророческий путь – путь мученичества
- Предостережение народа: разорение Иерусалима и плен
- Порабощение вавилонянами и пленение
- Кончина и почитание
- Почитание
- Голос скорби
- Первая песнь
- Вторая песнь
- Третья песнь
- Четвертая песнь
- Пятая песнь
- Особенности творения
- Ценность книги
Рождение
«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:4-5).
Это было во второй половине VII века, для Иудеи – наитрагичнейшее время. Время повальной бездуховности. В этот период в городе Анафофе, рядом с Иерусалимом, в семье священника по имени Хелкия на свет появился второй из четырех великих ветхозаветных пророков.
Однако подающий надежды сын не пошел по стопам главы семейства, происходившего из левитов (особое колено израильское), ведь у него было другое призвание, о котором знал только Бог.
Призвание Господом
Иеремия в молодости жил за 600 лет до Рождества Христова в Иерусалиме при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. Однажды Господь, посетив его около 627 года до н.э. (на 13-м году правления царя Иосии), лично благословил на вечное девство и тяжкий подвиг.
Бог объяснил совсем юному парнишке (тому шел 15-й год), что среди израильских детей он избран был Им до рождения. А сейчас настал момент, и пора ему доверить непростое поприще. То, как сильно был смущен призывом Господа, Иеремия честно описал в первых строках своей «Книги пророка Иеремии».
Отрок честно признался, что слишком юн и не умеет говорить, как бы давая знать, что пророк из него – никакой. Но Бог тут же одарил его разумом взрослого и совершенного человека («Вот, Я вложил слова Мои в уста твои…», Иер. 1:9) и велел ничего не бояться, поскольку всегда будет рядом, ведь Иеремия теперь – орудие Его благодати:
«Смотри, Я поставил тебя в день сей над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать (греховную, беззаконную жизнь людскую) и на месте разрушенного и искорененного вновь созидать и насаждать добрые нравы и богоугодную жизнь людей» (Иер.1:7-10).
С того момента Иеремия послушно пророчествовал. А в самом начале Бог, показав пророку два видения, пояснил их суть. В одном из них Иеремии было открыто тайное знание о непорочном зачатии и рождении Спасителя. Во втором – то, что и составляло главную часть проповеди пророка и до падения Иерусалима в 588-м году, и еще какое-то время его жизни в Египте. При этом Иеремии было велено написать «Книгу пророка Иеремии» и «Плач Иеремии».
Немного истории: отступление иудеев и пленение
В те времена иудеи только внешне соблюдали веру свою. А вот внутренне, нравственно развращенные влиянием язычников, не сдержав своих обещаний, данных Богу, отдалились от Него, когда-то изведшего их из Египта.
Идолы, которым приносились жертвы, стояли даже возле храма, построенного царем Соломоном, что вызывало праведный гнев Божий и предвещало разорение земли. Об этом не раз предупреждал Иеремия, обличая израильтян за отказ от веры, от истинного Господа и за уклонение к язычеству.
Пророческий путь – путь мученичества
Пророк без страха перед возможными от своих соплеменников страданиями и реальными угрозами со слезами на глазах призывал их отречься от греха и покаяться. Его голос, сообщающий о воле Божией, слышен был с раннего утра везде – у храма, на городской площади, в царском дворце, в домах и на улицах.
Но иудеи упорно шли по пути лжи и беззакония, пренебрегая Божьим словом и поклоняясь ложным богам. Преемники после смерти царя Иосии уповали на союзников, а не на помощь Бога, и сошлись с Египтом и Ассирией против армии Месопотамии.
Он также предрекал им судьбу хвороста, который от слова Господня воспламенится и превратится в пепел. Или разбивал горшки, чтобы показать уязвимость Иудеи.
Блудливому народу правда колола глаза. Они ненавидели пророка, смеялись над ним, обзывали, клеветали на него, побивали и требовали казнить. В итоге, за публичное обличение лжепророков (по свидетельству преподобного Ефрема Сирина, святителя Епифания и блаженного Иеронима) его, как предателя Родины, арестовали и пытались от него избавиться.
Пророк, спущенный в глубокую яму с нечистотами, мог умереть там, но волею Божиею был почти сразу спасен богобоязненным царским слугой-эфиоплянином. Он продолжал пророчествовать, обращаясь от имени Бога живого, но его снова арестовали, побили и отправили в темницу (Иер. 20:2; 26:8-9; 37:15-18; 38:6).
Предостережение народа: разорение Иерусалима и плен
Поскольку иудеи не сдержали своих обещаний пред Богом, Иеремия, предостерегая народ, постоянно предсказывал ему суровые наказания. Ведь долготерпеливый Творец всего и вся грозился наказать Иерусалим за насилие и несправедливость, обещался обратить его в пустыню, наслав на него бедствия, опустошительную войну и полное поражение.
Порабощение вавилонянами и пленение
В итоге, пророчества Иеремии сбывались одно за другим. Иерусалим, в котором он находился под стражей, так и не устоял перед натиском вавилонян – его уже некому было оборонять. Навуходоносор разрушил столицу до основания. Люди опомнились, но было поздно. Большинство увели в плен.
Между тем, вавилоняне освободили Иеремию из темницы и предложили пойти со всеми в Вавилон или остаться в городе в качестве гостя. Он выбрал жизнь на развалинах Иерусалима с другими израильтянами, которых поработители оставили для выполнения разных работ.
Иудейская столица опустела, оставшиеся люди голодали и поступали, как и пророчествовал Иеремия: «…кормились плотью сыновей своих и дочерей и ближних своих» (Иер.19:9 и др.). Великий пророк любил своих соотечественников, и снова плакал из-за их прегрешений.
Кончина и почитание
Иудеи, как и до этого, не верили предсказаниям пророка, и сбежали в Египет, насильно уведя с собой и Иеремию. Там, в городе Тафнисе, он прожил по одной версии 4 года, по другой – 5 и даже 10.
Иеремия пользовался уважением египтян, которых поразило то, что по его молитве все опасные животные, проживающие в том месте, погибли. Пророческое его служение, согласно преданию, продолжалось полвека.
Господь сподобил пророка даже далеко от родных мест передавать через него послания израильтянам. Вот так они узнали, что и сюда доберутся длинные руки Навуходоносора, с которым придет разорение к ним, смерть и плен.
Некоторые исследователи пишут, что Иеремия умер, прожив на чужбине лет десять. Есть версии о том, что «плачущий» пророк был убит в 80-летнем возрасте за свои правдивые пророчества.
«Плачущим» его назвали за то, что он не мог без слез рассказывать Иудее о каре, которую уготовал ей Господь.
Почитание
Иеремию считали одним из предтеч Мессии (Мф. 16, 14). Он, почитаемый как второй по важности пророк Писания, был канонизирован Русской Православной Церковью, которая празднует день его памяти 14 мая (1 мая по старому стилю).
Ему написаны канон, тропарь, кондак и посвящены иконы. Обычно Иеремия встречается на портретных иконах в полный рост, с длинной седой бородой и свитком пророчеств в руке, или на иконах пророческого ряда.
Его жизнь описана не только в «Книге пророка Иеремии». 4-я Книга Царств (23, 24, 25), 2-я Книга Паралипоменон (2 Пар. 36, 12) и 2-я Книга Маккавеев также рассказывает о временах, когда он пророчествовал.
Особое место занимает книга «Плач Иеремии», которой приписывают его авторство. Хотя и находятся историки, которые оспаривают этот факт.
Голос скорби
Что это такое, «Плач Иеремии»? Начнем с того, что это каноническая книга, включенная в состав Ветхого Завета и Танаха (еврейская Библия) и размещенная в латинском и русском переводе Ветхого Завета после «Книги пророка Иеремии».
Это древнее библейское обрядовое произведение заметно выделяется среди других книг Писания, и является единственным произведением, полностью выполненным в традициях древневосточного плача (жанр такой). Ведь, как видим, в Ветхом Завете нет места сдержанности в выражении горя и боли. А что касается этого произведения, то ни одна греческая трагедия не способна передать столь телесное, настолько прочувствованное страдание, как передается в этой книге.
Ужасы долгой осады Иерусалима, чудовищные насилие и жестокость по отношению особенно к иудейским женщинам, чувство скорби и раскаяния буквально пронизывают текст – от его структуры до чересчур ярких очень скорбных образов и метафор.
Книга посвящена катастрофическому событию – падению Иерусалима под натиском войска вавилонского царя Навуходоносора, и состоит из пяти частей (песен скорби). Рассмотрим каждую.
Первая песнь
В ней описывается пленение евреев Навуходоносором и гибель Сиона, описанного, как всеми покинутая вдова. Опустел Иерусалим, еще недавно многолюдный и оживленный. Друзей нет, есть враги. А с ним и Иудея опустела, подрастеряв рассеявшихся граждан.
Господь покарал Израиль за грехи – даже святилище разграблено, а люди стали посмешищем. Иерусалим рыдает, жалуется на свои страдания, но гнев Божий не утихает, и утешения нет. Пророк сердечно сокрушается и молит Бога заступиться за Свой народ и наказать врагов.
Вторая песнь
В этой части, построенной по принципу акростиха, Иеремия описывает последствия: разрушение стен Иерусалима, пленение народа и т.д., и называет причину бедствий – гнев Божий, Божие наказание, о чем пророк не раз предвозвещал израильтян.
Он утешает Иерусалим, но и обвиняет его за то, что его соплеменники доверились ложным прозорливцам и, как итог, попали в плен. Только Господь может спасти, и Иеремия усердно просит Его о пощаде.
Третья песнь
В этой части, которая отличается от остальных по форме и содержанию, сквозит боль и отчаяние. Пророк не хочет смириться с тем, что соотечественники, отступив от Бога, вернулись к язычеству и не хотят каяться. Страдания его достигают наивысшей точки.
Но в заключении автор, говоря от себя о страданиях, выпавших на его долю, дарит избранному народу надежду на Божье милосердие.
Четвертая песнь
В этой части Иеремия сначала показал голодных униженных «сынов Сиона», еще недавно благоденствующих, – ведь никто не узнает их, князей, почерневших от боли. Голодные матери поедают детей своих.
Автор снова говорит о причинах падения Иерусалима, называя «грехи лжепророков… за беззакония священников» и т.д. Не помогли и союзники – сокрушается Иеремия. Враг радуется погибели Сиона. Иеремия признает вину перед Всевышним, и боль от разрушенного Иерусалима немного утихает.
Пятая песнь
Это последняя часть книги, и ее отличает не только отсутствие акростиха, но и жанр, наиболее близкий к общественному плачу. В молитве пророк просит Господа «призреть… на поругание» Израиля (Плач 5. 1). Ведь люди даже воду для питья вынуждены покупать, а денег у них нет.
Автор еще раз подчеркивает, что оскорбления от победителей, чудовищное насилие и бесчестье – наказание за грехи всех поколений. Иеремия принимает случившееся, но, опять же, возлагает большие надежды на лучшее будущее.
Особенности творения
Третья песня содержит 66 стихов, а остальные – по 22. В оригинале, во всех песнях, кроме последней, первые буквы стихов выстраиваются в алфавитном порядке: от «Алеф» до «Тав».
Вероятно, таким образом Иеремия хотел подчеркнуть, что иудеи за нарушение заповеди от начала до конца и получили столь жестокое возмездие. Как Адам и Ева, вкусив запретный плод, были изгнаны из райских обителей, так и их потомки из-за тяжких грехов утратили Обетованную землю, Церковь и Благословение Господа.
«Плачущий» пророк неоднократно указывает на активное участие Бога в гибели Иерусалима. Иеремия утверждает, что Создатель не просто разорвал союз с избранным народом, но и Сам лично подверг его страданиям и наказаниям.
Ценность книги
Все песни «Плача Иеремии» объединяет главная мысль о том, что гибель Сиона стала следствием грехов, которые на протяжении многих накапливал иудейский народ, пренебрегая заключенным с Богом договором (Плач 1. 8-9; 3. 37-42; 4. 13-14; 5. 7).
Автор правдиво, без умаления или сглаживания тяжести утрат и страданий, рассказал о падении и непростом духовном пути израильского народа, и не призывает тех, кто выжил, только утешаться славным своим прошлым или символами богоизбранности иудеев.
Пророк, описывая в третьей песни рассказ некоего незнакомца, пострадавшего по Божию попущению, не акцентирует внимание на осаде Иерусалима, как бы намекая на то, что все подобные несчастия могут постигнуть любого. Однако пророк не только описывает тяготы и укоряет соплеменников. Отчаиваясь в спасении своего народа, он полагается на безграничное милосердие Господа и молит их уповать на Божие милосердие.
Вселяя в иудеев веру, Иеремия предлагает путь из той пропасти, в которую враги, по воле Божьей, их низвергли. То есть вновь обратиться к Создателю, подобно тому, как делали это в старину (Плач 5. 21).
Несколько интересных фактов:
- В предании написано о том, что Иеремия, взяв Ковчег Завета со скрижалями, так его спрятал, что иудеи так и не нашли его (2 Мак. 2: 4, 5). Новый Ковчег Завета был сделан позднее, но у него не было славы старого.
- Иеремия, как говорится в Евангелии от Матфея, предсказал предательство Иуды Искариота. О том, что они исполнились, и написано такими словами: «Они взяли тридцать сребреников, такую цену назначили люди Израиля за Его жизнь, и отдали их за поле Горшечника, как указал мне Господь» (Мф. 27: 9-10).
- Когда Спаситель жил среди них и проповедовал, иудеи полагали, что Он – это Илия или Иеремия (Мф. 16:14).
- Хотя информации о местонахождении святых останков Иеремии нет, известно о таком варианте их наличия – его мощи в Александрию увез Александр Македонский.