Горная Шория – одно из дивных мест на юге Западной Сибири. Невысокие горы, поросшие лесом, черневая тайга, в которой до сих пор водятся медведи и маралы, звенящие горные речки с чистой водой привлекают туристов во все времена года.
Многочисленные любители горнолыжного спорта, приезжающие в посёлок Шерегеш на электричке из города Новокузнецка, не всегда обращают внимание на высокий деревянный крест, установленный перед въездом в тоннель.
Шорлаг
Этот крест – своеобразный памятник трагическим событиям, происходившим здесь более восьмидесяти лет назад.
В 1930-х годах на территории теперешнего Национального парка располагалось одно из многих учреждений системы ГУЛАГа – Шорлаг. Как и везде, вместе с другими заключёнными здесь отбывали сроки священнослужители, монашествующие и православные миряне, из которых была сформирована колонна номер семнадцать.
Им предстояло пробить трёхсотметровый тоннель в скале. Тоннель такой длины сооружать было необязательно – вполне можно было соединить точки входа железнодорожного полотна в скалу и выхода из него по прямой, но вместо этого сделали изогнутую «гусиную шею».
Никаких средств механизации при этом не использовали – до крайности истощённые люди пользовались лишь кирками и отбойными молотками. Вероятно, в целях экономии, заключённых, непригодных для работы, не расстреливали. Вместо этого проявляли своеобразную гуманность – врач, регулярно их осматривавший, «помогал» самым слабым, нанося удары по голове острым молоточком.
Умерших хоронили совсем рядом с местом их работы. Местные жители говорят, что шпал в тоннеле меньше, чем людей, погибших при его строительстве.
В череде трагических событий особое место заняла Пасха 1939 года. Накануне Светлого Христова Воскресения двенадцать заключённых обратились с просьбой об отмене работ в этот день. Ответ был неожиданным – всех просителей заживо похоронили.
Память
В советское время не принято было вспоминать об этих трагических событиях, поэтому многие факты обросли легендами, что-то забылось. Только в 1994 году заинтересованные люди на средства благотворителей возвели здесь небольшую часовню рядом с родниками.
С 2001 года Посёлок Петухов Лог стал местом регулярного паломничества. Ещё через пять лет здесь возвели из дерева целый комплекс: поклонный крест, храм, освящённый в честь Новомучеников и исповедников Земли Русской, и гостевой дом. Церковь была сооружена как раз там, где нашли вечный покой двенадцать смельчаков, рискнувших обратиться к лагерному начальству.
Рядом с источниками соорудили большую купель полутораметровой глубины и площадью больше двадцати квадратных метров. Совсем рядом стоит маленькая часовенка, всегда открытая для паломников, освящённая в честь всех святых, в земле Сибирской просиявших.
Сегодня Петухов Лог в Сибири называют Кузбасской Голгофой. Это место весьма почитаемо. Ежегодно, в день памяти Сибирских святых, отмечаемый 23 июня, сюда совершается крестный ход.
Собственно, «ход» начинается от станции «Платформа 517 километр», а до этого крестоходцы едут на электричке, поскольку никаких других дорог, кроме железной, в этом крае до сих пор нет. Сойдя с поезда, паломники идут пешком до храмового комплекса, где совершается Божественная Литургия.
Как правило, её служат на открытом воздухе, поскольку все желающие – а их обычно бывает около пятисот человек – небольшой храм вместить не может. В другие дни года, особенно летом, сюда также не иссякает поток паломников.
Храм в честь новомученика
Есть в Горной Шории ещё один храм, возведённый в память о новомученике — протоиерее Григории Аверине. Так же как строители тоннеля он отбывал ,в Горной Шории срок во второй половине 1930-х годов.
Выходец из весьма благочестивой крестьянской семьи костромичей, родившийся в 1889 году, он был старшим из двенадцати детей Ивана и Феодосии Авериных. После окончания учительской семинарии стал преподавать в церковно-приходской школе. В предреволюционные годы вступил в партию эсеров, за что впоследствии был арестован большевиками, и провел в заключении четыре месяца. В это время он не только не был сломлен духом, но, напротив, заметно укрепился в вере, и в 1921 году был рукоположен в священнический сан.
Будучи неженатым, отец Григорий поселился при храме в селе Ильинском Костромской области. Он получил широкую известность в округе и как духовный наставник, и как благотворитель, помогая всем нуждающимся, независимо от вероисповедания и статуса. Его проповеди никогда не носили политической направленности, он не пребывал ни в одном из расколов, поддерживая митрополита Сергия (Старгородского), тем не менее, с 1929 года с ареста по обвинению в антисоветской агитации, началось его восхождение на Голгофу. Первый срок был установлен в пять лет, но вскоре после возвращения из лагеря его снова приговорили к трём годам заключения.
Отца Григория этапировали в посёлок Темир-Тау, находящийся в Горной Шории. Здесь располагалось Ахпунское отделение Сиблага, и заключенные обслуживали рудник.
Из-за того, что физическое состояние не позволяло использовать священника на тяжёлых работах, он работал в конторе счетоводом, а затем был дневальным в бараке.
По воспоминаниям бывших заключённых, отец Григорий в лагере отнюдь не скрывал, что он – священнослужитель, напротив, держался с большим достоинством. В бараке он служил молебны, разговаривал с людьми, помогая им сохранять веру в Бога.
Разумеется, такое поведение вызвало недовольство у руководства лагеря, и отца Григория вновь арестовали 3 сентября 1937 года, предъявив обвинение «контрреволюционной агитации и религиозной пропаганде». После десяти дней, проведённых в камере смертников, его расстреляли.
Ещё до ареста он успел написать родным письмо, в котором предвидел свою судьбу:
«Обо мне не расстраивайтесь и не беспокойтесь, у меня никого нет: ни жены, ни детей. Не надо бояться. Вы сами все знаете. Вы знаете, куда и к Кому .мы идем».
Священник Григорий Аверин был реабилитирован советской властью и причислен к лику святых как священномученик в 2000 году.