Оптина пустынь – одна из самых известных древнейших обителей России. В этом святом месте уже на протяжении многих веков живут великие подвижники, молящиеся за нас Небесному Царю. Неслучайно обитель называют «осколком земного рая» – там, приобщаясь к наследию старцев, люди укрепляются в вере, восходят на духовную высоту.
Несмотря на то, что Оптина пустынь была закрыта и разрушена на какое-то время, паломники из уголков всего православного мира и по сей день продолжают приезжать в обитель, чтобы помолиться, получить благословение или попросить о разрешении скорбей, хоть на короткое время прикоснувшись к этому яркому светильнику православия.
Краткая история обители
Оптина пустынь расположена неподалеку от Козельска, Калужской области, и была основана в XIV веке. Сохранилась легенда, согласно которой в местах будущего монастыря жил разбойник по имени Опта. Он долгое время жил неправедной жизнью, но затем принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.
Согласно другой версии, Оптину пустынь основал благочестивый князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество.
Название монастыря с течением времени менялось. В летописях XVII–XVIII веков он именовался Оптиным монастырем Макарьевой пустынью, с начала XIX века – Козельской Введенской Оптиной пустынью. А сейчас его официальное название – Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.
Первые достоверные свидетельства об обители относятся ко времени правления царя Михаила Федоровича Романова. В 1629 году местные книги сообщают об Оптиной пустыни как возобновленной после разорения.
В конце XVII века в Оптиной было всего 14 человек братии. Хотя среди благотворителей упоминались цари Петр и царевна Софья, монастырь терпел множество убытков. На содержание братии не хватало средств.
Вследствие реформ Екатерины II, все монастыри России были разделены на несколько классов, и Оптина пустынь стала заштатным монастырем Можайской епархии. К концу XVIII века обитель пришла в упадок. В начале 1790-х здесь числилось всего четыре монаха (все глубокие старики), а пригодной для жилья была только одна деревянная келья.
Перемены к лучшему начались в 1796 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), посетив Оптину пустынь, начал принимать меры для ее возрождения.
В 1821 г. здесь был возведен скит. До 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела собственную издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни широко издавались. Эти книги во множестве и безвозмездно отсылались в монастыри и епархиальные библиотеки.
Первая мировая война открывает еще одну трагическую эпоху в истории Оптиной пустыни. В 1914 году на фронт было призвано более пятидесяти насельников – вернулись с войны не многие.
К 1917 году, в период массового отхождения от веры, было принято решение прогнать всех монахов из обители. Первые аресты монахов были проведены в 1919 году.
В козельской тюрьме оказались многие епископы, иеромонахи и послушники. Большая часть из них была приговорена к ссылкам и расстрелам.
В 1920 году была изъята значительная часть церковного имущества, в том числе, монашеские облачения преподобных Моисея, Макария и Амвросия, а также схима одного из первых насельников скита, отца Вассиана. В 1923 году многие храмы пустыни были разрушены: их превратили в лесопилку, а скит – в дом отдыха.
До 1943 года в монастыре разместили эвакуационный госпиталь, а в 1944-1945 годы – проверочно-фильтрационный лагерь НКВД для возвратившихся из плена советских офицеров. В послевоенные годы многие монастырские здания были разрушены и разобраны на кирпич, и только в 1974 году монастырь был принят на государственную охрану как памятник истории и архитектуры. Началась реставрация, которая проводилась очень медленно.
В канун празднования 1000-летия Крещения Руси, 17 ноября 1987 года, Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. В 1988 году в обители была отслужена первая Божественная литургия, а затем был открыт и Введенский собор.
С декабря 1988 года первые монахи поселились и в Иоанно-Предтеченском скиту; тогда же замироточила икона Божией Матери «Знамение«. Так начиналось возрождение обители, явившей православному миру дивный собор преподобных отцов, пережившей разорение и более шестидесяти лет лежавшей в руинах.
Обители и святыни монастыря
Сейчас в Оптиной пустыни семь действующих храмов.
Введенский собор – это важнейшее достояние обители. Он был основан в середине XVI столетия. В храме есть три придела – Пресвятой Богородицы, Амвросия старца Оптинского, Святителя Николая Чудотворца. Основной святыней, хранящейся в соборе, являются мощи старцев Оптинских, Казанская икона Божией Матери.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери – это самая большая обитель. Храм украшен необычными фресками, изготовленными уникальным методом – «влажной» росписью.
Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери – это усыпальница старцев (Льва, Макария, Илариона, Анатолия). Святые мощи хранятся в гранитных раках и в праздничные дни доступны для поклонения прихожан.
В храме в честь Преображения Господня находятся мощи преподобного Рафаила (Шейченко), российского исповедника (1957 г.). Храма на этом месте не было до 2005 года, когда святейший Патриарх Алексий II совершил освящение и закладку первого камня. Это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового.
Храм в честь Всех Святых находится на монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители он был полностью разрушен, в настоящее время восстанавливается.
Это святое место испокон веков было особенно популярно не только среди простых людей, но и среди многих известных писателей. Именно сюда Ф. М. Достоевский приехал после смерти своего сына – литератор прожил в Оптиной пустыни достаточно долго; он был проникнут местностью, и некоторые ее описания можно проследить в его романе «Братья Карамазовы».
Тесная связь с Козельском была и у Л. Н. Толстого. Сестра писателя являлась послушницей монастыря в Шамордино, которое основал Амвросий Оптинский неподалеку от обители. А произведение «Отец Сергий» было написано по мотивам Оптиной пустыни.
Оптинские старцы: преподобный Варсонофий Оптинский
Духовный расцвет Оптиной пустыни связан с именами ее подвижников: Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия, Илариона, Анатолия, Исаакия, Варсонофия и многих других. Святые старцы обладали многими дарами: были прозорливы, врачевали душевные и телесные раны. Одно только нахождение с ними погружало в атмосферу умиротворенности и покаяния.
Старцы очень хорошо знали святоотеческое наследие: они сами руководствовались этими писаниями и наставляли ими других обращавшихся к ним за назиданием. Они никогда не давали советов от себя, всегда следовали изречениям Священного Писания.
Схиархимандрит Варсонофий (1845–1913)
Когда преподобный был ребенком (в миру его звали Павел), он прислуживал в алтаре и нередко слышал от прихожан: «Быть тебе священником!». И эти слова в скором времени действительно исполнились.
Молодой Павел был блестящим военнослужащим – он самоотверженно, не жалея себя, исполнял долг по защите Отечества в Русско-японской войне, служа в звании полковника. Но, познакомившись с Иоанном Кронштадтским, Павел все чаще задумывался полностью посвятить свою жизнь Богу.
Однажды Павел отправился в театр по приглашению своего военного начальства. Представление нисколько не развлекало его, и Павел задумался: «Ты пришел в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрешь, что тогда? Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу»… С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрешь?». Павел ушел, не дожидаясь окончания спектакля, и больше никогда не ходил в театр.
В 47-летнем возрасте Павел пришел к старцу Амвросию, и тот благословил его на принятие монашеского пострига. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской обители. В 1904 году началась Русско-японская война, и схиархимандрит Варсонофий отправляется на фронт исповедовать, причащать, соборовать раненых и умирающих солдат.
По окончании войны отец Варсонофий вернулся в Оптину пустынь – был возведен в сан игумена и назначен Святейшим Синодом настоятелем Оптинского скита вместо тяжело болевшего старца Иосифа.
Старец обладал необыкновенной прозорливостью – святой Варсонофий всегда помогал приходящим к нему за советом, утешал и ободрял; Бог открывал ему открывал внутренний смысл многих происходящих событий, недоступный другим. Монахи не раз видели преподобного озаренным неземным светом во время молитвы.
В апреле 1913 года, после продолжительной болезни, святой Варсонофий предал свою душу Богу. Он похоронен в Оптиной пустыни, во Владимирском храме. В 1996 году преподобный Варсонофий был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.
Святые новомученики обители
Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников 15 человек из числа тех, кто пострадал во время репрессий XX века. А в 1993 году всю страну потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этом событии.
После ночной литургии иноки Ферапонт и Трофим звонили в колокола возле Введенского собора. Преступник, заранее подготовив орудие убийства с выгравированным на нем числом «666», подошел к инокам и заколол их. В это время отец Василий вышел из кельи и оправился в скит исповедовать на Литургии, но преступник заметил его и вонзил ему в спину меч, нанеся смертельное ранение.
Почитание убиенных началось сразу после случившегося. В 2008 году, на месте их погребения, у восточной стены монастыря, была воздвигнута часовня. Паломники приезжают поклониться святым новомученикам, помолиться об их упокоении и попросить их святых молитв в разрешении трудностей.
Духовное значение Оптиной пустыни для православного мира
Оптина пустынь – сокровищница истинного православия, красоты веры. Сияние жизни преподобных отцов на протяжении многих столетий изливает благодать Святого Духа на нашу страну. Посетив Оптину пустынь, великий русский писатель Н. В. Гоголь писал:
«Я заезжал по дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ее благоухание: всё становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше».