Отличие христианства от язычества

Другое

Главная библейская заповедь о запрете язычества звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6).

Термин «язычник» произошел от славянского слова «язык», что означает «народ». Еврейское слово «гой» переводится так же. В ветхозаветные времена Единому Богу поклонялись только евреи, поэтому произнося слово «народ» во множественном числе («гоим»), древние единобожники имели в виду, в первую очередь, именно языческие верования окружавших их племен. Итак, самое очевидное отличие язычества от единобожия – это вера во множество богов и служение их изображениям. Но только ли в этом разница этих двух направлений человеческого мировосприятия, и существуют ли иные, кроме многобожия, формы язычества?

Отличие христианства от язычества

Полнота истины

    С начала мессианского служения Христа Спасителя людям дарована полнота истины (Ин.14:6), которую в дальнейшем, в течение нескольких веков пришлось защищать от дьявола и придуманных им ересей на церковных Соборах духовенства.

    Основные столпы истины, сохраняемые Церковью, заключаются в следующем.

    Бог, Единая Троица – это единственное безусловное Существо, вечное, не погруженное в поток времени.

    Все сущее сотворено Им, существует по Его воле, воздействием Его сил (вседержительством), и по установленным Им законам, которые Бог в тех или иных местах и отрезках времени может изменять Сам и по Собственной воле – вспомним хождение Иисуса по воде, воскрешение разлагающегося Лазаря и восстание из мертвых Самого Иисуса (Мф. 14:25; Ин. 11:41-44; Лк. 24:1-7).

    Бог самодостаточен и бесконечно блажен. Ничто из сотворенного и никто из сотворенных Им существ не влияет на Его суть и блаженство, но Он оказывает влияние на все.

    Бог принципиально не подавляет и не контролирует внутреннюю свободную волю разумных существ – древних бесплотных духов и людей. Человек, предназначение которого в вечной блаженной жизни и общении с Богом в любви к Нему, рождается духовно поврежденным, а также его душе вредят в дальнейшем совершаемые им грехи.

    Чтобы спасти человека, у Отца Небесного нет иного пути, кроме воплощения Его Сына и принятия Им на себя вечного и бесконечного проклятия греха через принятие страшных душевных и телесных страданий, и смерти. От самого же спасаемого требуется добровольное вхождение в мистическое единство с жертвой Христовой – вера и Крещение, – а также личное духовное делание (Мф.11:12; Ин. 3:5). Главный интерес Бога в сотворенном Им мире – унаследование людьми Небесного Царства (Мф.18:11).

    Также важным столпом истины можно назвать учение о конце этого мира и наступлении для одних людей вечного блаженного Царства Божьего, а для других – вечных мук в неком огненном озере (Мф. 26:31-46).

    Язычество как противоречие духовной истине – ложь

      Некоторые богословы называют язычеством вообще все верования, которые хотя бы в одном ключевом пункте противоречат христианству. То есть, они включают в число идолопоклонников и две группы современных единобожников – иудеев, верящих в ложного спасителя как дарователя свободы и глобального доминирования еврейской нации, и мусульман, вообще не верящих в необходимость для человека Спасителя. Корректнее будет назвать эти две группы полуязычниками. И вот почему.

      Как иудеи, так и мусульмане признают всемогущество Божье. Но в мировоззрении как первых, так и вторых, Богу, якобы очень интересны внешние обряды – отмененные в Новом Завете ветхозаветные всесожжения и богослужение с молитвой, называемое намазом. Это яркий штрих именно язычества, противоречащего учению о том, что главный интересующий Бога объект – это человеческая душа, а не обряд, совершенный ради Него.

      Отличие христианства от язычества

      Кроме того, умственным идолом иудеев является гордость от собственной принадлежности к некогда богоизбранному народу (их место заняла Церковь), а такой же идол мусульман – вымышленный образ, якобы, соответствующий истинному Богу и ложно называемый Аллахом, что с арабского переводится как «Бог».

      Совершенно любой может провозгласить: Бог един и всемогущ, потом понапридумывать про Него свою несусветицу, затем закономерности мироздания, а в итоге маркировать учение, вышедшее с «пылу-жару», как истину. Данный вариант очень напоминает людей, которые говорят, что Бог у них, якобы, в душе, а религия нужна только дуракам.

      Как все началось

      Книга Бытие повествует, что первые люди жили в раю, находясь в блаженстве и теснейшем общении с Богом, о чем свидетельствуют диалоги Адама, Евы и Творца. Об их первоначально блаженном состоянии смело можно утверждать, потому что до грехопадения они «были наги и не стыдились» (Быт. 2:25), а после – стали испытывать стыд и боязнь Бога (Быт. 3:7-8).

      Отличие христианства от язычества

      Раз уж произошло грехопадение, то можно сказать, что человек до этого события хоть и был хорош, но не был совершенен. Совершенство, к которому Бог хотел привести первых людей через соблюдение заповеди о запретных плодах с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17), спустя тысячелетия сообщил человеческой природе Господь Иисус Христос, когда прошел в Иудейской пустыне через искушения того же самого змия (Быт. 3:1-6; Лк. 4:1-14).

      В начале третьей главы Бытия мы видим начало погибели – лукавство сатаны, приползшего к Еве и начавшего изображать дезинформированность относительно заповеди Божьей, что уже есть ложь – первое ключевое свойство язычества. Дьявол в ответе праматери людей обнаруживает, что ложь, искажение мировоззрения, уже поселилась в ее уме – Ева исказила заповедь, ответила, что запретные фрукты не просто нельзя есть, но нельзя даже прикасаться к ним.

      Дьявол понимает, что почва для погибели Евы уже подготовлена и клевещет на Бога, что Тот, якобы, солгал, что люди не умрут после вкушения запретных плодов. Сатана добавляет второй ключевой элемент язычества – он начинает утверждать, что после вкушения плодов люди сами станут как боги, то есть, уверяет Еву в фантазии, что Творец не всемогущ, что какое-то Его творение сможет сделать людей автономными от Него, с чем Бог ничего поделать уже не сможет. Душа праматери синхронно со срыванием плода и откусыванием от него потянулась к лживому миру, первой форме язычества, – мнимой свободе от Единого Бога и счастью без Него. Здесь же есть важный штрих, свойственный исключительно идолопоклонническому мировоззрению – вера, что совершение простого действия, обряда по правильной формуле, принесет быстрый результат без всяких усилий со стороны самого человека.

      Произошла духовная смерть, через которую чуть позднее, нарушив заповедь, прошел и Адам. Первым людям и всем их потомкам, включая нас, стал необходим Спаситель.

      Безбожие и материализм – мировоззрение с одним общим для язычества свойством

      Адам и Ева раскаялись в своем грехопадении, и после изгнания не превратились в язычников, потому что прекрасно помнили о богообщении, в котором некогда пребывали. Как ни странно, с того момента и до самого всемирного потопа никакого идолопоклонства не было – потомки Сифа поклонялись Единому Богу и приносили Ему во всесожжения животных, а потомки Каина просто наслаждались долгой земной жизнью. Бытие, во всяком случае, вообще ничего не сообщает о допотопных многобожниках, но Бог сказал про всех, кто тогда не поклонялся Ему следующее:

      «…не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть…» (Быт. 6:3).

      Патриарху Ною же было сказано следующее:

      «…конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:13).

      То есть, про «богов», скверных духов в Бытии вообще ничего не сказано. Написано лишь «плоть» и «злодеяния». Видимо, бесам в те древние времена изобилия и долгожительства было совершенно не обязательно придумывать лжерелигии – достаточно было просто внушить людям идеи гедонизма (одного из признаков язычества) и провоцировать их на зло.

      Интересно, что подобный подход к жизни в христианской цивилизации возродился относительно недавно, когда люди прельстились достижениями собственного интеллекта, новыми, дающими большую свободу способами устройства общества и государства, и решили пожить вообще без каких-бы то ни было богов. Это несколько приглушило человеческую совесть, что в нравственном смысле позволило жить гораздо менее ответственно.

      Очень многие и теперь думают, что после смерти тела их души уйдут в небытие, поэтому стараются, что называется, взять от материальной жизни все. В этом отношении у человека хоть и нет никаких богов, но есть идол – удовольствие и комфорт временной жизни. И апофеозом служения этому идолу стало приношение сатане человеческих жертв – так называемые аборты – мучительное убийство в материнской утробе по согласию обоих родителей или одной только женщины нерожденных младенцев. Какая дьяволу разница – приносят кровавые жертвы компактным материальным, или размазанным по деньгам, другим благам и свободному от забот о детях времени идолам; с верой в богов, или без таковой? Аборты ничем не отличаются от жестоких кровавых жертвоприношений ацтеков, цивилизация которых была уничтожена, кстати, людьми из христианской цивилизации – конкистадорами.

      О некоторых направлениях язычества

        Термин «язычество» охватывает огромное количество различных верований, моделей мироздания и самого человека. Их диапазон приспособлен под различные уровни человеческого ума. Начинается все с такого примитива, как суеверия (делай так, а так не делай, потому что «потому»), и идолопоклонства, в котором человек верит, что сотворенный им или мастером истукан – это и есть бог (Пс. 113:12-16). Если ложный бог вдруг не исполнял прошения, древний язычник ругался с истуканом и колотил его. Увенчивают язычество такие сложные верования, как древнеегипетское многобожие со своими сложными моделями мироздания и человека, а также индуизм – с теми же признаками и реинкарнацией. Справедливости ради стоит сказать, что чтобы в религиозном плане стать настоящим индусом или древним египтянином, нужно быть довольно умным человеком.

        Отличие христианства от язычества

        Возвращаясь к вышеописанному абстрактному фантазеру, у которого «Бог в душе́», можно также сказать, что любой обладатель хорошего воображения вполне может сесть с карандашом и тетрадкой, и за пару часов набросать свое, совершенно новое язычество, утвердить его, сказав: «вот это и есть истина», а затем создать свою религиозную группу. Делают и так, но, как правило, блуждающий в потемках разум на протяжении веков подкидывает людям различные занятные духовные гипотезы, которые оказываются по вкусу фантазерам, и они маркируют вымышленные законы мироздания как истинные. Разумеется, в таком деле «помогает» сильный транслятор идей, выдумщик и лжец – дьявол (Ин. 8:44), что было рассмотрено выше в размышлениях о книге Бытие.

        Вот какие еще направления язычества стоит отметить.

        Магизм, спиритизм, шаманизм и подобное

        Бесы не только туманят людям разум, но и способны вступать с ними в сговор, что и называется магией, колдовством, чародейством и т.д. Бес – это ангел, то есть обладатель огромной духовной и физической (перенесение дьяволом Христа на крыло храма во время искушения и избиение преподобного Антония Великого бесами) силы. По этому моменту достаточно вспомнить, как сила Божья, явленная через пророков Моисея и Аарона, посрамила магическое искусство египетских жрецов (Исх. 7:8-12). Наглядно в этом смысле и житие мучеников Киприана и Иустинии – их знакомство началось, когда еще служивший тьме Киприан был великим магом. По заказу богатого юноши он навел на Иустинию чары так называемого приворота, но девушка почувствовала неладное и отразила бесовскую атаку силой Христовой.

        Если поговорить с современной молодежью или вообще людьми любых поколений, выяснится, что к действенной магии приворота некоторые хоть раз прибегали, чем призывали на себя цепочку очень прискорбных событий.

        К феномену порчи можно отнести прикосновение дьявола к праведнику Иову, что вызвало у последнего проказу (Иов. 2:7).

        К магии относят и попытки предсказать будущее с помощью карт таро и других гадательных обрядов.

        Некоторые пастыри Церкви говорят, что гипноз – это разновидности магии.

        О спиритизме и магии в Библии сказано:

        «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Втор. 18:10-12).

        Духи действительно отвечают вызывающим, но, разумеется, лгут и духовно вредят им. Порой даже доводят до неизлечимых психических заболеваний.

        Пантеизм, тотемизм, астрология, друидизм, фетишизм, культ предков и прочее

        Пантеизм – это утверждение, что вселенная – и есть бог. Пантеисты разговаривают со вселенной, просят у нее всякие подарки и благодарят ее.

        Более примитивны: астрология (вера в зависимость жизни от положения светил, и как ее форма – поклонение светилам); друидизм – поклонение деревьям и священным рощам; тотемизм – вера в существование мистической связи между человеком, группой людей и определенным видом животного или растения; моления почившим предкам и ублажение их жертвоприношениями; фетишизм – вера в зависимость жизни от сакрального личного предмета (оберега, талисмана, амулета) верующего; и другие глупости.

        Буддизм

        Буддизм основал один представитель древней индуистской цивилизации – аристократ Сиддхартха Гаутама. Буддисты с помощью энергии вселенной желают достичь просветления – преодолеть душевный дискомфорт, вызванный страстями, желаниями, и неведением законов реальности, якобы, непостоянной по своей сути.

        Буддисты не признают ни всемогущего Бога, ни вообще каких-либо богов. Согласно этому учению, любой человек – сам частица абстрактного божества, и каждый может стать Буддой.

        Спаситель и апостолы о язычниках

          Когда Господь учит, как верующий должен поступить с согрешающим против него братом, Он прямо противопоставляет христиан и язычников: «…а если и церкви не послушает, то да будет тебе как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Если прочитать эту заповедь целиком, станет ясно, что Спаситель явно повелевает христианам, как минимум, сторониться упертых в своем грехе язычников.

          Отличие христианства от язычества

          Ранее, в Нагорной проповеди, Господь сказал:

          «Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47).

          Господь описывает идолослужителей: они, как правило, действуют по принципу «ты – мне, я – тебе».

          Также сказано:

          «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:7-8).

          Здесь Сам Бог описывает особенность языческого миропонимания: без правильной формулы религия не сработает, а высшие силы «глуховаты» и глуповаты.

          Земные блага не должны затмевать христианам Бога:

          «…Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:31-32).

          Здесь Спаситель называет такие свойства идолопоклонников, как вышеназванный гедонизм и, в реальности, их сомнения, недоверие высшим силам.

          Апостол Петр запрещает христианам поступать «по воле языческой», предаваться «нелепому», (по-славянски – «богомерзкому») идолослужению (1 Пет. 4:3).

          Отличие христианства от язычества

          Святой Павел пишет о страшном языческом умопомрачении:

          «…но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так, что они сквернили сами свои тела; Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1:21-25).

          Также Павел пишет, что язычники не знают Бога (1 Фес. 4:5).

          Оцените статью
          ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
          Пожалуйста, поделитесь статьей
          PravLife
          Добавить комментарий

          Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.