Основные догматы христианства

Церковь

В век парадоксальной культуры живем мы. Воспевая разум и знания, отказываемся рассуждать и даже мало-мальски думать. Игнорируя все то, что не вписывается в наше мировоззрение, мы не только отказываемся понимать, что такое духовность. Мы категорически не хотим слышать, и уж тем более – принимать четкие определения некоторых терминов. В том числе, церковных.

Почему так? Скорее всего, не желаем хоть чуть-чуть усомниться в устоявшемся мнении, в изобилии, льющемся в наше сознание с экранов телевизоров и из других источников. А еще принципиально не хотим слышать голоса Церкви, настаивающей, в том числе, на своих догматах. Что это такое догматы? Почему они так важны?

Основные догматы христианства

История термина «догмат»

«Все догматы или о Боге говорят, или о видимых и невидимых творениях, или о явленном в них промысле и суде». Преподобный Максим Исповедник.

Этому обрусевшему термину, давно обретшему среди людей нецерковных статус речевого штампа, всегда бывало неуютно в русском языке. Ведь люди светские постоянно усматривали в нем и его производных только негативный смысл.

Очевидно, виной тому не только элементарное нежелание узнать больше об истинном значении того или иного слова, но и то, что слово «догмат» часто путают с однокоренным словом – «догма», которое, как известно, ограничивает и пугает.

При этом среди тех, кто критикует религиозные догматы, мало кто имеет малейшее понятие хотя бы об одном из тех догматов, который якобы «наука опровергла». Догматичность (еще однокоренное слово) рулила и продолжает рулить, и на церковном языке она означает ни что иное, как гордыню. Это когда мы, явно ошибаясь, настаиваем на своем. Но все это, включая атеизм, никак не связано с верой православной, да и с религией в целом. Потому что общее между догматизмом и церковными догматами – это только то, что у них один корень.

О догматах

Слово это является греческим существительным – δὁγμα (от глагола δοκἐω, от прошедшего совершенного времени его – δἐδογμαι), и переводится, как мнение, решение, постановление.

И изначально, кстати, у него ничего не было общего с религией. Оно пришло из античной литературы. Позднее его подхватила христианская литература. А уже потом родилось новое значение, точнее – понятие «религиозные догматы».

В греческом языке и языках, позаимствовавших этот термин из него, догмат всегда ассоциировался с неоспоримой истиной, четко установленным и общеобязательным положением, чем-то типа аксиомы в математике или логике, привселюдно возвещаемой.

Но, хотя эти два слова (аксиома и догмат) похожи тем, что их не проверяют и не доказывают, между ними наблюдается разница.

Основные догматы христианства

Что обозначали словом «догмат» в разные периоды истории

«Догмат – это априорное положение, в которое мы именно верим, хотя и не рассчитываем найти никаких доказательств». В свое время этим термином обозначали различные моменты и предметы. Так, у классических писателей (греков и римлян) он означал истинную, несомненную и неоспоримую философскую истину, правило, гражданский закон и проч.

Например, у Цицерона под словом dogma предполагались всем известные доктрины – устойчивые и непоколебимые, имеющие значение неоспоримой истины. Догматами называли учения Платона. А Демосфен этим термином именовал гражданские законы. Геродиан этим словом определял сенат, которому римляне обязаны подчиняться беспрекословно. Ксенофонт именовал им распоряжения начальства и так далее.

Догмат в Священном Писании

В ветхозаветных книгах Даниила (Дан.2:13, 3:10, 6:8) и Есфири (Эсф.3:9) подразумевается царский указ или другие постановления верховной власти.

Если взять раннехристианскую Церковь, то мы увидим, что практика использования термина «догмат» была обширной и являла собой приличный спектр значений.

В Новом Завете слово «догмат» означает или гражданский закон, или священный, Божий. Возьмем Евангелие от Луки (Лк.2:1) – здесь догматом является веление кесаря об осуществлении всенародной переписи.

А в Книге Деяний (Деян.16:4) этим термином обозначены были царские законы или постановления Апостольского собора. Если мы полистаем послания к Колоссянам (Кол.2:14) и Ефесянам (Еф.2:15), то обратим внимание на то, что апостолы подразумевают под догматами постановления закона Моисеева.

Основные догматы христианства

Прошло время. И на смену этим и многим другим значениям и смыслам термина появились другие, которые давали внятный ответ на появление той или иной ереси.

В IV столетии термин обрел иное, особое значение – богооткровенных истин, которые являются предметом в сфере христианского вероучения. Святые Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский и проч. отождествляли слово «догмат» с вероучительными истинами.

Ученые пишут, что этот термин не употреблялся в средние века. В богословии его стали использовать во второй половине XVII, и особенно – в XVIII и XIX веках. Позже науку, излагающую христианское вероучение, назвали догматическим богословием, а потом – догматикой.

Зачем Церкви понадобились догматы

«Всякий догмат потому и составляет предмет веры, а не знания, что не все в догмате доступно нашему человеческому пониманию. Когда же догмат становится слишком понятным, то имеются все основания подозревать, что содержание догмата чем-то подменено, что догмат берется не во всей его божественной глубине». Митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский).

В наше время адепты различных, в том числе и враждебных, учений не прекращают попыток использования имени Христова в своих проповедях и представлениях о мире, а также приписывать Спасителю свои надуманные доктрины.

Чего только не пишут сегодня про Иисуса Христа, передавая в открытую продажу эти безосновательные «сочинения». Вплоть до бессовестных фальшивок про Спасителя, которых во все времена хватало, и о которых еще в апостольские времена предупреждали:

«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29,30).

Поэтому неслучайно в свое время Церковь прибегла к помощи догматов, ведь одного только текста Библии было недостаточно. При этом Церковь не просто существовала среди религий и мировоззрений, готовых под себя перетолковать Апостольское возвещение. Нужно было постоянно вести борьбу против них.

Так было и с Арием, не признававшим божества Иисуса. Арианская ересь, обретая огромные масштабы, быстро захватывала и побеждала целые города. В эти сложные моменты Церкви пришлось как можно более четко отграничить Свое учение от искажений еретика Ария.

Это было сложно в первые три столетия христианства, когда Церковь пребывала в полуподпольном положении. Из-за регулярных всплесков жестоких гонений, проведение всецерковных Соборов не представлялось возможным.

Но после легализации христианства, которое позднее стало государственной религией Римской Империи, в Соборах появилась острейшая нужда, ведь еретические учения влекли за собой не только религиозные возмущения, но и гражданские.

Поэтому понятно, что догматы появились через несколько веков после событий, описываемых в Евангелии. Но, опять же, отцы Вселенских Соборов не пытались даже сформировать другую веру. Они защищали свою, «подвизаясь за веру, однажды преданную святым» (Иуд.1:3).

Все эти определения послужили не столько для раскрытия учения о Господе, сколько для очерчивания границ, за которыми появляются ереси и заблуждения. С их помощью Церковь ограждает ум человека от ошибок в истинном богопознании.

Мы рассмотрим само понятие «догмат» и вероучительные определения, появлявшиеся в результате вероучительных споров, и утвержденные Церковью.

Основные догматы христианства

Что такое догмат

«Догмат, или догма (др.-греч. δόγμα, δόγματος, «мнение, решение, постановление») – утвержденное Церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению)» Википедия.

Итак, мы уже знаем, что догматы в науке – аксиома, не требующая доказательств, а в православии – это непререкаемые богооткровенные, вероучительные истины, рассказывающие про Господа, Его домостроительство, про отношение Создателя к миру, и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах.

Догматы, как непреложную вероучительную истину, установленную Богом и Церковью, объясняет и проповедует Православная Церковь и верующие. Они имеют законообязательную силу для каждого, крестившегося в православии, как неизменное и непререкаемое правило. И у них имеются свои, характерные только для них, свойства.

Свойства догматов

«Этим словом на христианском языке обозначаются истины: по своему характеру – умозрительные, по происхождению – божественные, по содержанию – касающиеся того, что составляет самое существо христианской религии, именно учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, по значению – безусловно обязательные для всех верующих и, как таковые, хранимые и преподаваемые только Святой Церковью». А. Чекановский.

Итак, в православной догматике принято выделять характеристики догматов. К чему такая дифференциация этих свойств? Только не надо думать, что это наследие средневековой философии, как может показаться на первый взгляд. Речь о естественном определении ключевых признаков, кои присущи догмату. Описано четыре таких свойства.

Богооткровенность

«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12).

Это свойство (по способу получения и достоинству) никак не связано с прочими истинами, скажем, с теми, что основываются не на богооткровенных, а на других предпосылках, и выведены научным путем в философии или логике.

Основные догматы христианства

Иными словами, они не являются результатом мудрствования чьего-то разума или способом выведения истины логическим путем, ведь были открыты человечеству Самим Господом Богом.

В этом-то и заключается отличие догматического богословия, как науки, от философии, метафизики и всевозможных наук про окружающий мир. И, если какие-то научные и философские истины относительны в какой-то степени и даже могут меняться, то догматы, базирующиеся на Божественном Откровении, совершенно неизменны.

Вывод: за счет этого свойства, догматом считается лишь вероучительная истина, содержащаяся в учении Христовом и апостольском.

Вероучительность

И если первое свойство догмата (богооткровенность) – по способу его получения и достоинству, то вероучительность (его называют еще теологичностью) – по содержанию. Иными словами, эта характеристика указывает на то, что в догматах содержится исключительно учение о Господе и Его домостроительстве.

То есть это относящиеся к существу нашей веры богооткровенные истины, четко очерчивающие и обнимающие важнейшие предметы православной веры (учение о Господе и Его икономии).

В догмате нет определений нравоучительных истин или литургических, исторических, естественно-научных и проч.

Церковность

Это свойство – по способу существования догматов и их сохранения. Оно указывает на то, что основанные на божественном откровении догматы существуют только в Церкви, и что никто и ничто, кроме Церкви и вне ее, не имеет права быть хранителем и истолкователем догматов, и в своей полноте определять, какие истины обладают догматическим авторитетом.

Только лишь она, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), вправе толковать их в свете Священного Писания, Священного Предания и закреплять на Вселенских Соборах названий догматов за вероучительными истинами.

Законообязательность (или общеобязательность)

Это свойство догматов (выступающих в качестве норм и правил) – по отношению к христианам. В них раскрывается сущность христианской веры и надежды, и выражается в том, что догматы следует воспринимать на веру как аксиому, и что для членов Церкви они имеют силу закона.

Те, кто не признает догматов (а они не изменяются ни по содержанию, ни по форме), не является членом Церкви, ибо в этом человеке все признаки принадлежности к ереси.

Итак, для истинных православных догматов, религиозных и богословских, свойственны: истинность, поскольку они почерпаются от Бога, безусловность, авторитетность, как слово Бога, непререкаемость (или бесспорность), важность для спасения, а поэтому –общеобязательность, неизменность по существу своему.

Когда и какие были приняты христианские догматы

Их приняли на семи, признаваемых Православной Церковью, Вселенских Соборах, участие в которых принимали епископы и архиереи каждой из действующих Церквей.

Основные догматы христианства

Первый Вселенский Собор (325 год, Никея)

На этом Соборе от Церкви был отлучен Александрийский пресвитер Арий, чье учение было расценено еретическим. Еретик посмел утверждать, что Бог Сын – не единосущен Богу Отцу.

Участниками Собора было установлено, что Господь Бог является единством трех ипостасей, и что Сын, рождающийся от Отца, единосущен Ему. Они же отменили земные поклоны, делаемые по воскресеньям, утвердили первые несколько членов Символа Веры и установили другие важные церковные правила. 

Второй Вселенский Собор (381 год, Константинополь)

Участниками Собора был окончательно утвержден единый Символ Веры (Никео-Цареградский), состоявший из 12 членов; осуждены еретические учения (включая ересь бывшего арианского епископа Македония, отвергавшего божество Святого Духа), утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Третий Вселенский Собор (431 год, Ефес)

Собор осудил лжеучение архиепископа Нестория Константинопольского, утверждавшего, что Богородица (по его словам – Христородица) родила человека Христа, а с Ним Бог (по его словам – богоносец) соединился и якобы обитал в Нем, как в церкви.

Члены Собора постановили признать, что в Христе с момента боговоплощения соединились Божественное и человеческое естества, и определили исповедовать Спасителя совершенным Богом и совершенным Человеком, а Деву Марию – Богородицей, Матерью Иисуса Христа по человеческому естеству.

Утвердив Никео-Цареградский Символ веры, Собор запретил что-либо менять в нем.

Четвертый Вселенский Собор (451 год,Халкидон)

На этот раз члены Собора осудили лжеучение Евтихия – архимандрита константинопольской обители, отвергавшего в Христе человеческую природу, и дали определение учению Церкви о том, что Господь Иисус Христос – это истинный Бог и истинный Человек, подобный людям во всем, кроме греха, и что в Нем при воплощении соединились «Божество и человечество, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно».

Пятый Вселенский Собор (553 год, Константинополь)

Отцы Собора рассмотрели и осудили обращения умерших еще в пятом веке епископов. Один из них, ученик Нестория – Феодор Мопсуетский, раскритиковал учение святителя Кирилла Александрийского, а второй – Ива Едесский – обратился с непочтительными отзывами о решении Третьего Вселенского Собора, осудившего ересь Нестория.

Члены Собора подтвердили осуждение несторианской ереси и ереси Евтихия.

Шестой Вселенский собор (680 год, Константинополь)

Собравшиеся осудили монофелитскую ересь и определили признавать в Спасителе два естества (Божественное и человеческое) и две воли, в том числе человеческую, покорную Божественной воле.

На соборных заседаниях (объединившего решения Пятого и Шестого Соборов) решались по большей части вопросы церковной дисциплины и благочестия. После дополнения утвержденных правил правилами VII Вселенского Собора и двух Поместных Соборов, был составлен т.н. Номоканон (книга церковных канонических правил).

Седьмой Вселенский Собор (787 год, Никея)

Собравшиеся приняли важнейшие решения, в том числе о почитании святых икон вместе с изображением Креста Господнего. Правда, еретики не унимались, и только в 842 году на Поместном Константинопольском Соборе было окончательно восстановлено и утверждено иконопочитание.

Отцы Собора учредили праздник Торжества православия, отмечаемый нами с тех пор в первое великопостное воскресенье. 

В разное время появлялись и догматы, которые не рассматривали отцы Вселенских соборов (о Богодухновенности Священного Писания, воскресения, искупления, о Церкви и т.д.).

Основные догматы христианства

Символ веры

Это краткий свод основных догматов христианства, включающий в себя 12 предложений (членов) и являющийся главной молитвой для православных.

12 ключевых догматов в Православии

Кроме уже перечисленных догматов о двух естествах Божьего Сына (Божественной и человеческой), двух волях Его и почитания икон, надо знать и о догматах о вере в Пресвятую Троицу, совершении нами грехов и об их искуплении, о воплощении Сына Божия, Иисуса Христа, его Воскресении и Вознесении на Небеса, о его Втором Пришествии и ожидаемом дне Страшного Суда, о Единой, Соборной Церкви, о воскрешении смертных и будущей жизни и т.д.

Кратко о важном

Православное Догматическое Богословие

Православное догматическое богословие – это систематическое учение о догматах, которые представляют собой высший уровень истинного откровения в православии. Оно организует и систематизирует догматические утверждения, обеспечивая их полное и глубокое раскрытие, а также строгую последовательность.

Чем отличаются догматы от формулировок

Догматы и догматические формулировки различаются по своей природе: догмат – это неоспоримая истина, в то время как догматические формулировки – это языковое выражение догматической истины, которое, сохраняя суть, может претерпевать изменения без искажения самой истины.

Чем отличаются церковные каноны от церковных догматов

Церковные каноны и догматы также имеют различную сущность. Догматы – это богооткровенные, вероучительные истины, касающиеся Бога и Его отношения к миру, хранимые и объясняемые нашей Церковью, обязательны для всех православных верующих.

В то время как церковные каноны – это регулирующие принципы и правила, определяющие структуру церковной жизни, дисциплину, повседневные нормы и практические аспекты верующего человека. Каноны служат для реализации догматических истин в повседневной жизни Церкви и её членов.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.