Ореховый Спас

Содержание

Третий праздник в честь Спасителя называется в простонародье «Ореховым Спасом». Какое событие отмечает в этот день православная церковь? Знают немногие, поэтому стоит разъяснить происхождение этого праздника.

Нерукотворный Спас

Этот праздник отмечается уже после окончания Успенского поста29 августа по новому стилю. Точнее он называется: «Перенесение в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа». Событие это относится к 944 году. Предыстория же произошла в годы земной жизни Спасителя.

История появления первого Нерукотворного образа Спасителя

Один благочестивый царь по имени Авгарь имел страшную болезнь. Ему мучила проказа и подагра. Он уже не мог самостоятельно передвигаться. Но, услышав про исцеления Христом многих больных, он решил написать Ему письмо и передать его со своим слугой Ананией.

В письме царь убедительно просил Христа приехать к нему в город Едессу, указывал место, где можно скрыться от преследования язычников. Также он, поскольку он никогда не видел Христа в жизни, попросил слугу нарисовать Его портрет. Анания сумел передать письмо Иисусу, затем он встал на возвышении, чтобы лучше было видно, попробовал нарисовать портрет Спасителя. Но это ему никак не удавалось. Лицо Христа все время менялось из-за действия Благодати.

От Всеведущего Бога ничего не может скрыться, поэтому Христос узнал о намерении Анании и подозвал его. Затем Он умылся и утерся полотенцем, на котором отобразился Его лик. Таким образом появился первый Нерукотворный образ Спасителя.

Исцеление царя

Отдав его Анании, Христос велел передать царю, что Он пошлет к нему для исцеления Своих учеников. Когда Авгарь увидел образ на полотенце, он упал перед ним на колени и стал молиться. Тут же произошло чудо: царь исцелился от подагры и от проказы, от которой осталось лишь небольшое пятно на лбу.

Вскоре в Едессу прибыл апостол Фаддей, который окрестил царя. После совершения Таинства Авгарь полностью исцелился. В знак благодарности царь велел поместить образ над городскими воротами в нише, где раньше стоял идол. Теперь каждый входивший в город вынужден был поклониться образу Христа.

Дальнейшая судьба образа

Спустя несколько лет внук благочестивого царя снова обратился к идолопоклонству и решил убрать Нерукотворный образ. Епископ, узнав про это, велел замуровать нишу, а перед ней зажечь светильник.

В шестом веке на Едессу напали персы. Тогда епископ вспомнил об образе, велел раскрыть его. К удивлению многих спустя несколько веков светильник перед образом все еще горел! А на черепице, которая закрывала его, отпечатался лик Спасителя.

Епископ взял этот светильник и окропил врагов маслом из него. Тотчас огонь вырвался и попалил захватчиков, которые в ужасе обратились в бегство.

Спустя несколько лет Едессу все же смогли захватить персы. Затем ее отвоевали, но опять арабы захватили город. Тогда благочестивый царь Роман повелел перенести Нерукотворный образ в Константинополь. В честь этого события и был установлен этот праздник.

В этот день также празднуется Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Ей молятся женщины, ожидающие появления на свет младенца. Она помогает во время беременности и родов.

Освящение орехов

В народе в этот день принято освящать плоды орехового дерева, которые как раз созревают в это время. Скорее всего, обычай сохранился с языческих времен. В простонародье праздник называют «Спасом –на-холсте» или «Холщевый Спас». С ним связывают улетание птиц в теплые края на зиму. Также в этот день пекли хлеб из новой муки этого года, торговали полотном и холстами.

Протоиерей Андрей Ткачев о Нерукотворном Спасе


Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on telegram
Telegram