Обрезание Господне

Праздники и посты

Люди светские, прочитав заглавие, вряд ли захотят связать его с чем-то не мирским. Ведь на 14 января, хотя его особо никто и не отмечает, выпадает старый Новый год. И невдомек им, что Церковь наша в этот день вспоминает евангельское событие. В восьмой день после Рождества Христова, когда многие ищут повод для веселья, православные отмечают один из великих праздников – Обрезание Господне.

Почему великий? Потому что это праздник с важным духовным смыслом, и посвящен одному из важнейших моментов земной жизни Спасителя. В этот день Богомладенец Христос продемонстрировал, что является настоящим Человеком, а не простым носителем иллюзорной плоти. Плюс ко всему, после исполнения над Ним традиционной и необходимой для того времени процедуры, Он получил имя Иисус, означающее Спаситель.

Обрезание Господне

История праздника

Ритуал обрезания родом из глубокой древности. Книга Бытие рассказывает о таинственном явлении Бога праведному Аврааму и Его обещании произвести от него многие народы (потому и имя его меняет – из Аврама на Авраама): «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя…» (Быт 12:2).

Как известно, святой праотец прожил до 99 лет, и у них с Саррой не было детей. Вот тут-то и явился Господь, чтобы с Авраамом закрепить завет:

«Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Быт 17:10-12).

В те времена люди были более послушливые, чем в наш век, и, чтобы не нарушить союза-завета с Господом, Авраам и его домашние в тот же день выполнили Его повеление, сделав то, что было вменено им в обязанность. Обрезались всем праведным семейством. А через год не могли нарадоваться появлению сына, которого назвали Исааком.

С той поры Авраамовы потомки, иудеи, после появления на свет обрезали всех мальчиков во исполнение Моисеева закона в восьмой день по рождении, но не только с тем, чтобы младенец окреп, и не потому, что число 8 выражало собой полноту и совершенство. Этим актом иудеи демонстрировали свою верность завету с Богом, отделенность от неверных и нечто другое.

В те времена без процедуры, совершаемой по данному Богом закону, невозможно было влиться в общество и стать полноценной частью избранного Создателем народа. Это знамение Его Завета с Авраамом и потомками осталось навсегда в напоминание того, что человек – есть член народа иудейского. Ведь необрезанные не имели права даже на посещение храма и молитву.

Вот и Матерь Божия с Иосифом из послушания отнесли в храм восьмидневного Божественного Младенца. Ведь Господь, вочеловечившись, пришел не закон нарушать, а, как Он Сам сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить Евангелие» (Мф 5:17).

Надо сказать и о том, что во время совершения этой процедуры Ему было дано имя Иисус. И это его возвестил Архангел Гавриил, явившись в день Благовещения Пресвятой Деве Марии еще до зачатия Его во чреве: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30-31).

Почему именины Христа – не менее важный момент? Потому что имена раньше давались отцом со значением, а не случайно. Как правило, имя означало совершение чего-то ожидаемого или сообщало о предназначении младенца и проч. Поскольку Господь пришел, чтобы соединить людей с Богом, как бы оживить их (спасти), то и Младенец был назван Иисусом, что значит Спаситель, и Он пребывает под особым покровом Божиим. Это было отмечено во время Крещения, которое принял Спаситель: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, через Него и в Нем Мое благоволение» (Лк. 3:22), иными словами, что Иисус Христос – есть Бог.

Зачем надо было обрезать Бога?

Обрезание Господне

Действительно, зачем Господь прошел эту процедуру? Он, безгрешный, разве нуждался в исполнении обрезания – иудейской традиции? Нет, разумеется, не нуждался ни в урезании страстей, ни в обрезании. Но ведь Спаситель был потомком Авраама. А раз так, то и иудейский обряд должен был пройти.

Как толкуют святые отцы Церкви, Бог-Сын принял этот ритуал исключительно с тем, чтобы, во-первых, всем продемонстрировать пример неукоснительного исполнения Божественных законов и, во-вторых, чтобы ни у кого (в том числе у еретиков), отрицавших, что Он по плоти был Человеком) не было никогда сомнений в том, что Христос был Человеком.

То есть, проявив в начале жизни смирение перед законом, Он, Законодавец, первый подчиняется ему и начинает Свое служение уже как Исполнитель Нового Закона, который, впрочем, ни в коей мере не отменяет Ветхого Завета. И это логично – чтобы взять на вооружение новое, надо освоить старое.

Кого обязательно следовало обрезать

Это касалось только младенцев мужского пола, будущих глав семьи. Чтобы продолжить свой род, освящения мальчиков было достаточно, поскольку супруги – это единое целое. Кстати, изначально вообще внимание уделялось умножению количества населения, поэтому Ветхий Завет строго узаконивал единство крови и веры.

Ритуал Обрезания и наименование Младенца Христом в тот же день стали для нас, христиан, напоминанием о вступлении нашем в Новый Завет с Богом, и о том, что мы «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым», о чем писал апостол Павел в Послании к Колоссянам (Кол 2,11).

Что общего у Обрезания и Крещения Господних

Поскольку, вместо плотского обрезания иудеев, теперь есть обрезание духовное, мы понимаем, откуда связь этих двух событий – Обрезания и Крещения. Дело в том, что со второго века нашей эры традиция обрезания уже не была в ходу. В новозаветное время, как мы знаем, его упразднили и заменили таинством Святого Крещения, прообразом которого он и был. И оно действовало и глубже, и всестороннее.

В Послании к Римлянам апостол Павел делает акцент на новом смысле обряда – как обряда «обрезания сердца»:

«Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим 2:28-29).

Святые отцы, толкуя этот момент, утверждают, что замена эта явилась очередной ступенью в развитии божественного Закона. Христос Своим приходом в мир сменил «грубый плотский ритуал» на ритуал духовный. Крещение подчеркнуло доминирование духовной причастности к Господу, ведь обряд не ограничивался, как обрезание, чем-то внешним. Стало важнее веру христианскую усвоить и учиться всегда «ходить пред Богом».

Крещение, по Новому закону, – более сложное дело, исполнить которое можно только при применении усилий души – взяв свой крест, отвергнув себя, то есть своих страстей, въевшихся в нас, словно раковая опухоль, и следовать за Христом (Мк 8:34). 

То есть номинального проведения плотского обрезания мало. Вспомним, как Христос крестился в Иордане, когда, по Писанию, на Себя взял все грехи человечества, за что был потом распят. Без духовного обрезания и мы не сможем войти в Царствие Божие. Ведь для этого надо регулярно делать себе эту «духовную операцию».

Что за операция? Например, когда поддаемся объядению, лжи, обману, тщеславию, блудным ощущениям, помыслам, пьянству и многим другим грехам и пробуем бороться с ними, как с болезнью. Воздерживаясь от их совершения, мы, по сути, их рабы, как бы отрезаем от себя. Для этого, понятно, нужны не только силы, но и желание. Поэтому в Евангелии читаем: «Царствие Божие силою, усилием, напряжением берется» (Мф 11:12). Вот и бодрствуем, кто и как может, борясь делом, словом, помыслами до смерти. Господь поможет и подаст помощь в несении креста и терпении скорбей. 

Роль праздника Обрезания в истории Церкви

Она велика для христиан, и не только тем, что праздник напоминает о том, что мы, верующие, причастны к Богу не только телом, но и духом, и что мир христианский осознал причины необходимости принятия таинства Святого Крещения.

Обрезание Господне

В конце I столетия среди верующих возникли некие еретические мнения, которые бессовестно искажали земной образ Иисуса Христа. Одной из первых ересей стал докетизм. По мнению ее адептов, Спаситель не был человеком, а был всего лишь духом, который якобы всего лишь воплотился.

Но ересь эту опровергло, прежде всего, евангельское свидетельство о ритуале обрезания, совершенном над Младенцем Христом. Оно доказало, что Сын Божий действительно был воплощенным, что Он был мужского пола, и что над ним были соблюдены все обряды, которые предназначались для иудеев.

Ну и давайте не забывать о проявленном Мессией смирении в тот день (который можно смело назвать и праздником Закона), и будем следовать Его примеру, проявляя послушание воле Божией.

Как отмечать праздник Обрезания Господня

На Руси праздновать это событие, тесно сплетенное с другими, начали в IV столетии. Как отмечать праздник, который длится всего один день (даже без предпразднства и попразднства) и находится между двумя двунадесятыми праздниками (Рождеством Христовым и Крещением, как бы ослабляющих торжество Обрезания)?

Народ, ориентируясь на старые традиции, предпочитает колядовать. Но ни эта, ни другие традиции не имеют ничего общего с духовным содержанием церковного праздника. Какой бы он ни был, важно не прислушиваться к «мнениям» далеких от веры и Церкви «знатоков», придумывающих кучу «что нельзя» и «что можно» делать в праздник Обрезания.

Прежде всего, надо посетить храм, искренне помолиться на богослужении, получив наслаждение от песнопений, и даже попеть с клиросом тропарь праздника.

Интересные факты

Апостольский собор в 49-м году официально отменил обрезание для тех, кто хотел креститься. В решении собора это объяснялось таким образом: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете…» (Деян 15:23-29). С этого момента в нашей Церкви есть только «обрезание сердца», то есть Святое Крещение.

День 14 января только мы ассоциируем со старым новым годом. А раньше день этот совпадал не только с мирским новолетием. Его в народе называют Васильевым, ведь он совпадает с днем памяти святителя Василия Великого, в чью честь 14 января служится литургия в храмах.

Чем литургия святителя Василия Великого особенна? Во-первых, тем, что это особое богослужение, чье чинопоследование меняется 10 раз году. Во-вторых, является самой продолжительной, поскольку клирос исполняет песнопения протяжнее, а священник читает тайно в алтаре более длинные молитвословия, а, значит, дольше. На службе нет молитвы «Достойно есть», вместо нее поют (тоже продолжительнее и протяжнее) «О Тебе радуется». В конце и начале богослужения (проскомидия и отпуст) имя святителя звучит дважды.

Как уже было сказано выше, на Обрезание и день памяти святителя Василия Великого наслаивается празднование старого Нового года. Почему он так называется – «старый»? Потому что сместился в советское время после перехода на новый стиль на 14 января (по новому стилю). 

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.