Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы

Храм

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10).

Однажды в жизни каждого человека наступает момент, который делит ее на «до» и «после». Горе ничем невосполнимой утраты столь велико, что человек как бы выпадает из жизненной «обоймы». Эту боль усиливает чувство вины. Ведь вспоминаются даже незначительные мелочи, невысказанные слова любви и признательности, адресованные тому, кто уже переступил порог смерти.

Мы готовы сделать все, только бы больше не чувствовать вины и облегчить участь усопшему. И это очень разумно, ведь грешно предаваться неумеренной печали из-за утраты близких, которые нуждаются в нашей, живых, помощи. А именно – в молитве, в том числе и в рамках чтения неусыпаемой Псалтири, которую можно заказать и для живущих ныне. Что это такое? Как, кто, когда и где ее читают? И зачем?

Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы

Что такое Псалтирь 

Чтобы понять, что такое неусыпаемая Псалтирь, надо иметь понятие, а что такое вообще Псалтирь. Так называется одна из древнейших книг Священного Писания, которая после Евангелия занимает у православных второе место по значимости и популярности.

И это не просто 150 псалмов, которые являются по своей сути молитвами, записанными на языке поэзии.

Книга невероятно проникновенных псалмов, которую иногда называют «малой Библией», играет огромную роль для жизни Православной Церкви в целом и индивидуальной жизни каждого православного человека.

Почему так называется

Слово Псалтирь (или Псалтырь) происходит  от греческого «ψαλτήριον» (псалтирион) и в переводе означает струнный музыкальный инструмент. Но какая связь может быть между книгой и музыкой?

Во-первых, эта назидательная, поучительная книга представляет собой сборник псалмов (или песней). Во-вторых, это мы сейчас читаем псалмы, а раньше они пелись. И это пение сопровождалось музыкой, извлекаемой из щипкового музыкального инструмента типа арфы, в игре на которой царь Давид был настоящим виртуозом.

Кто и когда написал Псалтирь

Есть несколько версий по поводу авторства. По мнению святителей Григория Нисского, Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста, блаженного Августина и блаженного Феодорита, Кассиодора, Евфимия Зигабена и других толкователей Псалтири, все псалмы для нее написаны были святым пророком и царем Давидом.

Аргументов было немало в пользу этой версии, ведь, действительно, самым частым заголовком в книге является «Псалом Давида», да и сама книга называется так и называется: «Псалтирь царя Давида«.

Но, как утверждают ученые, Псалтырь написалась не за год. И даже не за сто. Она пополнялась на протяжении нескольких столетий, а если точнее, то на протяжении всей ветхозаветной истории (и окончанием ее создания ученые называют срок не ранее 445 г. до Рождества Христова).

Плюс ко всему, именем царя (в разных вариациях, в т.ч., например, «Песня Давида») были подписаны только 73 псалма. Под остальными благоговейными песнопениями были имена других писателей.

Видимо, поэтому иное мнение, а именно о том, что существовало несколько писателей псалмов, высказывалось святыми Иларием Пиктавийским, Афанасием Александрийским и Василием Великим, а также блаженным Иеронимом и многими другими.

Позднее в богословски-образованной среде и среди ученых богословов и толкователей Священного Писания стали настаивать на написании Псалтири в разные годы и не только одним царем Давидом, но и другими писателями.

Кто были эти авторы? Называют Моисея (псалом 89 подписан так – «Молитва Моисея, человека Божия), Соломона (он написал 71 и 126 псалмы), Асафа (его перу приписывают 12 песней Псалтири – 49 псалом и остальные 72-82), потомков Кораха, сынов Кореевых (написали псалмы – 41, 43-48, 83, 84, 86), Аггея и Захарии (145-й), левитов-прозорливцев Емана и Ефама и т.д.

Но есть и такие, чье имя определить не представляется возможным. Например, Псалом 91 – «Песнь на день субботний». Те песнопения, что не подписаны никем, скорее всего, как полагают историки, и принадлежат перу царя. Например, псалом 150 и др.

А кто собрал все это воедино? Согласно древнему церковному преданию и выводам исследователей, это сделал ученый, богодухновенный священник Ездра, написавший одну из книг Священного Писания.

То есть Псалтирь создавалась от начала до конца богопросвещенными учителями Закона Божия, вдохновленными последними ветхозаветными пророками.

Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы

Значение Псалтири

«Где читают неусыпаемую Псалтирь – это как огненный столп до неба». Старец Иероним Санаксарский.

Начнем с того, что с помощью Псалтыри во все времена – и ветхозаветные, и новозаветные – спасались сонмы угодников Божиих. Египетские и палестинские монахи-подвижники могли пропеть всю книгу псалмов за сутки в своих кельях или пустынях.

Святые о псалмах

Монахам, как никому другому, хорошо известно, чего боятся, что беспокоит, уязвляет и возмущает демонов и их предводителя, сатану. Преподобный Ефрем Сирин называл псалом в устах инока самым острым мечом на диавола.

Это подтверждают и слова Маркелла-пресвитера скитского из Лавры Келий (Египет):

«Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».

Духовным врачевством называл псалмы Иоанн Златоуст. Говоря так, святитель не подразумевал некий формат литературного тропа, с помощью которого слову придается особая выразительность. Потому что с помощью чтения (молитвословия) псалмов душа человека врачуется.

Весьма поэтично говорил о Псалтыри святитель Амвросий Медиоланский:

«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».

Иоанн Кронштадтский писал, что боговдохновенные песнопения не только призывают к молитве, преданности к Господу и благодарению Его за все, но и:

«… просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима».

Василий Великий, который считал псалмы убежищем от демонов, отмечал, говоря о функциях Псалтыри в духовном отношении, что она научает людей Божественному Откровению и помогает им претворять заповеди Господни в земной жизни. А еще вселенский великий учитель Церкви утверждал, что книга псалмов, открывая нам тайны Священного Писания, содержит в сокращенном виде почти все, что представлено было другими священными книгами.

То есть, мы в ней встречаем пророчества о будущих временах, и напоминания о прошедших временах, и предложение «закона для жизни и правила для деятельности», и многое другое.

Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы

Псалтирь в жизни Церкви

Многие наши современники, практикующие чтение Псалтири, подтверждают мнения святых отцов о том, что этот процесс спасителен и многофункционален не только для жизни обычного православного человека.

Мы имеем дело с древнейшей Священной книгой, которая широко использовалась и продолжает использоваться в богослужениях и молитвенном церковном последовании. Псалтирь была основой богослужения ветхозаветной Церкви, занимает она огромное и чрезвычайное место и в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви.

Многие псалмы и/или отдельные стихи, буквально пронизывающие нашу молитвенную и церковную жизнь, прочитываются, согласно Уставу церковному, за богослужениями суточного круга каждый день. То есть всю Псалтирь читают за седмицу (за неделю), а Великим постомдважды за седмицу.

Например, вечерню в храме начинает 103-й псалом. После Великой ектении читается очередная кафизма, после чего (на «Господи, воззвах») поются 140, 141, 129, 116 псалмы. А заключает вечерню обязательно 33-й псалом.

Прокимны, поемые перед чтением Священного Писания, тоже состоят из стихов псаломных, которые включены и в богослужебные песнопения, и в состав келейных молитв.

Поскольку глаголы Духа Святого, постоянно цитируемые в церковном богослужении, являются прекрасным руководством к молитве и прославлению Господа, очень важно включать их в свою домашнюю молитву или отдельно читать молитвенно (еще лучше – заучив что-то наизусть).

Особенно при чтении неусыпаемой Псалтири это спасительно – хоть это заздравные синодики или заупокойные.

Что такое неусыпаемая Псалтирь, и почему миряне ее не читают

«Если невозможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам». Преподобный Александр Константинопольский.

По сути,  мы имеем дело с особым родом молитвы, коими, как мы уже поняли, являются многие псалмы. С той лишь разницей, что читаются они и за живых, и за усопших неустанно, не только во время богослужений, но и в монашеских кельях. Отсюда – из-за непрерывности круглосуточного чтения – и называется Псалтирь неусыпаемой.

Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы

Почему читают только в монастырях

Во-первых, миряне физически не способны читать псалмы и в дневное время, и в ночное (то есть беспрерывно). Это великий и тяжкий труд, требующий постоянного пребывания в гармонии с Господом. Разве что группа верующих разделит между собой чтение кафизм, определив каждому свое время.

Так называемые «неусыпающие» двадцатки, состоящие из активных в молитвенном плане мирян того или иного прихода, прочитывают по кафизме в определенное время суток с делением на «славы» и поминания по ним. Увы, это – прочитывание в городе или деревне всей Псалтири – чрезвычайно редкая практика, хотя и является защитным невидимым щитом от всякого зла.

Во-вторых, основанием к чтению псалмов монахами, которые, отрекаясь от мира, берут на себя ответственность молитвы за всех и вся, служит их призвание к непрестанному молитвословию. А чтение Псалтири является еще одной формой келейной (то есть монашеской) молитвы, выработанной в свое время историческим опытом нашей Церкви.

Еще одним основанием исполнения этого чина неустанной молитвы за живых и усопших во время чтения Псалтири, видимо, стали многочисленные просьбы мирян молиться с особым поминанием их близких о здравии или упокоении и днем, и ночью, даже без секундного перерыва.

Кстати, когда-то давно чтение псалмов оставалось долгое время обязательным условием келейной и домашней молитв.

Как все начиналось

Достоверной информации о родоначальнике неусыпаемой Псалтири мы не имеем. Но есть предание, которое говорит о том, что им был преподобный Александр Константинопольский, игумен монастыря «Неусыпающих» (располагался рядом с рекой Евфрат).

Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы

В житии великого молитвенника написано, что он был человек высокообразованный и богобоязненный. Поэтому не странно то, что в какой-то момент будущий преподобный принял пострижение в монахи. Проводя жизнь в строгом послушании и посте, он однажды удалился в пустыню, не взяв с собой ничего, кроме Евангелия.

Через семь лет пустынножительства был призван Господом на проповедь язычникам. Но скоро, обратив многих язычников в Христову веру, снова ушел в пустыню. Случайно встретив разбойников, готовых убить его, преподобный не устрашился, а преподал бандитам Евангелие и убедил искренне покаяться. Те же, принеся покаяние и приняв святое Крещение, обратили свою пещеру в монастырь, где и молились непрестанно. Преподобный Александр, дав им игумена, удалился снова в пустыню, но его и тут нашли поклонники безмолвного жития. Видя, что иноков уже насчитывается около четырехсот душ, он и здесь образовал обитель.

Помня о словах «Блажен муж, который в законе Господа размышляет день и ночь» (Пс. 1:1-2), преподобный задумал учредить в монастыре особое молитвенное правило. И три года, «удручая себя многократным пощением», денно и нощно молил Господа о том, чтобы открыл – хорошо ли устроить славословие, то есть чтение псалмов, не прекращающееся ни днем, ни ночью.

Получив, наконец, откровение, преподобный учредил духовное начинание в виде особого правила, благословенного Лично Богом: «Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне»» (житийная литература).

Для исполнения правила, преподобный Александр разделил братию на 24 молитвенные стражи, и те, сменяя другу друга ежечасно, пели пророческое слово на два лика. Вот так и получила киновия преподобного Александра свое такое многозначительное именование – «Обитель неусыпающих», где подвижники круглосуточно песнословили Господа.

Как традиция неусыпаемой Псалтири появилась у нас

Позднее преподобный учредил еще одну обитель «неусыпающих» – в Константинополе, чью духовную традицию перенял и учредил великий Студийский монастырь, где преподобный Феодосий Печерский позаимствовал Устав монашеского общежития.

Вот так и на Руси появилась прекрасная спасительная традиция чтения неусыпаемой Псалтири.

Структура Псалтири

В каждом монастыре есть свои правила, и об этом позднее, а сейчас – о структуре Псалтири, читаемой неусыпно в монастырях (и мирянами, при желании).

Эта библейская книга состоит из 150 (или 151-го) псалмов, и разбита на 20 отделений, называемых кафизмами.

Они являются богослужебной частью Псалтири, имеют примерно одинаковую длину, но разное количество псалмов – от одного (например, 17-я кафизма) и до 15-ти (18-я кафизма, состоящая из псалмов 119-133).

Что такое кафизма

В переводе с греческого слово кафизма означает «сидеть» или «сидение». И это говорит только о том, что при чтении псалмов позволяется сидеть. Каждая такая часть (а она состоит из нескольких псалмов) делится на т.н. «славы» (или прославление), которых всего три, и после которых читается традиционное: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

По прочтении каждой такой «славы» возносятся молитвы, зависимо от помянника. Так, обычно после первой и второй «слав» читаются установленные молитвы о здравии живых людей, а по третьей – о упокоении умерших.

Чин чтения с практической стороны

Выглядит почти одинаково, разве что с какими-то своими обстоятельствами и уточнениями. Игумен (игуменья или настоятель, настоятельница) обители устанавливает, с учетом числа братии (сестер), очередность чтения среди насельников (или насельниц). Кстати, иногда в монастырях эти синодики доверяют прочитывать и паломникам

Каждому монаху выделяется конкретное время, в том числе и ночные часы. В специальном графике указан конкретный инок, который отсюда и узнает, когда его черед читать неусыпаемую Псалтырь.

Традиционно псалмы пропевают в храме или молитвенной келье, отведенной для этих целей рядом с церковью. В синодиках (это специальные журналы или тетрадки) вписаны имена людей, за которых молятся. В одних из них – имена живых, в других – имена усопших.

Постоянно сменяющие друг друга иноки, читают положенные псалмы, а после «славы» открывают синодики (братские, в том числе, и те, что составлены по поданным запискам) и в благоговейной настроенности молятся о всех, о ком заказана неусыпаемая Псалтирь.

Как правило, чтение заказывают в определенные промежутки времени. Это может быть как третий день по смерти, так и девятый, сороковой, полгода или год.

Значение и сила чтения неусыпаемой Псалтири

Неусыпаемая псалтирь, имеющая огромное значение в IV-V веках при совершении богослужений, в наши дни бесценна: благодаря великой своей силе, беспрерывно возносимая молитва достигает Господа.

Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы

Почти каждый псалом, порой даже пара стихов, часто воспринимается как молитва. Силу их постоянного чтения и вознесения самих молитв (после «слав») о человеке, произносимых монахами постоянно, словами не выразить, ибо она велика. В этот момент душа, за которую читаются псалмы и молитвы (которая «и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада»), очищается, получает защиту от демонской силы и помощь в борьбе с грехами.

А еще потому все это так важно, что усопшего ли человека, или ныне живущего помянут не один только раз в день, и даже не сорок, как в случае с сорокоустом, а на каждой кафизме по нескольку раз.

Таким образом, если заказать неусыпаемую Псалтирь о упокоении, душе человека будет послана мощнейшая поддержка. Душа усопшего, по степени чтения псалмов, обретет покой, милость Бога и надежду на прощение.

А живущие ныне обретают веру и покой. Славя Бога, они избавляются от сомнений, чудесным образом исцеляются быстрее (потому что с Божией помощью), а также скорее решают свои проблемы.

Многие священнослужители могут привести в пример ситуации, когда заказанная неусыпаемая Псалтирь о людях, погрязших в тяжких страстях и пребывавших из-за них на грани смерти, помогла им исцелиться и от грехов, и недуга. Ведь молитва способна творить чудеса.

Когда, кому и за кого можно подавать на неусыпаемую Псалтирь

Это очень важный момент – на кого подавать поминания как о здравии, так и упокоении. Надо помнить и другим рассказать, что речь только о крещеных в Православной Церкви христианах. Категорически запрещается подача поминовений с именами самоубийц на чтение неусыпаемой Псалтири.

Что касается места и времени заказа неусыпаемой Псалтири о здравии или за упокой крещеных православных, то это делается почти в каждом православном монастыре. Некоторые обители предлагают заказать поминовение в таком формате на официальном сайте или в своих сообществах.

Как заказать неусыпаемую Псалтирь

Для этого в записке, подаваемой в монастырском или обычном храме, указывают имя усопшего (или живого) и делают небольшое пожертвование, которое будет направлено на монастырские нужды.

Что касается количества дней, в которые будут поминать близкого, то это выбираем мы сами – то ли в течение суток, то ли на полгода, на 12 месяцев или на многие дальнейшие годы.

Поскольку монахи молятся круглые сутки, читая неусыпаемую Псалтирь, подачу поминовений с именами живых или усопших многие практикуют одновременно в нескольких монастырях.

Почему нельзя читать неусыпаемую Псалтирь дома

Кто сказал, что этого делать нельзя? Чтение псалмов и молитвенное поминовение в домашних условиях тоже имеет место быть. Пусть это и не неусыпаемая Псалтирь, читаемая монахами, но вычитывание Псалтири полностью в память о живых и почивших никто не отменял.

Даже если читать одну кафизму (по силам, можно и две, и более) в день, поминая и живых (после первой и второй «слав»), и умерших (после третьей «славы») – это огромная польза, плюс к чтению Псалтири в монастыре.

Молитвы о здравии и упокоении на «славах»

«Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан».

А еще можно помощи просить за своих близких или родных у Бога в той или иной нужде. Заказывая неусыпаемую Псалтирь за здравие или упокоение своих близких, мы и их душам приносим большую духовную пользу, и своей.

Своими, например, словами просить у Бога: «Спаси, Господи, (или упокой) и помилуй раба (рабу) Твоего (Твою) (его имя), прости ему (или им – если несколько человек поминаются) прегрешения вольныя и невольныя, просвети его (их) светом Твоей истины и помоги во всех его житейских праведных делах». 

О упокоении читается и общепринятая молитва:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Через подачу записок укрепляемся в вере и, призывая Божию благодать, сами исцеляемся от грехов, получаем духовное и физическое здравие, обретаем мир и покой в свои сердца.

Неусыпаемая Псалтирь – что это за форма церковной молитвы
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.