Неделя 6-я по Пасхе о слепом

Праздники и посты

Шестая седмица по Пасхе носит название «Неделя о слепом». Какой именно слепой имеется виду?

Чудо исцеления

В это воскресенье читается евангельский отрывок от св. Иоанна Богослова, глава девятая. В нем рассказывается о том, как Христос с апостолами увидел сидящего при дороге слепца, который просил милостыню. Ученики уже знали, что недуги даются за грехи. Но когда человек родился слепым, за какие же это грехи? Разве он до своего рождения успел нагрешить? Или виноваты грехи родителей в его слепоте? Об этом апостолы спросили своего Учителя. И Он дал неожиданный ответ.

Христос исцеляет слепого

Христос сказал, что в том, что этот человек родился слепым, ничьей вины нет. Но слепота дана ему для совершения над ним чуда Божия. Затем Он, плюнув на землю, сделал из нее брение и помазал слепцу глаза. Можно заметить, что Христос часто в Евангелии перед чудом совершал предварительные действия, желая усилить веру. Так же произошло и в этот раз.

После этого Христос велел слепому пойти на купель Силоам и умыться. Это название означает «посланный», что свидетельствовало о Христе. Слепец пошел, умылся, прозрел и вернулся зрячим. Это было настолько великое чудо, что многие люди, знавшие его, удивлялись и даже интересовались, тот ли это слепец. Он подтвердил, что это он, что был с рождения слепым и прозрел благодаря чудесному исцелению Незнакомца.

Исцеленного отвели к фарисеям, те, узнав, что чудо было совершено в субботу, усомнились в праведности Чудотворца. Они очень долго расспрашивали несчастного, пытаясь его уловить в чем-то. Фарисеи никак не могли смириться и признать Того, Кто совершил чудо исцеления, пророком, потому что он не хранил субботний покой. Тогда они решили позвать его родителей, чтобы спросить, действительно ли их сын родился слепым.

Родители признали, что это – их сын, и что он родился слепым, но о том, Кто его исцелил, они не знали. Они боялись, что их отлучат от синагоги, потому что всех, уверовавших в Иисуса, отлучали от храма. Поэтому даже если бы они знали, Кто исцелил их сына, то не признались бы.

Неделя о слепом по Пасхе

Никак не могли нежелающие смириться и признать чудо исцеления Христом, хотя они уже догадались, Кто совершил это чудо, поскольку оно было уже не первое, фарисеи заявили слепому, что Он –грешник. Бывший слепец смело ответил, что грешник вряд ли мог сотворить такое, значит, Бог слушает Его. Тогда они снова начали расспрос о Нем сначала, это удивило бедного исцеленного. Он отказался рассказывать все сначала, спросив, неужели они хотят стать Его учениками. Тут фарисеи разозлились, сказав, что они – ученики Моисея, его они знают, а Этого Человека не знают.

Тогда слепец понял, что они неправы и смело заявил: «вот это и интересно, что вы Его не знаете, а Он творит чудеса». Разгневанным фарисеям нечего было ответить на этот вполне логичный вывод, и они надменно заявили: «ты во грехах весь, а нас пытаешься учить!» И выгнали его прочь. Больше им нечего было выяснять, посрамленные простым человеком за их несмирение и безверие, они не знали, что еще сказать.

«Невидящие слепы будут»

Узнав о суде над слепым у фарисеев, и о том, что они его прогнали, Христос нашел исцеленного и сказал ему о том, что Он пришел, чтобы слепым дать зрение. Но далее идет интересная фраза: «видящие станут слепыми». Что это значит? Значит ли это, что Христос имеет целью ослепить зрячих людей?!

Нет, конечно. Как все в евангельском тексте, эта фраза имеет переносный смысл. Она говорит о том, что грешники сами ослепляют себя, не желая видеть Света Божественного, упорствуя в своих страстях, в неверии. Они сами прогоняют от себя Божественную Благодать своими грехами. А это и есть духовная слепота.

Услышав эту фразу, фарисеи не без насмешки, спросили: неужели мы слепые? На это Христос ответил им серьезно, что если бы они имели физический недостаток, как этот слепец, то на них не было бы вины. Но, поскольку, они упорствуют и не веруют во Христа, то сами делают себя духовными слепцами. Грех их остается на душах их.

Это самое страшное, что может быть: Христос отворачивается от фарисеев, устав ждать от них покаяния и обращения, и приписывает их к разряду духовных слепцов, костенеющих во грехах.

Проповедь Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.