Икона Божией Матери Нечаянная Радость
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Неделя о слепом: чудо исцеления, евангельский сюжет
Неделя 6-я по Пасхе о слепом
Показать все

Неделя 5-я по Пасхе о самарянке

Неделя о самарянке: кто такая самарянка, евангельский сюжет

Пятая неделя по Пасхе носит название «Неделя о самаряныне». Кто такая эта женщина, в честь которой был назван этот праздник?

Кто такая самарянка

Главная героиня евангельского сюжета, который вспоминается в четвертое воскресенье после Пасхи, это – женщина, жительница Самарии. Имя ее по преданию, было Фотиния. В переводе это слово означает «светлая», отсюда пошло идентичное женское имя – Светлана. Она прославилась тем, что, поверив во Христа, привела к нему множество людей, своих земляков. В евангелии сказано, что после ее слов, многие пошли, чтоб увидеть Его. Христос пробыл по их просьбе в городе два дня, результатом этого было большое количество уверовавших в Него.

Закончила свою земную жизнь Фотиния мученическим венцом. По преданию, она была сожжена живьем из-за своей веры. Церковь получила канонизированную святую, которые Светланы могут считать своей покровительницей.

Евангельский сюжет

В четвертой главе Евангелия святой Иоанн Богослов описывает сцену, которой нет у других евангелистов. Он повествует о том, как Христос со своими учениками шел из Иудеи в Галилею. Дорога лежала через Самарию. Здешний народ был сначала верующим в Единого Бога, но после он создал себе также и идолов. Одновременное поклонение Богу и идолам было не одобрено иудеями, поэтому они не допустили их до строительства Иерусалимского храма. Тогда самаряне выстроили свой храм на горе Гаризим. С тех пор иудеи плохо относились к самарянам, старались не общаться с ними.

Беседа Иисуса Христа с самарянкой

В евангельском сюжете описывается, как Христос сел возле города Сихема (который евангелист почему-то называет «Сихарь») и стал ждать, пока ученики пошли в город приобрести продуктов. В тот день стояла сильная жара, Он сел около колодца, который Иаков много лет назад дал своим детям.

В этот момент пришла жительница Самарии и стала набирать воду из колодца. Христос хотел пить и попросил у нее воды. Самарянка удивилась, узнав в Нем иудея по внешним признакам или акценту. Она напомнила Ему, что жители Иудеи не разговаривают с самарянами. На что Он ответил, что если б она знала, Кто перед ней, то сама просила бы у Него воды живой. Христос имел ввиду Божественную благодать, но самарянка не поняла и спросила, откуда у Него колодец. При этом она сострила, сказав, неужели Он больше Иакова, который дал им этот колодец.

Христос, не обращая внимания на ее недобрые замечания, ответил, что та вода, которую Он может дать ей, необычная. После нее не будешь испытывать жажду (имелась в виду духовная жажда). Но женщина опять не поняла, и, думая, что перед ней – чародей, попросила этой волшебной воды, от которой больше не захочется пить и не будет нужды приходить на этот колодец за водой.

Христос сказал ей, чтобы она привела сюда своего мужа, чувствуя, что идет дело к проповеди веры. Самарянка не захотела открывать свою личную жизнь и солгала, что мужа у нее нет. Спаситель возразил, что она пять раз была замужем, а сейчас тайно живет с мужчиной, который не является ее мужем. Тогда женщина была сильно удивлена и назвала Собеседника «пророком».

Беседа Христа с самарянкой в пустыне

У нее сразу возник к Нему злободневный вопрос: где надлежит кланяться Богу – Иерусалимском храме или на горе Гаризим? Она хотела узнать, кто прав, иудеи или самаряне в проявлении веры. Но Христос ответил, что Бог есть Дух, и кланяться Ему надо не в определенном месте, а в душе.

На это самарянка в задумчивости ответила, что когда придет Христос, то объяснит им все. После чего Он, уже не скрывая, сказал, что это Он и есть. Тут пришли ученики, но не стали интересоваться, почему Он разговаривает с женщиной. Она же, бросив свой кувшин, побежала в город, где всем рассказала, что встретила Христа. Народ пошел посмотреть на Него, и многие тогда уверовали в тот день. Женщине же сказали, что уже не благодаря ее словам они уверовали, а потому что сами увидели Его.

Где надо кланяться Богу

Главная мысль этого отрывка в том, что Бог ждет от нас не видимого поклонения Ему, а горячей душевной веры, исправления жизни и устремления духа к Нему. На вопрос самарянки, где надо кланяться, т.е. кто же прав, иудеи или самаряне, Христос постарался прекратить этот долгий спор, тем самым примирить эти народы, имеющие общие корни. Тем самым давая понять, насколько неразумны споры или даже ссоры, военные действия, возникающие по причине недоразумений в вере, разности религиозных взглядов.

Богу не нужны наши телесные поклоны, а тем более, ссоры из-за веры, Ему нужно открытое, горячее сердце человека!