В жизни любого человека, и уж тем более – верующего, присутствуют испытания. Их много. Они не выбирают пол и возраст. А еще – различны, и не только по степени воздействия и количеству (особенно духовные). Мы, вольно или невольно ныряя в этот бушующий океан, часто опускаем руки. Ведь рассматриваем эти печальные и больно бьющие эпизоды узко, всего-то как горестный промежуток времени.
Что делать, когда духовные испытания буквально сбивают с ног? Молиться, кротко и коротко – отвечает Господь, Которому вторят святые отцы Церкви и люди, испытавшие на себе силу молитвы. А как и кого просить о помощи и защите?
Зачем Господь посылает духовные испытания
«Как дождь, падая на землю, пробуждает семена, так и испытания, входя в душу, возбуждают усердие» (святитель Иоанн Златоуст).
Уточним, что слово «посылает» здесь неуместно. Бог ничего не делает неполезного, а посему важные для нас моменты не посылает. Он попускает (иначе, позволяет) чему-то произойти в природе или совершать людям богопротивные дела. Примеров таких попущений предостаточно. Это злодеяния и грехи человеческие, невзгоды, сваливающиеся на людей на ровном, казалось бы, месте, бедствия и т.п.
При этом, как бы мы ни пытались их избежать, они бывают в жизни каждого. Кто-то возмутится – нас, что, Господь не любит, раз заставляет так жестоко страдать и мучиться? В том-то и дело, что жизненные ситуации, в том числе духовные испытания, Он попускает по милости Своей, по любви к нам, немощным. Потому что цель-то – благая, спасительная, и в этом не раз убеждались все, кто проходил эту школу жизни.
Редко кто станет доказывать, что полученные с болью и трудностями уроки не были правильно восприняты и усвоены, или быстро забылись. Но зачем они, эти уроки? Нам, немощным в вере и неспособным самостоятельно и с честью выстаивать в борьбе с трудностями, это попускается, во-первых, для укрепления нашей внутренней силы и веры.
Во-вторых, нам нужны эти испытания для того, чтобы мы получили полезные духовные уроки, потому как мы существа духовные, а не некие обезьяны, как утверждает всем известная теория.
Испытания, открывающие глаза не только на Бога, Его любовь к нам, веру, но и на нас самих, укрепляют нас и помогают стать лучше. Важно правильно их понять и принять – даже если они непомерно, как нам кажется, тяжки, ведь Господь не даст больше того, что мы можем понести.
Святые отцы писали, что испытания надо с радостью принимать и терпеливо сносить, чтобы познав самих себя, увидеть греховность свою. Апостол Иаков (1:2-4) так сказал:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Терпение же должно иметь совершенное действие».
Виды испытаний
«Нередко и праведники предаются в руки нечестивых – не к славе нечестивых, но для испытания праведных» (святой Иоанн Богослов).
В православной практике принято выделять несколько видов испытаний, которые играют важную роль в жизни верующего человека и которые могут быть попущены любому из нас. Например, испытание материальными трудностями. Или ситуации, когда мы по разным причинам испытываем страх, отчаяние или тревогу, и где без веры в Бога, Его промысел и без терпения не обойтись.
Иногда мы предаемся злобе, не зная, что она несвойственна нам, но она неслучайно, оказывается, попускается. Вот как сказал об этом преподобный Макарий Египетский: «Попускает же Бог действовать злобе, чтобы испытать твой произвол и твою свободу, куда они наклонены».
Далее, это, конечно же, могут быть испытания, подстерегающие на пути следования ко Христу. Например, духовные сомнения и борьба с самим собой, когда в нашей жизни случаются трудности, а нам нужно сделать выбор – верить ли далее в Бога и Богу, или, засомневавшись, отойти от Него.
На самом деле, испытаний – не счесть. Главное, не забывать о том, что они, с каждым разом побеждаемые, приносят духовный рост и укрепляют нашу веру. Поэтому в период испытаний без православной молитвы – никуда. Она, как мощный инструмент духовного роста и укрепления во всех аспектах жизни, дает силы, переполняя нашу душу верою и миром, покоем и уверенностью, помогая достойно прожить любое испытание.
И еще. Только Господу известно, когда положить конец попущенным нам испытаниям и в какой мере их нам попустить.
О православной молитве при духовных испытаниях
«Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,15).
В нынешние времена, неспокойные и бесперспективные, мы, люди, словно щепки в бушующем море носимы. Нас этим валом с головой накрывает безденежье, неуверенность в своих силах и будущем, отчаяние и безнадега, а ища подмоги, мы не находим ее. Потому что рядом с нами такие же, побитые жизнью и слабые в вере люди, которые понятия не имеют, что делать. И логично, что в эти сложнейшие моменты нашей жизни, в том числе и духовной, мы, даже неверы и маловеры, обращаем свои взоры туда, к Небесам.
Знаем же, что есть Господь Бог, Матерь Божия, Которые нас любят, и сонм святых, которые пред Ними всегда за нас похлопочут. Вот только, решив попросить помощи и защиты, не всегда находим нужных для искренней и горячей молитвы слов.
Нет, о жизни, карьере или возлюбленном (-ой) мы примерно знаем, что и как просить. А вот в борьбе с духовными испытаниями мы как безмолвные дети, поскольку о молитве и том, что она – сильнейшее оружие духовное, практически ничего не знаем.
Сила молитвы
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117:8, 9).
Православная молитва, с ее особым благодатным смыслом и целительной для души и тела силой, остается в жизни верующего человека неотъемлемой частью его духовной практики. И это совсем не про обязанность. Это про данность, про мощнейшее духовное оружие, щит, способный противостоять злу, исцелять душу, утешать даже в сильных скорбях.
Она еще и Бога радует, поскольку является единственным надежным и проверенным веками средством общения с Ним, способом проявления веры Ему и в Него, надежды и любви и, наконец, служит укреплением духовных уз с Творцом и мощнейшей защитой верующего.
То, что даже гораздо более сильные, нападающие на нашу душу, невидимые враги молитвою побеждаются, подтвердил не только Спаситель, говоря, что «… сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Доказал это и святитель Григорий Нисский словами: «…следствие молитвы то, что мы бываем с Богом. А кто с Богом, тот далек от Его противника», и другие святые отцы Церкви.
«Молитва своей силой побеждает естество» – говорил святитель Димитрий Ростовский. Ему принадлежат и многие другие слова, доказывающие невероятную силу и необходимость молитв, побеждающих без оружия видимых и невидимых врагов.
Обращаясь к Священному Писанию, святитель приводит примеры, как молитва удержала даже руку Господа, «заносящего ее на отмщение грешникам», освободила от оков ноги и руки апостола Петра и отворила врата темницы и пропустила «через все стражи воинов», и позволила ослабить колодки на ногах апостола Павла, и так далее.
О невероятной силе молитвы, читаемой в моменты духовных испытаний, особенно много написано святыми, которые непрестанно молились. Очень ярко об этом написал архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге о блаженном старце схимонаха Силуане, 46 лет подвизавшемся на Афоне в Русском монастыре и которому хорошо была известна вот эта истина:
«Нет сил описать, как много любит нас Господь; Духом Святым познается сия любовь, и душа молящегося знает Духа Святаго».
А еще молитва – это средство, с помощью которого Бог укрепляет и очищает сердца наши, позволяет с каждым испытанием все увереннее преодолевать их, чтобы вера росла, а мы смогли помогать другим, прославляя Господа. В притчах так и говорится: «Огонь испытывает чистоту серебра и золота, а Господь испытывает сердце».
Собственно, каждый из нас, кто упорно молится, сейчас расскажет не одну историю, свидетельствующую о невероятной силе молитвы и о том, что нам важно выкраивать время для совершения молитвы, и особенно в трудных ситуациях, обращаясь к Господу с благодарением, прошениями и исповеданием.
Благодаря молитвенному обращению у нас есть возможность просить и прощения за совершенные грехи, и помощи, и благословения на каждый день.
Как и кому молиться: виды молитв
Их существует несметное количество. Они разные. Каждая имеет свое, особое значение и предназначение, свои ценность и силу. Начиная от просьб о здравии духовном и благополучии своем и близких, заканчивая молитвами о прощении грехов и спасении души. Если выбрать подходящие для той или иной ситуации, можно в любой момент использовать их во время духовных испытаний.
Канонические молитвы или своими словами
Выбор зависит от нас. Например, можно выбрать канонические (готовые, написанные на разные случаи жизни) молитвы, выстраданные святыми и рожденные в них Духом Святым.
Их много в молитвословах (особенно расширенных) и отдельных изданиях – печатных и в интернете, в том числе. Это и утренние или вечерние молитвы, обращения ко Господу, Божией Матери, святым, ангелам и проч. Также это могут быть акафисты, тропари, каноны, величания. Неплохо бы наизусть заучить выбранные молитвы или отрывки, чтобы их читать в любом месте и при любых обстоятельствах.
Если не все улавливают правильно смысл готовых молитв на церковнославянском, можно попробовать освоить этот язык или обращаться своими словами. Так, митрополит Нестор Камчатский (книга «Моя Камчатка»), ребенком молился просто: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».
А праведный Иоанн Кронштадтский и вообще говорил, что необязательно проговаривать молитвы. Чтобы донести до Господа горячие мольбы, можно оставаться и безмолвным. Это особенно удобно, когда мы находимся среди большого стечения народа.
О чем просить, молясь своими словами? Можно просить силы и мудрости, мира и внутреннего покоя, освобождения от душевных страданий и об исцелении души, о победе над страхами и тревогами, об укреплении и вразумлении, избавлении от испытаний, помощи в принятии со смирением ситуации, чтобы она не превысила наших сил и принесла не вред, а духовную пользу, и т.д.
Другие молитвы
Людям, и не только воцерковленным, хорошо известно, что в трудные моменты жизни обращаться с молитвою можно не только ко Господу («Отче наш», «Царю Небесный», «Трисвятое» и т.д.) и Божией Матери («Богородице Дево, радуйся», «Царице моя преблагая», «Достойно есть» и т.д.), но и ко святым (Серафиму Саровскому от нечистой силы, Николаю Угоднику в напастях, Георгию Победоносцу, священномученику Киприану и мученице Иустине и проч.).
Также хороши при испытаниях молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню, Собору 12 апостолов, (оберегающая от беды и проблем), для защиты от нечистой силы, против демонских козней, ангелу-хранителю для счастья и удачи. Очень популярна у православных «Молитва последних оптинских старцев».
В молитвословах есть молитвы узника, в тревоге за будущее, при гневе начальствующих, о житейских неудачах, при потере или пропаже вещей, в бедности или потере имущества, когда оклеветан и осужден невинно, от поношений и непонимания, во время нападения врагов и других обстояний.
В сложных ситуациях можно молиться краткими призываниями. У православных практикуется чтение Иисусовой молитвы, «Пресвятая Богородице, спаси нас!», «Богородице Дево, радуйся», молитв, обращенных к святому, чье имя носишь, ангелу-хранителю, и т.д.
Примеры кратких молитв:
Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя и, яко долготерпелив, презри прегрешения моя, примирися и помилуй мя.
Благоутробне, долготерпеливе и всещедре Господи, ниспосли милость Твою на люди Твоя.
Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи.
Отдельное место занимают так называемые защитные псалмы, ведь они читаются не только в храме, но и на келейной молитве, служа особой формой общения с Создателем и настоящей молитвой на всякую потребность. Кто-то кафизмы читает (разделы Псалтири), кто-то отдельно псалмы читает.
Самыми известными и употребляемыми являются 26-1, 50-й и 90-ый, в которых как бы собраны все чаяния любящей Господа души. Старец Иоанн (Салов), советуя дважды в день читать 26-й и 90-й псалмы, говорил: «Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит… Больше вам скажу: бомбой не разорвет!».
Примеры защитных псалмов:
Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя (Пс. 58, 10-11).
Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя избави мя (Пс. 58, 2).
Господи Боже мой, на Тебя я уповаю, спаси меня от всех гонителей моих и избави мя (Пс. 7, 1).
В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему, спаси меня милостью Твоею (Пс. 30, 16-17).
Обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение Твое!» А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него (Пс. 34, 3, 9).
Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне. Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и безчестием ищущие мне зла (Пс. 70, 12-13).
Все заповеди Твоя – истина; несправедливо преследуют меня, помоги мне (Пс. 118, 86).
Скорби сердца моего умножились; изведи меня от бед моих, сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24, 17, 20).
Святые отцу рекомендуют относиться к псалмам не как к заклинаниям или магическому чтению слов, а именно как к молитве. Потому что это разговор с Богом, а он должен быть осуществлен с чистой душой и любовью.
Важно не путать искреннюю молитву с молитвой, которая похожа на истерику или на кликушество. Это будет элементарным выбросом эмоций, а не молитвой в чистом виде.
Вместо резюме
В моменты, когда кажется, что выхода нет, опорой и источником надежды во все времена становилась искренняя, умиленная и с покаянием сердца молитва. Надо помнить о том, что правильному восприятию молитвы и принятию Божьей воли способствует исправление собственной жизни и укрепление духовной связи с Богом, которое может быть в том числе вызвано искренней молитвой.
Поэтому всегда требуется самое глубокое общение души с Богом, и тогда прошения будут услышаны и приняты Им. Мы же, открывая свое сердце перед Владыкой, получим внутреннее облегчение и спокойствие, утешение и силу для преодоления испытаний.