Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления 

Праздники и посты

Все ближе и ближе дыхание еще одного нашего любимого православного праздника, который Церковь отмечает после Рождественских святок. И мы все, верующие и миряне, по-разному ждем этого светлого события. Кто-то, постясь по Уставу в Навечерие, рад возможности благоговейно постоять-помолиться в ожидании Крещения Господня. Кто-то, подготовив многолитровые канистры для святой воды, высчитывает дни и часы ее освящения.

Что собой представляет Крещенский сочельник? Ведь это вовсе не про святую воду, о дивных свойствах которой судачат даже неверы, и не про окунания в проруби. На самом ли деле Рождественские святки завершаются строжайшим постом, а у освященной в сочельник и в сам праздник воды разные свойства? Какие традиции есть у нас, и какие суеверия до сих пор волнуют умы и души людей?

Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления 

Крещенский сочельник

В народной традиции день, предшествующий празднику Крещения Господня, называется сочельником, или сочевником. Называют так, исходя из названия постного блюда – сочива (его приготовление в канун Богоявления стало традицией – необязательной, но очень удобной), которое православные могут себе позволить в этот день. Как правило, для приготовления взвара берут пшеницу, а готовое изделие приправляют медом, изюмом и другими сладостями. 

А в церковной традиции этот день называется иначе: Навечерие Крещения ГосподняНавечерие Богоявления. Назван так, поскольку после Крещения Сына Божия на Иордане, была явлена Святая и Нераздельная Троица, о чем написано в Евангелии (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-22; Ин 1 33-34).

Навечерие – это  день накануне, означает преддверие церковного торжества.

Особенности богослужения

Уже 18 января, а не только в Крещение Господне, в переполненных храмах и вокруг, на территории, всегда не протолкнуться. Это не может не радовать, если бы не одна досадная деталь. Среди молящихся очень многих людей, толпящихся с раннего утра с посудой разной емкости в руках. Заметно, что они не грядущий праздник пришли прочувствовать и не помолиться.

О них хорошо сказал священномученик Фаддей (Успенский) в «Слове в Сочельник пред Крещением Господним»: 

«… для большинства приготовление к таинству Богоявления проходит бесследно: они и не слышат этих песней, не знают о них, не хотят понять. Вместо того, чтобы идти ко Христу, зовущему: «Жаждущие! Идите все к водам» (Ис. 55, 1), они блуждают вдали от Христа, угасив духовную жажду заботами житейскими, а еще более развлечениями суетными».

А другие, придя в храм в Крещенский сочельник, непременно обратят внимание на красоту и необычность богослужения, которое длится дольше, чем обычное, и напоминает службы Рождественского сочельника и Великой Субботы. 18 января часы и вечерня служится (в сопровождении чтения отрывков из книг Священного Писания), которая и начинает литургию Василия Великого.

Служба сочельника дает нам всем возможность вспомнить важнейшие события земной жизни Спасителя, Крещение Господне и Богоявление, которым и посвящены все богослужебные тексты этого предпразднственного дня.

Суеверия и благочестивые традиции

У православных есть свои традиции. Помня о духовных ценностях и обращаясь к празднику с чистым сердцем и благоговением, они предпочитают не только помолиться, но и принять Христовых Тайн или освященной воды, которую наберут после совершения специального чина освящения воды и потом используют ее дома правильно. А для большинства, в том числе и некоторых верующих, Крещенский сочельник ассоциируется далеко не с красивейшими богослужебными песнопениями, и не с Крещением Господним, которое предваряет сочельник (Навечерие Богоявления).

Им важно не пропустить свой ритуал, то есть запастись водой, о чудесных свойствах которой столько все говорят, а потом, набрав святыни, без смысла держать ее дома или, что еще хуже, без благоговения относиться к ней, оскверняя своим невежеством или применением в бездуховных ритуалах и обрядах.

К сожалению, этот церковный праздник, как впрочем, и другие, сопровождается шлейфом и других, самых распространенных суеверий и поверий, которых точно нет и не может быть места в церковной традиции. Наверное поэтому, несмотря на многочисленные проповеди в храме и статьи священников о суевериях, процветает элементарное невежество по отношению не только к Великой агиасме.

Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления 

Великая агиасма – это освященная по специальному чину вода, употреблять которую следует по особым правилам. И это не чья-то выдумка. О крещенской (богоявленской) воде писал в своих антиохийских проповедях еще Иоанн Златоуст.

О каких суевериях, поверьях и нецерковных традициях речь? О гадании, конечно, прежде всего. Если колядование еще можно как-то допустить, то гадание неприемлемо вообще, а не только в эти святые дни. Еще сытное застолье. В Крещенский сочельник на столе, по мнению людей, не имеющих понятия о церковных традициях и правиле поститься в этот день, должны присутствовать не только пироги, печенье, борщ, лепешки, вареники, узвар, кисель, кутья и другие постные  блюда, но и гуси, поросята, окороки в тесте запеченные, и т.д.

А православные знают, что 18 января – это не просто день строгого поста. В связи с чем Церковь установила постный день в конце Святок, накануне Крещения Господня? Отвечаем – в связи с важностью грядущего праздника. И не нам это нарушать.

В этот день не полагается никакой еды до водосвятного молебна, то есть до первого принятия крещенской воды. Кстати, воздержание от вкушения пищи (длится примерно до полудня, и только потом, по традиции, трапезу начинают сочивом) рекомендуется не только причастникам.

Надо знать, что возникновение этого древнейшего однодневного поста (а он стал аналогом предпасхального) датируется третьим веком. Его продолжительность в конце II – начале III века составляла не несколько часов, как сегодня, а целых два дня или 40 часов.

Что ж, такая степень воздержания не всем посильна. Тут уместно сказать о мере поста – она индивидуальна, и у каждого своя, то есть по силам, по совести и благословению духовника. Но, как ни крути, его желательно соблюсти, на что нам указывает Типикон: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся». Под лихоимством здесь подразумевается все, что съедается сверх нужды.

Или вот еще одно суеверие, которое уже стоило жизни некоторым горячим головам. Многие спрашивают – а зачем идти в храм, когда на Крещение, а также накануне и потом, вода освящается и в кранах, и во всех водоемах, где священство совершает чин освящения? Да и вообще, раз «святая вода от грехов людских», а «если искупаться, то грехи смоются», почему бы не сигануть в прорубь.

Православным известно, что ни крещенская, ни какая другая святая вода не способна омыть душу от грехов. Для этого есть персональная исповедь. Да и по церковным понятиям окунание в прорубь на Крещение Господне не обязательно, о чем задолго до праздника священники твердят со всех трибун, чтобы предупредить трагические исходы купания в неустановленных местах.

Нет, никто не вправе запретить купание в проруби после освящения водоема по особому чину (Великое иорданское освящение). Каждый может себе позволить (для здоровья или ради соблюдения традиции) искупаться в ледяной воде. Но делать это, как показывает жизнь и статистика несчастных случаев, надо разумно.

Важным условием для окунания в должно стать использование только подготовленных по всем правилам прорубей, консультация лечащего врача и полное отсутствие алкогольных напитков.

И еще об одном поверье о воде, освящаемой в Крещенский сочельник и на праздник Крещения Господня, следовало бы сказать. Многие уверены, что это две разные воды с разными свойствами, и что одна из них – намного сильнее другой. Наверное, есть смысл напомнить о том, что собой представляет «крещенская» и «богоявленская» вода. 

Великая агиасма

В сочельник и сам праздник после литургии совершается Великое водоосвящение, отличающееся особой торжественностью. Вода эта и называется Агиасмой (с греческого переводится как «святыня», поэтому и относиться к ней следует, как к великой святыне).

Поскольку оба раза водосвятие в Крещенский сочельник и Богоявление (Крещение Господне) совершается одним и тем же чином, то и «крещенская», и «богоявленская» вода, пользующаяся особым почитанием у православных, и ее свойства совершенно одинаковы.

Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления 

Историки пишут, что эта традиция (освящения вод два дня подряд) берет начало из древнехристианской практики массового крещения оглашаемых после праздничной Утрени или связана с «обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя».

Особенные свойства

Где бы в эти дни не освящалась вода (родник, река, водопровод или колодец), она, по христианскому вероучению, становится церковной святыней, которой коснулась благодать Божия, и которая обретает особые освящающие и исцеляющие свойства.

Эти свойства четко охарактеризовал несколькими словами святитель Иоанн Златоуст:

«В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но … целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» («О Крещении Христа»).

Если влить в обычную воду немного крещенской, первая получает благодатные свойства второй. Поэтому, если вдруг святая вода заканчивается, ее добавляют в простую – трижды крестообразно вливая крещенскую и проговаривая: «Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

Некоторые нюансы

Православная Церковь высоко ценит Агиасму, используя в т.ч. при освящении святого мира для Таинства миропомазания, освящая для храмов святые антиминсы или давая ее, вместо причастия, недостойным по суду Церкви приступать к Святым Тайнам.

К освященной на Крещение воде и нам, мирянам, следует относиться с благоговением, помня о том, что, хоть она не пропадает даже по прошествии нескольких лет, нужно следить за ее состоянием, хранить не где попало, а в отдельном месте (рядом с иконами, например).

Православные набирают после молебна святыню в чистую посудинку и, вернувшись домой, с молитвой и крестообразно кропят свои жилища, сопровождая процесс радостным пением тропаря Богоявления.

Нам предлагается пить Крещенскую воду ежедневно, «…дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога», и помнить, что это святыня, средство благодатной помощи, а не какое-то супер средство от болезней.

Агиасму следует правильно употреблять. Хотя никто не устанавливал какого-то единого питьевого режима, большинство делают это утром и строго натощак – крещенской водой (буквально чайную ложечку берем) благоговейно запивают частичку просфоры, читая молитву на принятие святой воды и просфоры.

Не натощак, а в любой момент крещенскую воду пьют сразу после освящения, а также при заболеваниях или нападении злых сил.

Православные не только пьют святую воду и окропляют ею жилища и даже недвижимость. Многие ею помазывают, как елеем, окропляют близких, читая молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Если вода непригодна к употреблению, не выливайте ее в канализацию. Лучше использовать для этого любой природный водоем. 

И последнее, к вопросу о том, что нужно делать 18 января. Знаете, что пишут «знатоки» от интернета? Надо освятить воду в храме, поставить ее на стол вместе с 12-ю сытными блюдами и повеселиться всласть. А еще дом прибрать, все перестирать, так как потом стирать – ни-ни. 

Но в Крещенский сочельник нехорошо заниматься всем этим и особенно предаваться веселью. Лучше бы в храме помолиться и совершать добрые дела.

Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления 
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.