Когда служится литургия Преждеосвященных Даров, и чем она отличается от обычной литургии

Богослужения

Православные говорят между собой – если Великим постом не помолился на литургии Преждеосвященных Даров, значит, до конца не прочувствовал это особое время Святой Четыредесятницы, преисполненной покаяния, воздержания и сосредоточения. Действительно, служба изобилует множеством трогательных и, вместе с тем, торжественных, необычных и несвойственных обычной литургии моментов. Более того, характер богослужения совсем иной.

Что такое литургия Преждеосвященных Даров, когда она служится, и кто ее создатель? Всех ли причащают в седмичные дни, в которые не бывает литургии Иоанна Златоуста? Каковы особенности Преждеосвященной, и чем она отличается от традиционной литургии?

Когда служится литургия Преждеосвященных Даров, и чем она отличается от обычной литургии

О литургии Преждеосвященных Даров

В храме в великопостное время скорби и печали о грехах меняется многое, причем не только цвет священнических облачений (а духовенство служит в темных или черных ризах) и церковной утвари. В эти дни здесь нет ликования, присущего воскресным службам: все строго и печально, но очень умилительно и торжественно. Богослужение совершается в полумраке – свет только от лампад, свечей, ибо паникадила не зажигают.

Меняется вся богослужебная жизнь и остальные моменты, характерные исключительно для великопостных седмичных и некоторых других дней, когда совершается эта главная из всех особых и таких красивых служб.

Что такое литургия Преждеосвященных Даров

Так называют особое богослужение великопостной седмицы, когда верующим предлагаются заранее подготовленные (освященные) Дары, ведь совершение полной литургии (когда во время возглашаемой Евхаристической молитвы хлеб и вино Святой Дух освящает и претворяет в Тело и Кровь Христову) неуместно.

Неуместно по той причине, что традиционная литургия является сама по себе днем всеобщего торжества и ликования, радостным и праздничным событием, преисполненным пасхальной радости, которую невозможно совместить с покаянием и воздержанием, особой строгостью и ограничениями Великого поста, распространяемыми не только на нашу внешнюю жизнь.

Немного истории

Церковный Устав еще с апостольских времен не предписывал в седмичные дни совершение литургии полного чина. В великопостные седмицы она служилась и служится только в субботу, воскресенье. Но такой порядок служения означал упразднение главной цели литургии (таинства Евхаристии), то есть преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которыми и причащают верующих.

Однако Церковь-Мать, заботясь о своей пастве, не могла допустить, чтобы верные остались без причастия в эти непростые дни – миллионы людей, готовясь к любимому празднику, предпочитают очищать свою совесть и принимать Христовых Таин намного чаще, не только по выходным.

Преждеосвященная литургия дает такую возможность. Чтобы верующие имели таинственное общение с Богом и смогли, не нарушая поста и покаяния, причаститься в другие дни, отцы Шестого Вселенского Собора утвердили своим 52-м Правилом повсеместное совершение этого вида литургии в дни особого воздержания и сугубого поста.

Когда служится литургия Преждеосвященных Даров, и чем она отличается от обычной литургии

Формированию Преждеосвященной литургии поспособствовали и отдельные практики, применяемые в древности. Оказывается, раньше диаконы после службы разносили запасные Святые Дары по домам болящих и заключенных, которые не могли прийти в храм. Некоторые верные, унося Причастие к себе домой, могли в будни причаститься и домашних причастить. Многие монахи-пустынники тоже запасались Дарами, чтобы после усердной молитвы причащаться в своих кельях.

Кто является создателем этого чина Божественной литургии

Несмотря на то, что вопрос фундаментально изучен в отечественной и зарубежной литургической литературе, он остается все еще открытым: большинство древних рукописей не указывают точного авторства.

Есть несколько версий дат, мест появления этой практики и ее авторства. Правда, в рукописях сообщается о нескольких авторах – о святителях Германе Константинопольском, Епифании, Василии Великом и даже Григории Богослове.

Историки пишут, что «поминовение святителя Григория Великого, папы Римского на отпусте Преждеосвященной литургии вполне оправдано».

Когда литургия служится

Великим постом христиане стремились всегда не только помолиться в храме, но и почаще исповедоваться и причащаться. Правда, познакомившись с расписанием богослужений, они понимали, что не смогут делать это часто. Это одна из особенностей литургии Преждеосвященных даров, которую отправляют только в определенные дни, обозначенные Церковным Уставом.

В России, во времена Устава Студийского (XI-XIII вв.), ее совершали во все седмичные (кроме субботних и воскресных) великопостные дни. После того, как в силу вступил Иерусалимский Устав (XIV-XV вв.) Саввы Освященного, да и в современной практике Преждеосвященная служится лишь в среду и пятницу Святой Четыредесятницы и в особые дни праздников.

К таким дням относятся: четверг 5-й седмицы Великого поста; 24 февраля (первое и второе Обретение главы Иоанна Крестителя), 9 марта (на 40 Севастийских мучеников), выпавшие на постные дни (с понедельника до пятницы в Святую Четыредесятницу); понедельник, вторник и среда Страстной седмицы; престольные праздники или полиелейные (праздники чтимых святых, но не на Благовещение), которые выпадают на указанный Уставом период.

В какое время следует совершать службу? В современной практике большинство храмов отправляет службу утром. Но некоторые приходы практикуют и вечерние богослужения, где литургия соединяется с вечерней, что позволяет посетить богослужение тем, кто в дневное время работает.

Когда служится литургия Преждеосвященных Даров, и чем она отличается от обычной литургии

Особенности литургии Преждеосвященных Даров

Полные литургии (Иоанна Златоуста и Василия Великого) не очень-то и отличаются друг от друга, чего нельзя сказать о Преждеосвященной, включающей в себя особые песнопения, земные поклоны и другие моменты, не характерные для первых двух.

Начнем с того, что службе не приносится Бескровная Жертва Богу, так как уже была принесена на заранее совершенной полной литургии в воскресенье. Собственно, все богослужение является приготовлением к принятию Тайн Христовых заранее заготовленными Дарами, хранимыми в ковчежце в алтаре на престоле до службы. Ими и причащают молящихся.

Далее, уже по слову «полный» можно судить о том, что Преждеосвященная литургия сокращена в неких местах (но это не говорит о том, что служба короче – она продолжительнее). На богослужении отсутствует проскомидия (первая часть полной литургии), оно начинается службой третьего, шестого и девятого Часов с Последованием Изобразительных.

По отпусте Изобразительных в храме начинается вечерня, которая и заменяет начальную часть литургии оглашенных. Еще одна особенность – на литургии верных нет песнопений и молитвословий, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

Интересный момент: в церкви раздаются совершенно новые звуки. Новоначальные забывают тут же обо всем, даже о молитве. Оглядываясь по сторонам, ищут источник, а он – в алтаре. Да, это очень трогательный и даже в чем-то торжественный момент. Звучит нежная трель колокольчика. Молящиеся, услышав ее, преклоняют колени, а когда звучит во второй раз – поднимаются.

К чему используется эта практика? Уж точно не для развлечения или каких-то других целей. Она предназначена для того, чтобы указать молящимся на важнейшие моменты службы в этом чине, с которыми они незнакомы. В частности, когда нужно молиться коленопреклоненно.

Первый раз звон колокольчика сообщает молящимся, что именно сейчас нужно преклонить колени. После произнесения священником слов колокольчик вторично звенит, но уже для того, чтобы дать понять всем, что сейчас следует подняться с колен. На Преждеосвященной отмечено колокольчиком несколько таких моментов:

  • верующие, услышав его звук, опускаются на колени во время переноса Святых Даров с престола на жертвенник, осуществляемого во время чтения последней части кафизмы, и встают после перенесения на жертвенник (об этом сообщает второй колокольчик);
  • священник перед чтением 2-й паремии поворачивается к молящимся и, благословляя всех, возглашает: «Свет Христов просвещает всех»; сейчас слышен звон колокольчика, и верующие опускаются на колени, а поднимаются уже после следующего сигнала.

Кстати, там, где верующие знают обо всех нюансах литургии Преждеосвященных Даров, колокольчик не используется.

Когда служится литургия Преждеосвященных Даров, и чем она отличается от обычной литургии

Наверное, только самые внимательные обратят внимание на то, что завеса закрывается наполовину. В этом отличительная и уникальная особенность богослужения, характерная только для Преждеосвященной литургии и конкретного ее момента, когда завеса закрывается наполовину от момента окончания Великого входа и остается в таком положении до начала причащения духовенства.

Надо сказать, что особенность эта неуставная, о ней не говорится в Служебнике, но действие это, сформировавшееся в Русской Церкви не так давно (XVIII-XIX вв.), популярно и сегодня. В чем его смысл?

Для этого вспомним полную литургию – от окончания Херувимской и до «Отче наш» (включительно). В этот период, а он более продолжительный, завеса какое-то время (до «Символа веры») закрыта, а потом, во время Евхаристического канона и до конца пения «Отче наш», она открыта.

На литургии Преждеосвященных Даров все это сокращено, вплоть до просительной ектении – весь смысл полузакрытия завесы заключается в усреднении действия с ней в подобный момент литургии полного чина.

Подготовка к причастию тоже отличается от порядка подготовки во время традиционной литургии полного чина. Так, в древности, перед богослужением не вкушали ничего весь день. В наше время таких постников не так много, ведь не всем по силам полностью исключить трапезу до захода солнца по средам и пятницам, как того требует Устав. И вообще, существуют разные традиции.

Тем, кто готовится в дни физического и духовного подвига к принятию Христовых Таин, позволяется утром поесть (если Преждеосвященная вечером совершается), но после 12 часов дня они обязаны ничего не вкушать и не пить. Согласно православной традиции, продолжительность евхаристического поста составляет не менее 6 часов.

Правда, в современной практике редко встречается такое понимание – вечернее причащение на литургии Преждеосвященных Даров. В основном служится в утренние часы, а значит, евхаристический пост следует начинать с полуночи. И еще. Великопостные часы на Преждеосвященной длиннее, чем обычные. Младенцев не причащают, и записки в алтарь не подаются.

Когда служится литургия Преждеосвященных Даров, и чем она отличается от обычной литургии

Литургия Преждеосвященных Даров способна пробудить любую душу. Православным хорошо знакомо это ощущение – что и потрудиться-то не успел за эти дни, не успел измениться и не радует даже приближающийся праздник, ибо душа так и осталась невыметенной. Нехорошо это, нечестно, что ли. А ведь замечательно, что ощущение это появилось. Еще лучше, если мы, вспомнив, что «Царство силою берется», вернем своему духовному организму целомудренность и строгость, разбудим в нем молитвенные ощущения и покаянный настрой. Вот тогда, хоть пост и пройдет, но благоговение останется.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.