Часто бывает, что человек был крещен в далеком детстве, а к Богу потянулся только что. Да и то, после пасхальной или очередной службы в храме, кроме разочарования, ничего и не принес домой. Ведь тут столько быстро произносимых слов на непонятном церковнославянском, что особо не сконцентрируешься. Порой не знаешь, куда ступить, как вести себя, когда вдруг начинают все вместе петь.
Среди огромного вороха вопросов, на которые он ищет ответа, особо выделяется один – как научиться участвовать в литургии в соответствии с традиционными правилами, чтобы не выглядеть нелепо на фоне остальных и не роптать от непоняток, а по-настоящему?
Первые шаги к храму
Наша жизнь преисполнена суеты и хлопот – они нас каждый день одолевают. Не до Бога, не до церкви, не до молитвы. Но стоит только переступить порог церковной ограды, а потом и порог церкви, человек словно попадает в другое измерение, которое моментально начинает действовать благодатно. И уже буквально через пару минут забывает о том, что там, за его спиной, осталась многолюдная улица, а по оживленной дороге туда-сюда снуют потоки транспорта. Он чувствует, что здесь нет мирской сутолоки, а есть благостная молитва, которая душу открывает. И душа под впечатлением от всего нового, с чем встретилась, плакать порой начинает. Плачет горько – от осознания грехов, которых не счесть, и сладко – от прикосновения благодати Божией.
Сначала человек не обращает внимания на то, что почти ни слова не понимает. Ему просто хорошо. Но однажды приходит осознание того, что первый шаг сделан, и пора понять, зачем в храм он идет, чего здесь ищет, что и как тут называется, как себя вести на службе и т.д.
Кто-то правильно сказал – участие в литургии должно быть осмысленным. Это подтверждают и слова русского поэта, художника и публициста, богослова и философа, А. С. Хомякова:
«Христианство понимает лишь тот, кто понимает Литургию».
О литургии
Что такое литургия? Емко и потрясающе точно на этот вопрос ответил святый и праведный Иоанн Кронштадтский:
«Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим».
То есть, литургия для нас (православных) – это самое важное церковное богослужение. Потому что в нем происходит главное таинство – Евхаристия (в переводе с греческого εὐχαριστία [эфхаристи́а] означает благодарение, благодарность), когда мы причащаемся, вкушая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы.
Виды литургии
Первая литургия была совершена Самим Спасителем в Сионской горнице. Порядок богослужения, совершаемого сегодня в наших храмах и являющегося ее продолжением, составил апостол Иаков. Со временем, устно передаваемое чинопоследование (т.е. подробное и последовательное изложение содержания богослужения) записали, а потом дополняли в разных христианских Церквях разными песнопениями, потому и литургия везде совершается по-разному.
Сегодня в Русской Православной Церкви общеупотребительны такие виды Божественной литургии, которые отличаются чинопоследованием:
- по чину свт. Иоанна Златоуста, совершаемая на протяжении всего года в дни, когда не положено проводить остальные виды литургий (ниже);
- по чину свт. Василия Великого – совершается всего десять раз в году (в воскресенья Великого поста (кроме Вербного), Великий четверток и Великую субботу на Страстной седмице, в день памяти свт. Василия Великого и под или в сам праздник Рождества Христова и Крещения Господня); в основу богослужения была положена древняя анафора, о чьем происхождении не имеется точных сведений;
- по чину Григория Двоеслова (Преждеосвященных Даров – название объясняется тем, что тут верующих приобщают Святыми Дарами, которые были освящены заранее на полных литургиях первых двух видов, и это утверждено 52-м правилом 6-го Вселенского Собора): служится вместе с великопостной вечерней в определенные дни (Великим постом по средам и пятницам, в четверг пятой седмицы, в понедельник, вторник и среду в Страстную неделю, в праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи и в день памяти 40 мучеников Севастийских).
Есть и древние литургии, которые не включены в годовой круг богослужений, и на которых необязательно совершение проскомидии – это литургии апостола Иакова, апостола Марка, святителя Амвросия Медиоланского.
В какие дни совершают литургию
В обычных церквях она бывает только в воскресные и праздничные дни (иногда и по субботам). В монастырях и крупных храмах служится еще и каждый день (кроме дней, когда она не должна совершаться).
Время начала службы разное – в районе 8-10 часов утра (аще изволит настоятель). Но другой порядок в храмах, где более одного престола, и где бывает две литургии: ранняя (может начинаться в промежутке 5-7 часов утра) и поздняя (обычно в 8-10.30).
Сколько времени длится литургия
Продолжительность богослужения разная. Где-то она длится полтора часа, а где-то – 4-5 часов (так часто бывает в монастырях). Многое зависит от того, архиерейская ли это служба или совершаемая священником, праздничный это день или будни, и т.д.
Структура литургии
Не каждый, кто впервые пришел на службу или даже не первый год посещает ее, хорошо понимает, что происходит и по ту сторону иконостаса (в алтаре) и там, где молятся верующие. Знание структуры литургии поможет четче понимать происходящее в тот или иной момент.
Проскомидия. Богослужение начинается чтением часов (краткое богослужение, освещающее время суток – с шести утра и до шести вечера). В этот момент священник в алтаре совершает проскомидию. Это и есть одна из основных частей литургии.
Проскомидия (называется «принесением») посвящена приготовлению вещества для Таинства Евхаристии, то есть вина и хлеба, называемого просфорой (она используется и для поминовения живых и усопших христиан). Батюшка в алтаре вынимает из просфоры частицы, которые в конце богослужения с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых твоих» погружает в Чашу с Кровью.
Литургия оглашенных. Начинается после прочтения часов, словами священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчиваемая словами «Оглашеннии, изыдите». Называется так, потому что общая, открытая для всех, и даже для оглашенных, готовящихся к крещению, а не только для членов Церкви.
Оглашенные назывались потому, что «… вера от слышания, а слышание от слова Божия…» или, что то же – от гласа проповедующих (Рим. 10:17).
Задача этого раздела литургии, когда, кроме прочего, читается Апостол и Евангелие, состоит в приготовлении верующих и напоминании им о жизни Спасителя, Его страданиях и об их спасительной миссии. После ектении об оглашенных (раньше некрещеных удаляли в этот момент из церкви) следует следующая часть.
Литургия верных начинается словами: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом. Этот раздел литургии является ее сердцевиной, и посвящен совершению одного из главнейших моментов – анафоре (евхаристическому канону), освящению Святых Даров и причастию.
Первыми в алтаре вкушают Крови и Тела священнослужители, а потом, после открытия Царских врат и выхода священника с Чашей в руках, причащаются миряне. К причастию (после подготовки – чтения канонов, поста и исповеди) они подходят со сложенными крестообразно руками и идут к столу с мелко разрезанной просфорой и запивкой (как правило, это вино, смешанное с горячей или теплой водой – это нужно для того, чтобы во рту не оставалось ни одной частицы Даров).
Для лучшего вникания в церковную службу, не лишним будет для верующего познакомиться с архитектурными особенностями церкви и символикой храмового пространства. Это поможет в дальнейшем понять, что означает тот или иной предмет в церкви, к примеру, амвон или аналой, и почему священнослужитель совершает какие-то действия.
Что касается устройства церкви, то в ней традиционно установлено несколько функциональных зон: алтарь с престолом, отделенный иконостасом от второй, средней, части храма – кафоликона, и притвор (помещение при входе в церковь), крестильня и т.д.
Что еще поможет лучше ориентироваться на службе
Во-первых, хорошо бы ознакомиться заранее с последованием литургии, чтобы понимать смысл произносимых там молитв. Книгу можно купить или почитать.
Во-вторых, можно взять с собой последование, что поможет не только следить за ходом богослужения, если вдруг что-то плохо слышно, но и знать, что именно сейчас происходит в алтаре.
В-третьих, поискать в интернете литературу, посвященную основам православной литургии, и которой вполне достаточно для самообразования (предварительно нужно удостовериться в надежности источника).
Не менее важно не только регулярно посещать богослужения, но и вовремя приходить, изучив заведенные порядки в храме и правила поведения. Тогда будет понятно, почему нежелательно опаздывать на службу и разговаривать во время молитв, во сколько лучше прийти на службу, чтобы успеть приложиться к иконам и другим святыням (о которых можно заранее узнать); когда и куда полагается подавать записки о здравии и упокоении; как, куда и в какой момент ставить свечи; где и какие иконы располагаются; почему нельзя ходить по храму в ходе богослужения; даже если очень хочется поставить свечу. И так далее.
Положительно скажется и посещение воскресной школы при храме, знакомство со священником, который ответит на все вопросы, и, конечно же, знание молитв.
Какие надо знать молитвы
У новоначальных может возникнуть вопрос – а зачем нужно знать или, хуже того, учить назубок, слова молитв из богослужения, если на литургии они исполняются священнослужителями или певчими?
Если выучить наизусть молитвы (а позднее детально познакомиться с литургическими текстами), на богослужении не возникнет вопросов по поводу того, что именно в тот или иной момент поет батюшка, диакон или певчие.
Кроме того, определенные молитвословия таки надо заучить, хотя петь в храме во время богослужения и нельзя, чтобы не отвлекать молящихся (пение прихожан на службе настоятель может благословить за редким исключением, и об этом многие знают).
Но как быть с тем, что раньше, в ветхозаветные времена, верующие обращались к Богу именно совместным пением? Более того, люди, приходя на богослужение, не просто пели псалмы, но и играли на музыкальных инструментах.
Действительно, традиция церковного пения возникла почти сразу после возникновения христианства, когда Спаситель на первом богослужении установил таинство Евхаристии и закончил Тайную Вечерю такими словами: «и воспевше, изыдоша в гору Елеонскую» (Мф. 26:30).
Распространяя впоследствии христианство, Его ученики лишь закрепили эту миссию. И потом, устрояя Церковь Христову, апостолы напоминали верующим, чтобы те помнили не только о посещении молитвенных собраний, но и о пении псалмов. Все, кто пришел на службу, должны были участвовать в общей молитве.
Как видим, появление христианского богослужебного пения не было чьей-то слабостью или самочинием. В каноническом плане все было в порядке. Начало положил Спаситель, и после этого пение выступало в роли неотъемлемого условия молитвенных собраний христиан. Но время шло. Все менялось, менялись и люди. Они постепенно стали забывать про Устав, не помнили тексты многих молитв, звучащих в церкви. Вот и стали приглашать для пения на клирос специальных людей – певчих. Так и появился церковный хор.
Но, отвечая на вопрос, зачем нужно знать слова молитв, поющихся на литургии, уточним – знать их надо не только для того, чтобы слушать их или следить за богослужением и сердцем отзываться. Все-таки, моменты, когда петь песнопения в храме могут все, существуют.
Общие песнопения, поемые за каждой литургией, следующие: «Отче наш», «Символ веры», стих «Тело Христово…», «Воскресение Христово видевше…» и другие, которых в отдельных храмах бывает и больше. Мы приведем самые распространенные, разрешаемые для всенародного пения.
Чаще всеобщим пением руководит с амвона диакон, иногда – регент или псаломщик, чтец.
Символ веры
Диакон начинает, а верующие подхватывают на Литургии верных (после диаконского возгласа: «Двери, двери! Премудростию вонмем!») Символ веры, кратко, но емко излагающий 12 догматических истин, которые должен знать каждый православный.
Отче наш
Это главная молитва, данная нам через апостолов Самим Иисусом Христом (Лк. 11:2) и поемая на Литургии верных после возгласа: «И сподоби нас, Владыко…».
Тело Христово примите, Источника бессмертнаго вкусите…
Этот короткий стих во время причащения мирян может начать петь хор, а потом пение, акцентирующее внимание на происходящем в этот момент в храме, подхватывают верующие.
Достойно есть (Честнейшую…)
Одна из важнейших, кроме обращения к Господу, молитв православных. Поется на литургии во время Евхаристического канона (после возгласа священника «Изрядно о Пресвятей…») Но не поется, согласно Типикону, на Господни и Богородичные праздники, на Воздвижение Честнаго Креста и т.д.
Вот еще молитвы, которые надо знать любому христианину:
- Трисвятое – молитву в честь Трех Лиц, Отца, Сына и Святаго Духа, тоже всем нужно выучить наизусть, потому что она может быть разрешена к пению всеми верующими перед прочтением Апостола и Евангелия.
- Царю небесный – является прямым нашим обращением к Духу Святому и частью богослужения: читается на часах, читаемых до литургии, и в начале молебна (который может быть отслужен после литургии). Также молитву произносят перед любым начинанием для помощи.
- Воскресение Христово видевше – это изумительно красивое песнопение всенощного бдения совершается не только накануне воскресного дня, но и на Светлое Христово Воскресение.
Подведем итоги
Конечно, новоначальным все это может показаться очень сложным: незнакомые термины, непонятные слова на непонятном языке, зубрежка молитв, незнакомый храм, где каждый предмет имеет свой смысл. А еще пост, исповедь, причастие, изменение образа жизни и т.д. Тут впору испугаться. Но, как говорят, это у страха – глаза велики.
Если вы повернули к Богу, не надо останавливаться. Продумайте все моменты. Ведь на пути к Богу много препятствий. Начните читать литературу. Начните молиться. Даже если молитвослов на церковнославянском, вы, попросив помощи у Господа, все поймете, пусть и не сразу. Начните духовную жизнь пораньше, как бы это не казалось сложным. И по молитве, по вере нашей – все будет.