Как понять, что Бог меня любит?

Человек

Истинность любви Божьей к каждому человеку (1 Ин. 4:16) многими подвергается сомнению. Всякий, кто размышляет так, может и вообще не верить в Бога. Такой человек имеет источником своих сомнений неприятные моменты собственной судьбы и страдания на протяжении всей истории множества других людей.

Какое именно состояние личности правильно назвать любовью, и каким способом каждый человек может убедиться, что Бог его любит?

Как понять, что Бог меня любит?

Что такое любовь?

    Человек сотворен по образу Божьему (Быт. 1:27), следовательно, о Боге многое можно понять по нам самим. Если рассмотреть в качестве примера взаимную любовь двух людей, то в своем высшем выражении она будет являться их неспособностью находиться во внутреннем покое и полноценном счастье друг без друга. Также высшая форма любви подразумевает взаимную чуткость, ласковое общение и готовность жертвовать собой ради любимого человека.

    Все то же самое касается Бога. Вера в невозможность спасения человека без страданий и смерти воплотившегося Сына Божьего означает и веру в жертвенную любовь Бога к людям.

    Промысел Божий, которым Он с бесконечными вниманием и заботой старается привести каждого человека к познанию истины, покаянию и личной святости – это тоже признак любви (Лк. 19:10). Но и он может быть присущ всего лишь снисходительному доброму Господину.

    Жертвовать собой ради солдат может и офицер на войне, что, конечно, бесконечно уступает тайне, свершенной Сыном Божьим. Похож ли Бог Своими личностными качествами просто на самоотверженного героя? Можно ли утверждать, что Всемогущий Творец и Царь вселенной в личностном смысле несколько «прохладен» к человеку и действует по принципу: «Вот, Я умер на кресте, послал апостолов, создал Церковь а вы, люди, кто хочет спасайтесь, а кто не хочет – не спасайтесь. Проблемы ваши»? Если бы дело с личностными качествами Бога обстояло так, что Он похож лишь на всемогущего карающего, награждающего и снисходительного Властелина и Царя, погибающего за народ, то получается, что всякий, кто внутренне нуждается в ком-то – лучше Бога. А такое утверждение абсурдно, потому что Бог абсолютно свят Сам и является источником всякой святости.

    Заблуждение, будто Бог не жаждет быть с каждым из нас, может поселиться в уме, как ни странно, благодаря одной истине. Христианское богословие утверждает, что Троица является бесконечно блаженным Существом. Это неизбежно порождает мысль, будто бы мы Ему не особенно нужны, и вся Его любовь ограничивается лишь вышеперечисленным.

    Но Господь в Своей притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32) пытается переубедить нас: Отец каждый день выходит из имения и смотрит вдаль – не возвращается ли сын, отрекшийся от Него и растративший свою часть имения? Когда же Он видит блудного сына вдалеке, то с радостью бежит навстречу и бросается ему на шею. Не злится Хозяин имения и на внешне верного, но дерзко возроптавшего на Отца за Его любовь к брату отпрыска.

    Окончательно убедиться, что Бог есть непостижимая бесконечная любовь, жаждущая вечно пребывать со Своим творением как с родным чадом, можно только одним способом – познакомиться с Ним лично.

    Личная встреча с Богом

      Личное общение с Творцом – это состояние, для которого и сотворен человек, небесный дар пророкам и достижение новозаветных святых. Из библейских примеров богообщения можно вспомнить: видения ветхозаветных праведников; Симеона Богоприимца, которому Святой Дух предсказал встречу с Мессией; духовную встречу с Христом самарянки Фотины, состоявшуюся во время беседы с Господом у колодца; переживания апостолов на горе Преображения (Лк. 2:25-26, Ин. 4:5-29, Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36).

      Будет ли дерзостью для христианина думать, что хотя бы на какое-то время по духовному уровню он может сравняться с пророками и святыми? Нет, потому что Сам Бог желает этого; святые – это не какие-то инопланетяне, а такие же потомки Адама и Евы, как прочие люди; среди канонизированных святых есть бывшие великие грешники; крестная жертва Иисуса слишком велика и страшна, чтобы считаться не могущей привести к святости любого желающего.

      Бог является абсолютным Духом (Ин. 4:24), сотворившим все те сущности, предметы и существа, коими Он Сам не является. У Него нет массы, размеров и, строго говоря, конкретного пространственного местоположения – Творец везде и нигде. Он вездесущ не как газ, растекшийся по вселенной, а присутствует в каждой ничтожной точке пространства всем Своим существом. Преподобный Иоанн Дамаскин утверждает: «Надобно знать, что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело».

      При этом, Бог может Собственной нетварной славой проявляться в некоторых местах материального и небесного мира (Откр. 4-5). Бог обладает бесконечной энергией – первоначальной сущностью, из которой соткано все. С точки зрения такого Божьего творения, как время, живет Он в первичной реальности, называемой вечностью, которая также является Его собственным неотъемлемым свойством. Нахождение в вечности – это отсутствие в каком-либо моменте времени и нахождение во всех мгновениях одновременно. Если сознание человека, погруженного в поток времени, находится в общении с Богом, то оно также парадоксально находится в вечности. Божью помощь как результат наших молитв мы получаем оттуда же.

      Итак, встреча с Богом может быть только духовная. Она происходит благодаря пробуждению нематериальных органов восприятия человека – для встречи с Ним ключевое значение имеет прохождение некоторого внутреннего пути, что не отменяет помощь душе тела – посещение храма, святых мест, поклоны при молитве. Важно понимать, что Бога нельзя понудить к личной встрече, но можно Его к ней приклонить – Бог абсолютно свободное Существо и решать, являться Ему в подготовленное человеческое сердце, или нет, Он будет Сам (Мф. 5:8).

      Как понять, что Бог меня любит?

      Первый шаг

      Начинается внутренний путь человека к Богу с отвержения собственных заблуждений и принятия истины (Ин. 8:32). Ум – это духовный глаз человека, о чем писал преподобный Иоанн Дамаскин. Это проиллюстрирует незамысловатая притча.

      Заблуждающийся ум похож на капитана корабля, совершающего навигацию из ходовой рубки, в которой окна загорожены мониторами, показывающими фальшивую картинку, якобы правильно отображающую все, что происходит вокруг корабля. Навигационные приборы при этом тоже врут. Неудивительно, что такое судно постоянно находится в опасности попасть в непредвиденный шторм, столкнуться с айсбергом или сесть на риф.

      Ложные мировоззренческие установки – это и есть фальшивые картинки, мешающие видеть действительность и свое место в ней такими, какими они являются на самом деле.

      Когда ум-капитан снимает мониторы и видит замутненные стекла, это символизирует отречение от заблуждений и принятие истины, в полноте принесенной на землю Христом и сохраненной трудами отцов Православной Церкви. Во многих случаях, когда человек уперт в своем грехе, по Своей любви Бог устраивает ему «столкновение с рифом» – тряска сбрасывает все фальшивые картинки. Но «капитану» требуется еще «помыть стекла» – совершить духовное делание, чтобы духовно прозреть и увидеть недостатки собственного внутреннего мира, в который после их устранения ради личной встречи со Своим искупленным чадом может соблаговолить явиться Сам Отец Небесный (Ин. 1:17-18).

      Как понять, что Бог меня любит?

      Покаяние

      После отвержения заблуждений и принятия человеком истины, ради встречи с Богом ему нужно раскаяться в своих грехах – признать себя достойным только ада и совершенно недостойным святого Бога (Мф. 4:17, Лк. 23:39-43). Здесь следует заметить, что слова «нужно» и «раскаяться» в своем сочетании являются абсурдными, потому что покаяние – это также добровольное внутреннее делание. Конкретнее – изменение грешником мировоззренческих настроек, согласно которым во всех его прошлых деяниях будто бы не было ничего плохого.

      Совершенное покаяние, ведущее к сокрушению о грехах, может родиться только после все той же личной встречи с Богом – грешник видит себя мерзким, а Бога незаслуженно поруганным, распятым за беззакония кающегося. Даже праведник после встречи с Творцом видит себя недостойным, о чем мы читаем в книге Иова.

      Но здесь нет логической ошибки и замкнутого круга – грешник имеет черствое сердце и по-настоящему сокрушаться о своем падшем состоянии он будет как раз после знакомства с Творцом. Для начала достаточно признать, что многие из деяний, совершенных искателем духовного прозрения в прошлом, являются именно тем, чем их называет Церковь – грехом, угрожающим вечными муками. Затем, хотя бы с черствым несокрушающимся сердцем нужно сухо, но назвать грехи на Таинстве Исповеди священнику. Удивительные изменения в душе не заставят себя ждать – станет как будто-бы легче дышать, для исповедовавшегося будет понятной поговорка «камень с сердца». И здесь уже начнется понимание, насколько Бог в действительности добр.

      Если искатель прозрения не крещен, ему следует принять это святое Таинство (Мк. 16-16, Ин. 3:1-21), в котором подавляется сила унаследованного Адамова греха и смываются все страсти, порожденные прошлыми личными грехами. В Русской Церкви перед принятием Крещения традиционно исповедуются, что является напоминанием об Иоанновом крещении, во время которого и свершилось Богоявление.

      Оставление грехов и молитва

      Оставление грехов – это результат правильного покаяния. Стоит помнить, что сильные и хитрые духи тьмы, ненавидящие вообще всех, по попущению Божьему не прекратят попытки погубить человека и вернуть его к прошлым плохим делам. В большинстве случаев у них это получается. Но упертость в грехе и падения в него – это разные явления. Если спасающийся действительно решит бросить скверные деяния и возложит все свои немощи на Бога, его душа станет недоступной для бесовских воздействий в былой степени (Мф. 11:12).

      Оставление грехов – это большое достижение начального этапа духовной брани, на котором обязательно регулярное причащение Тела и Крови Христовых на Божественной Литургии (Ин. 6:53-58).

      Нужна непрестанная молитва: Бог увидит, что человек желает общения с Ним, и это приклонит Его к личному откровению.

      Молится можно как по обычному молитвослову, так и своими словами. Священная книга Псалтирь среди своих текстов содержит образцовые для всех верующих молитвословия – некоторые псалмы не являются молитвами в привычном понимании. Среди них есть провозглашение духовных истин (Пс. 1), монологи верующего (Пс. 10), благословения (Пс. 19), воззвание к верующим (Пс. 77) и псалмы с другой жанровой спецификой.

      Псалтирь – это слово Божье. Всякому, кто хочет познать любовь своего Небесного Отца, желательно полюбить и остальные книги Библии. Или хотя бы знать самые важные слова Божьи – Евангелие. Дело в том, что Дух общается духовно, то есть с помощью чистой концентрированной мысли. А мысль больше слова, именно поэтому Библию правильно понимают только вникающие в толкования святых отцов.

      Мысли Бога – это истина, которую можно облечь в слова Библии. Если какой-то дух сообщает нечто противное Библии (1 Ин. 4:1-3) или подмешивает к истине нечто не библейское – этот дух к святости не имеет никакого отношения. Самое главное – специально не искать ярких видений Ангелов, святых угодников, Христа, Богородицы, завораживающих неземных мелодий, благоуханий и особых духовных ощущений. В таком случае себя не заставят ждать все те же бесы и жестоко повредят духовной болезнью под названием «прелесть». Бог, как Дух, – безвиден, при этом, Он является Сущим и приходит не туда, куда Его заставляют, а куда Он Сам захочет. Ум при этом усиливается, но во внутренней тишине избавляется от роя бестолковых мыслей, а сердце, в которое приходит Бог, наполняется не только библейской премудростью, но и той самой любовью, в которой до посещения человек сомневался.

      Как понять, что Бог меня любит?

      Бог приходит в добродетельное сердце

      Там, где любовь, – там и смирение, потому что Бог есть не только любовь, но и Существо с бесконечно скромным мнением о Себе, что никак не противоречит Его всемогуществу, всеведению и способности к праведному гневу. Бога никто не творил – Он Сам Творец. Ему не пришлось у кого-то отбирать Свое всемогущество или как-то тренировать это свойство – Бог совершенен в вечности. Именно поэтому Ему гордиться нечем.

      Бог смиренно говорит: «Я свят», потому что это так и есть. Как человек любит общаться с людьми схожих с ним интересов, так и Бог приходит только к Себе подобным – смиренным (1 Пет. 5:5). И разница между всемогуществом Творца и ничтожностью творения не играет роли – смиренного христианина Бог воспринимает будто равного Себе.

      Итак, искатель любви Божьей научился долго воздерживаться от грубого греха. Бесы, разумеется, отступать не собираются, поэтому на следующем этапе они попытаются втянуть его в тонкие сердечные страсти – разные формы тщеславия, сребролюбия или какую-нибудь более или менее серьезную ересь. Все это уничтожается добродетелью смирения – осознанием, что все личное имущество смиряющегося, его психическое и физическое здоровье, интеллект – собственность Бога, которую Он в любой момент может отнять, если посчитает нужным, а может и дать. Все, чем реально обладает человек, – это личностная свобода. Понимая это, смиренный человек ничего о себе не фантазирует и многое из того (а иногда все), что имеет, употребляет на славу Божью. Например, на дела милости.

      Как понять, что Бог меня любит?

      Тренировать смирение и тестировать себя на эту добродетель хорошо там, где велика вероятность проявить к кому-то раздражительность или стать жертвой «страшного злодеяния» – незаслуженного личного оскорбления. Таким местом может быть не только общественный транспорт, но даже полюбившийся христианину православный храм, когда в праздничный день в нем бывает много людей. Под действием раздражающих факторов, или не всегда уважительного отношения к себе, нужно смотреть в собственное сердце и стремиться не только сдерживаться внешне, но и достичь тишины в нем (Мф. 5:39-41).

      Смирение тренируют и послушанием – действиями не по собственным желаниям, а по воле другого человека. Разумеется, эта воля не должна быть греховной. Послушанием для мирянина может быть епитимия от священника, помощь монахам во время трудничества, помощь при храме, жизнь по канонам Церкви, и просто добросовестное исполнение рабочих обязанностей.

      Как борьба с грехом, так и взращивание добродетелей требуют регулярного Причащения Святых Тайн.

      Может случиться и так, что дерзновение уподобиться хотя бы на несколько минут пророкам и новозаветным святым, лично видевшим Бога, останется безрезультатным, и христианин встретится с Отцом лишь на посмертном частном суде Божьем. Но и в этом случае верующий удостоверится в любви Творца, потому что искренняя церковная жизнь обязательно дарует ему ни с чем не сравнимую внутреннюю свободу и легкость бытия. К тому же, твердая вера и неотступность от надежды на спасение могут вознаградиться у такого подвижника даже больше, чем у христианина, повстречавшего Бога, но не всегда соответствовавшего Его любви.

      Поводы к сомнению в любви Божьей

        Роптать на обстоятельства и сомневаться в существовании Бога могут люди, у которых в жизни все, или почти все хорошо. Если это, как говорится, лишь их внутренние проблемы, то сомнение в любви Божьей со стороны человека обделенного всем, может показаться оправданным. Но и здесь Евангелие показывает нам образец для подражания – нищего паралитика, лежавшего у чудодейственной овчей купели, где раз в год исцелялся кто-то один. Расслабленный, как написано, «не имел человека», который погрузил бы его в благодатную воду во время бурления. Этот тяжко болящий за 38 лет лежания у купели внутренне перестал обвинять людей в их равнодушии и злиться на них. Он смирился, отдал свою жизнь в руки Божьи, за что к нему пришел Христос и исцелил его (Ин. 5:1-15).

        Многие сомневаются в любви Божьей, глядя на из века в век царящие в мире страдания других людей (Лк. 13:1-5). Но все это заканчивается лишь возмущенными разглагольствованиями без попыток докопаться до духовной истины о промысле Божьем, без благодарности Богу за благоприятные условия собственной жизни, и, что самое лицемерное, – без употребления такими людьми порой весьма изобильных избытков личных ресурсов на добрые дела.

        Некоторые спрашивают: если Христос предсказывает, что по результатам Страшного Суда Он отправит многих из воскресших людей на вечные муки (Мф. 25:31-46), а апостол пишет, что все спасенные предузнаны (Рим. 8:28-30), то зачем тогда Бог вообще вызывает обреченных на страдания людей из небытия? Ответ такой: на Суде выяснится очень многое, все земное и духовное окажется в одном пространстве, закончится время и откроется вечность. Все поймут, что Бог все делал правильно. А из небытия Он вызывал всех, за кем из вечности видит злой выбор, потому что видит также их способность взыскать истину и не совершать зло. Все человеческие души приходят в мир, порой даже на короткое время, по одной причине – любви Божьей.

        Как понять, что Бог меня любит?

        Некоторые внутренние настройки души, приближающие к Богу

          Допустим, человек говорит: я несчастлив – значит, Бог меня не любит. В таком случае нужно понять: в земном смысле Бог такой же – жизнь Христа до крестной смерти по-человечески сложно назвать счастливой. Но Бог блажен. Если кто-то и потерял способность радоваться жизни в мирском смысле, это может быть хорошим знаком новой возможности оказаться на ином уровне положительного состояния души – блаженству в богообщении. А всем довольным жизнью людям ропотнику следует перестать завидовать и начать радоваться за них: за маленьких, молодых, взрослых и стариков. Бог радуется за всех радостных, значит, и человеку это полезно делать. Состояние, когда тебе хорошо просто от того, что вокруг хорошо незнакомым людям, – оно небесное, не от мира сего (Ин. 8:23).

          Приближает к Богу и молитва за всех, кому прямо сейчас плохо, потому что Бог не хочет страданий, а попускает их. И Ему жалко всех терпящих скорби и лишения – Христу было жалко всех бесноватых, парализованных, скрюченных, прокаженных, кровоточивых, слепых, умерших и прочих. Это, а также просьбы страждущих и их близких, и есть причина, по которой Он всех исцелял и воскрешал.

          Оцените статью
          ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
          Пожалуйста, поделитесь статьей
          PravLife
          Добавить комментарий

          Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.