Что ответит современный человек на этот простой вопрос? Кто-то скажет, что постарается жить и поступать по совести и правде, следовать заповедям и не грешить. Другие пообещают, что реже пить станут, не будут совершать подлости, предавать, а будут жить по учению Православной Церкви, делать добро людям, любить их и не обманывать. Кто-то даже заявит, что Бог есть Любовь и их друг, так зачем Его огорчать своими глупыми поступками и мыслями.
Но найдутся и другие. Они будут спорить, ругая неправильную установку, мол, какая любовь. Ведь гнев везде. Еще и на Библию сошлются, где немало драматичных следов «гнева» Господня. Например, изгнание из Рая первых людей, всемирный потоп. Или сожжение Содома и Гоморры за модный ныне в Европе содомитский грех. Как этот кошмар для современного человека может сочетаться с утверждением, что Бог есть Любовь, и что по этому поводу говорят святые отцы Церкви?
Небольшой экскурс в историю
Начнем с того, что логика сомневающихся в том, что Бог есть Любовь, может показаться кому-то закономерной. И это из-за противоречий, якобы имеющихся в священных книгах Ветхого (написанного в дохристианское время) и Нового (написанного после пришествия Христа) Завета, в которых по-разному описывается Господь.
Действительно, в ветхозаветных текстах Бог представляется всесильным, могучим Создателем мира, но и грозным, мстительным, карающим и даже грозящимся пойти на уничтожение всего живого на Земле. Однажды, расстроившись тотальным грехопадением людей, Он даже восскорбел о том, что создал их, и сказал эти слова: «… истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт 6:6-7).
Все это точно несовместимо с кардинально противоположным новозаветным описанием, где Господь – это Бог милости и любви, которая «долготерпит… не бесчинствует… не раздражается, не мыслит зла… Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13:4-8).
И тут кто-то из сомневающихся, растерявшись от таких нестыковок, может по неведению предположить, что Бога два. Но к такому мнению может прийти только тот, кто совершенно не знает Святого Писания, не читает святых отцов Церкви и понятия не имеет о ее истории, проливающей свет на многие моменты.
Ересь Маркиона
Во втором веке к Ветхому Завету, который разительно отличался от христианского, у некоторых верующих вдруг возникло негативное отношение. Еретик Маркион, живший в Риме, создал свое учение и отличался вольным отношением к книгам Нового Завета.
Богатый судовладелец, живший в Риме, не все Евангелие принимал. А еще неоднократно пытался отсечь Ветхий Завет от Нового, как чуждый и ненужный, отрицая между ними какую бы то ни было связь.
Христиане жестко раскритиковали и не приняли реакционную точку зрения Маркиона – это видно и по работам отцов Церкви, святого Иустина Философа, святого Иринея Лионского и др. А Церковь вообще расценила такую трактовку Библии, как ересь. Ведь она вся, а не только одна ее часть, вращается вокруг Христа. Люди, ожидая пришествия Спасителя, веровали в Него и Ему, потом, узнав, любили Его, следовали за Ним, исполняя данные Им заповеди.
Как можно отсечь Ветхий Завет в его символических, прямых или преобразовательных предсказаниях (о пришествии Христа, в том числе) и исполнениях их? Ведь книга эта не только про историю еврейской жизни, но и про историю духовного царства Господня.
Ветхий Завет, начиная сотворением неба и земли, и кончая их обновлением, буквально проникнут духом подготовки к пришествию и приятию Мессии, что красной нитью проходит через ветхозаветное Писание. А в Новом Завете, описывающем не только приход Спасителя, мы узнаем о том, как Он без греха жил среди нас, как любил всех, включая врагов, молился обо всех; прощал грехи; как умер за нас, за грехи всего мира на кресте, чтобы даровать жизнь вечную, и о том, как вознесся на Небо.
Маркион же, не собираясь признавать этой связи двух Заветов, продолжал стоять на своем, и старательно сеял семена своего учения среди христиан, за что и был отлучен от Церкви. Но его идея и сегодня соблазняет тех, кто не знает святоотеческой трактовки имеющихся в Библии противоречий.
Гнев Бога – Его ответ на вторжение греха в созданный Им мир
«Гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех». Блаженный Августин Иппонийский.
Несмотря на разницу в описании Господа в Писании, Церковь утверждает, а христиане свято веруют в то, что Бог – один. Бог любви и милости. Что же до слов, то часто мы, применяя их к Божеству, трактуем неверно, с учетом своего личностного (человеческого) понимания о ветхозаветном «гневе» или «ярости» Господних.
Понимаем мы эти слова примитивно – раз написано в Ветхом Завете, что Бог ненавидит грешников и мстит им, значит, Он жестокий и мстительный. И, рассуждая с таким представлением о Боге, не улавливаем настоящего смысла слов, написанных пророками, жившими в конкретном историческом и культурном контексте, и имеющими не только теоретический опыт богообщения. Ведь Господь общался с ними, и они лично знали Его. Тогда как мы, не знающие порой даже простенькой молитовки, можем судить по тем или иным ветхозаветным словам о Боге и обо всем том, чего не знаем лично? И того, чего нет и не может быть – в Творце неба и земли.
Здесь, конечно же, имеет смысл сослаться на толкования слов из Ветхого Завета, написанных святыми отцами Церкви, у которых был духовный опыт, подобный тому, который имели пророки. Святоотеческие высказывания на эту тему проливают свет и дают внятный ответ на подобные заблуждения:
«О гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь нечеловекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что он есть Судия и Отмститель за все, что неправильно делается в этом мире». Иоанн Кассиан Римлянин.
«Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». Иоанн Златоуст.
«Не порицай Божия долготерпения, ибо оно – общее врачевство»
Как видим, святые отцы расценивали все описанные в Ветхом Завете антропоморфные свойства Бога типа «гнева», «ярости», «мести», «ненависти» и пр., по-иному. То есть, не с точки зрения чего-то человеческого, и даже без единого намека на то. Потому что, утверждали они, бесстрастный Бог не подвержен никаким человеческим чувствам.
И если с нами по нашей же воле случаются трагедии, или мы поступаем вопреки Господнему промыслу о нас (за что заслуженно пожинаем горькие плоды), это вовсе не означает, что их первопричиной стала «жестокость» Бога, которой у Него по умолчанию нет, не было и не будет. Виновато наше стремление грешить. При этом, Бог, который продолжает нас любить даже в таком состоянии, не гнев проявляет за наши беззакония; не мстит и зла нам не хочет; не гневается вовсе – ни на нас, ни на тех, кто жил в допотопное время и после. А если и наказывает или поражает, то делает это не так, как делали бы мы – люди, движимые страстями и гневающиеся, а бесстрастно. Именно – без гнева, в том смысле, который мы вкладываем в это человеческое чувство, а по Своему замыслу и великому человеколюбию.
По словам Августина Иппонийского, «…имя гнева получила Его кара, которая может быть только справедливой» (Энхиридион, гл.33-я). То есть, по любви и милости Своей, Бог врачует нас, грешных и непослушливых самочинников, потому что «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).
А что мы в ответ? Не желаем смириться с тем, что все происходящее, устроенное нашими же руками, нашей же волей, – это ни к коем случае нежелание Создателя в состоянии аффекта уничтожить созданный Им мир и венец творения (т.е. нас, людей). Ведь все то, что мы получаем в ответ за наши грехи и зло – это неизбежное следствие нашей тотальной греховности. И, разумеется, это ответ Бога, как безоговорочное неприятие Им всего того, что мы разрушаем, что уродует нас и все то, что Он создавал.
«Посему, которые имеют уже в себе предварительно разжженные стрелы диавола, те приемлют на себя и стрелы Божии». Василий Великий.
И мы, как первые люди, изгнанные из Рая за неисполнение единственной заповеди не вкушать плодов с одного древа, и все, кто во все времена не прислушивался к гласу Божию и пророков, продолжаем предавать Господа, не доверять Ему, ругать за справедливое, кстати, воздаяние. Собственно, отказываемся от Него, вместо того, чтобы, наконец, понять, что нежелание следовать заповедям сурово наказуемо. Всегда наказуемо. И не Господом Богом. Нами. Мы сами себе вредим, в злобе и ненависти ко всему уничтожая в себе все человеческое, устраивая на планете экологические катастрофы, войны, катаклизмы и другие бедствия.
И, как бы это ни звучало кощунственно для кого-то, в такие моменты Господь просто перестает нас защищать, давая нам возможность покаяться и понять важную вещь:
«Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались во грехе». Иоанн Златоуст.
Иными словами, когда Он говорит, что хочет гневом истребить грешников, то на самом деле, этот речевой оборот в библейском контексте означает другое – Господь умилостивляется и примиряется, по словам Ефрема Сирина, «…избранною жертвою кадила, любовью и смирением».
Страшно представить, что с миром стало бы, если бы Создатель по-настоящему разгневался, как это делает крушащий все на своем пути человек-тиран.
Еще о гневе Божием
Итак, похож ли гнев Божий на наш, человеческий? Нет. У Него, справедливого, доброго, любящего, не бывает так, как у нас, людей. Он не злится, не впадает в ярость, не мелочится, не мстит, не теряет самообладания. Его гнев не иррационален, как наш. Это, наконец, не человеческое чувство, которое не присуще Ему по природе.
Отец наш Небесный просто любит нас. И не за что-то, а просто так. Потому что – любит. И его гнев является взвешенным, справедливым ответом на спровоцированное нами и разрушающее мир зло и твердой решимостью, что оно не устоит. Не было бы зла, не было бы и гнева.
Но почему Бог медлит, а не уничтожит зло сразу? Он, в ожидании веры и покаяния от людей, «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию…» (2 Петра 3:9), даруя нам в Сыне Своем благодать и прощение. И терпеливо, не торопя Судный день, ждет.
«Ты, Господи, не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего». Ефрем Сирин.
А мы, лишь только заболеем – рыдаем, ругаемся на Господа, который, по словам святителя Григория Богослова, еще и не начинал:
«До сих пор Бог удерживал еще и откладывал Свой гнев за нас, не возжег еще всей Своей ревности, а только высоко занес руку на нечестивых и хотя натянул и приготовил лук, однако же удерживал его силой и ожидал, пока выйдет наружу вся злоба Юлиана, подобно какому-нибудь злокачественному и гнойному нарыву; ибо таков закон Божия суда: или спасти покаянием, или наказать по справедливости» (Слово 5-е).
А день этот близок. Все события прошлые и нынешние ведут к нему. Гнев Божий может «быстро возгореться», когда придет время Суда (Псалом 2:12), но пока он только предупреждает, давая возможность нам все исправить – до Божьего Суда, который свершится над каждым, до справедливого приговора каждому по грехам.
Что является трагедией современного человечества? Мы заблудились, уничтожая и себя, и окружающий мир. Мы ранены духовно и просто обязаны исцелиться. А для этого стоит лишь обратиться к Нему, живому Спасителю, предлагающему нам каждый день дар мира с Богом.
Бог никого не наказывает: что надо знать о лжеучении
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся…» (Откровение 3:19).
Так сложилось, что мы, в своем падшем состоянии, не до конца принимаем и, главное, неправильно понимаем эту истину – что Бог есть Любовь. Ведь видим в Нем только карающую руку, якобы не по заслугам воздающую нам по нашим плохим делам.
Но сегодня есть и другие заблуждения, хотя они и не новы. Как раньше, так и в наше время были сторонники некого лжеучения о том, что Бог есть Любовь и в Нем нет страсти, поэтому Он никого не наказывает. Что надо знать об этом?
Еще святой учитель Церкви Иоанн Златоуст справедливо осуждал защитников лжеучения, давая понять, Кто это все попустил для спасения людей:
«Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?».
В принципе, на первый взгляд, эти заблуждения могут показаться невинными. Например, вот это – о том, что не Бог, а люди сами себя наказывают. В какой-то степени, да, так и бывает. Даже думать так хочется. Удобно потому что. Можно оправдать себя.
К примеру, несмышленыш, засунувший пальцы в розетку, сам себя наказал. А если что-то плохое содеял, родитель не оставит без наказания – для блага мальца. То есть, речь о том самом «гневе», который спасительный.
Защитники учения ополчились на слово «гнев Божий». Мол, милостивый Господь не гневается. Но могли ли люди сами себя наказать огненным дождем, павшим на Содом и Гоморру, всемирным потопом, или другими бедствиями и катаклизмами? Конечно, нет. Это все – следствие греха, ответ Господа на зло. То есть, действие руки Божией, останавливающей и в наше время зло в тех местах, где царствует идолопоклонство, содомитство и прочие пороки. Ведь любовь не отменяет справедливости и наказания за зло, во имя той же любви. Кого люблю – того и наказываю, справедливо наказываю.
По словам новозаветного святого, Феодосия Печерского, Бог наказывает любую согрешившую страну – голодом или смертью, войнами, засухами или другими бедами. И понятно же, что воздаяние Божие делается во благо согрешающих, к их разумению.
«То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания». Эти правильные слова, говоря о причинах трагедии Руси в начале ХХ века, сказал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
То есть, говоря о любви и гневе Господа, мы должны понимать, что их свойство далеко от того, что мы привыкли понимать под ними. Гневаясь, Бог проявляет любовь к нам, ожидая нашего исправления. Как это сделал бы любой отец с провинившимся ребенком, чтобы, по словам свт. Луки (Войно-Ясенецкого), «…исправить его, чтобы был он чистым, добрым и святым».
Если не будет спасительного гнева Божия, то, по мнению священномученика Владимира (Богоявленского), все начнется с начала. Города снова заживут той же жизнью, что и «до болезни», в храмах будет пусто, а в городе по-прежнему будут царствовать «бесчинные пляски» и «бесстыдные песни». Как это происходит сейчас.
Как не вызвать на себя гнев Божий
Любой православный ответит кратко на этот вопрос. Не грешить. А если и согрешить, так срочно принести покаяние. Несколько расширил и уточнил границы этого ответа святой Силуан, большой молитвенник и подвижник Афонский: «… если бы мир покаялся и соблюдал заповеди, Рай был бы на земле».
То есть, если бы каждый человек принес покаяние и прекратил творить зло, Господу не пришлось бы проявлять гнев Свой, чтобы исправить нас, избавляя от геенны адской. Кто или что может помешать нам не грешить? Никто и ничто. Только мы сами. Ведь это мы, боязливые, слабые духом, робкие и нетерпеливые, невинную кровь проливаем, убивая, в том числе, во чреве неродившихся младенцев, творим «объядение, пьянство и ложь» и другие дела, противные воле Божией, проявляем жестокость, предаем, совершаем другие богомерзкие грехи.
Да, иногда каемся. Но навыкнув к постоянному прощению грехов, приучаемся непростительно грешить дальше. Нам бы воздерживаться, остановить себя на своем пути в бездну и сделать так, чтобы, по словам прп. Исидора Пелусиота, не постигло нас, неблагопризнательных и бесчувственных, Божественное правосудие.
Бог пока долготерпит, ждет. Ибо, как пишет Макарий Великий, благ Он, долготерпение Его к нам велико, особенно если решим «отрезвиться и постараемся всецело обратиться к Богу» хотя бы ради собственного спасения.
Многие библейские истории, преподавая нам нравственные уроки, имеют важное педагогическое значение. И пока мы так легко, ради сиюминутных желаний, отказываемся от даров, уготованных нам Господом, так и будем кивать на Него, упрекая в гневе и отсутствии любви. Отворачиваясь, по сути, от Него, теряя Его и все дальше проваливаясь в пропасть греха.