Бог – Существо неизменное. Неизменны и духовные законы, установленные Им. Но поскольку они являются частью невидимого мира, полнота их понимания, и истинная сущность этих законов была почти недоступна человеческому уму на протяжении нескольких тысячелетий – от изгнания из рая до Воплощения Сына Божьего.
- Вместо предисловия
- Слова Спасителя – несокрушимый фундамент учения о спасении
- Крещение и вера
- Страдания и смерть Мессии ради спасения всякого верующего в Него
- Образ жизни, мыслей и чувствования верующего
- Евхаристическое учение
- Единство Церкви
- Конец времен, всеобщее восстание из мертвых и вечная участь людей
- Некоторые важные мысли из учения святых апостолов
- Апостол Павел
- Апостол Петр
- Апостол Иаков
- Апостол Иоанн Богослов
- Важнейшее из истории защиты православного учения
- Апостольский Иерусалимский Собор
- I Вселенский Собор – Первый Никейский
- II Вселенский Собор – Первый Константинопольский
- III Вселенский Собор – Ефесский
- IV Вселенский Собор – Халкидонский
- V Вселенский Собор – Второй Константинопольский
- VI Вселенский Собор – Третий Константинопольский
- VII Вселенский Собор – Второй Никейский
Вместо предисловия
Весь смысл существования вселенной сводится к спасению человеческой души через познание истины, принятие верующим Христа как своего личного Спасителя, и покаяние в грехах. Именно механизм спасения души и описывают духовные законы.
Господь Иисус Христос научил святых апостолов полноте истины – дарование божественной истины завершилось во время бесед воскресшего Христа со Своими учениками в течение сорока дней перед Его Вознесением. Но верующим были попущены испытания – с самого начала существования Церкви дьявол внушал многим людям, называвшими себя христианами, различные искажения учения Христова, называемые ересями. Возникали также теологумены – частные богословские мнения различных святых отцов. Были и разногласия в толковании Слова Божьего.
Духовенство разных эпох, включая апостольскую, всегда вставало на защиту истины, созывая церковные Соборы, на которых утверждались важнейшие вероучительные определения – догматы, а также каноны – различные правила христианской жизни. И вот уже несколько столетий Вселенская Православная Церковь провозглашает себя обладательницей неповрежденного Христова учения.
Слова Спасителя – несокрушимый фундамент учения о спасении
Самое важное из прямой речи воплотившегося Бога записали святые евангелисты – Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов.
Крещение и вера
Человек не может спастись без веры в Христа как Бога и Искупителя, а также совершения над верующим Таинства Крещения водой и Духом. Самая продолжительная беседа об этом состоялась с Его тайным учеником – фарисеем Никодимом (Ин. 3:1-21).
Также Иисус, незадолго до Своего Вознесения, велел ученикам крестить всех уверовавших в Него (Мф. 28:19, Мк. 16:16).
Спаситель принес на землю полноту истины, поэтому вера в какое-либо иное учение является ложной (Ин. 8:32, Ин. 14:6).
Страдания и смерть Мессии ради спасения всякого верующего в Него
Христос учил о Своей необходимости для спасения людей взойти на крест по воле Небесного Отца все в той же беседе с Никодимом. Когда же апостол Петр захотел отговорить Учителя от крестного подвига, Спаситель ответил ему жестко: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 16:23).
Образ жизни, мыслей и чувствования верующего
Чтобы спасти свою душу, человек должен покаяться – сокрушиться о своих грехах и увидеть себя недостойным своего Небесного Отца (Мф. 4:17), к чему Спаситель призывал во время Своей проповеди. В ходе Своего мессианского служения Господь говорил многим исцеленным Им людям одну и ту же фразу: «Прощаются тебе грехи».
Нагорная проповедь Христа (Мф. 5-7) – это инструкция по достижению верующим святости и духовного прозрения. Тот, кто стал святым, по определению спас свою душу.
В Нагорной проповеди Иисус учил не просто христианскому поведению, а внутренней настройке души, необходимой во время поста, молитвы, свершения добрых дел, в скорбных обстоятельствах и прочих жизненных моментах.
Евхаристическое учение
Для исцеления страстей, полноты внутренней жизни и соединения с Богом, человек должен вкушать истинные Тело и Кровь Спасителя, подаваемые на священных собраниях Единой Апостольской Церкви под видом хлеба и вина (Ин. 6:53-58).
Во время первой в истории Литургии – Тайной Вечери, – Христос лично пресуществил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь (Мф. 26:26-28).
Единство Церкви
Святому Петру, а в его лице и всем христианам, после того как он исповедовал Иисуса Сыном Божьим, Господом было обещано: врата ада не одолеют истинную Церковь Христову, сохраняющую неповрежденную истину, апостольскую преемственность и имеющую ключи Царства Небесного (Мф. 16:15-19). Именно эта Церковь и называется сейчас православной. Через продолжателей апостольского дела – епископов и священников – можно причаститься истинных Тела и Крови Христовых.
Конец времен, всеобщее восстание из мертвых и вечная участь людей
Этот мир прекратит свое существование и преобразится после того, как все люди воскреснут из мертвых, и по результатам Страшного Суда Христова одни навсегда пойдут в вечную муку, а другие в вечное Небесное Царство (Мф. 22:30-32, Мф. 25:31-46, Откр. 21:1).
Некоторые важные мысли из учения святых апостолов
После Вознесения Христова и дня новозаветной Пятидесятницы проповедовать учение о спасении начали уже самовидцы Спасителя, а также апостол Павел, который не был знаком с Христом во время Его мессианского служения, но познал Его в божественном откровении (Деян. 9).
Апостол Павел
Христианскую веру апостолы рассматривали не только как начало духовного пути, но и как состояние души, которое может развиваться – вера может быть слабой, либо крепкой, а, благодаря личным духовным откровениям и чудесам, вера может превратиться в знание. Апостол Павел называет веру именно духовным плодом (Гал. 5:22-23).
Святой Павел учит и о Божьем предузнании каждого христианина для спасения (Рим. 8:28-30). Речь не о фатализме, не о запрограммированности одних людей на спасение, а других на погибель, а о том, что Бог живет в вечности и видит свободный нравственный выбор даже тех людей, которые еще не родились.
Необходимо и постоянное доверие к Богу, даже в самых скорбных обстоятельствах:
«По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим.1:12).
Апостол пишет и о первородном грехе, унаследованном от Адама, и невозможности для человека подавить в себе его действие без духовного соединения с жертвой Иисусовой:
«…как одним человеком грех вошел в мир… так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12-21).
Апостол Петр
Святой Петр в своем учении тоже делает акцент на вере человека и его предузнанности для спасения. Апостол говорил о необходимости для обожения освящающего действия Святого Духа и «окропления» Кровью Иисусовой. Петр велит христианам уподобиться послушным детям.
Возрождение человека, после которого происходит поиск им путей спасения души, по формулировке Петра, происходит благодаря Воскресению Христову (1 Пет. 1).
Святой Петр пророчествовал о появлении в христианской среде лжеучителей, которые будут вводить «пагубные ереси» (2 Пет. 2:1-2). Еретик, по словам Петра, отвергается Спасителя, навлекает на себя погибель и ругается над истиной.
Апостол Иаков
Святой Иаков ради спасения души учит с радостью принимать все искушения, называя их испытанием веры, через которое дается терпение, а оно, в свою очередь, делает душу совершенной. Так спасаемый получает венец жизни, обещанный Богом.
Похоть, по апостолу, рождает грех, а грех рождает смерть (Иак. 1:1).
Иаков учит, что без добрых дел вера становится мертвой, что в сопоставлении со словами Христа, а также других апостолов, означает невозможность спастись (Иак. 2:17).
Апостол Иоанн Богослов
Иоанн Богослов учит, что существуют грехи, не навлекающие на себя погибель души – грехи не к смерти, которые прощаются по молитве Церкви (1 Ин. 5:16)
Важнейшее из истории защиты православного учения
Спаситель говорит о пребывании ума в истине как об одном из важнейших для спасения условий. Святой Петр же, как было сказано выше, пророчествовал о появлении в церковной среде еретиков, которые искажают истину и ведут людей на путь погибели.
Ересью Церковь называет и гносеома́хию – борьбу против познаний христианина духовных и прочих истин. Гносеомахи утверждали (да и теперь в Церкви можно встретить людей с подобным мировоззренческим элементом в душе), что догматы, Писания и их толкования изучать не нужно – нужны только незамысловатая вера и добрые дела. Преподобный Иоанн Дамаскин включил гносеомахию в свой список учений, называемых им ересями, под номером 88.
Чтобы призвать к покаянию ересиархов и еретиков, либо отторгнуть их от церковного общения, а также утвердить божественные истины, Церковь в разные эпохи созывала Соборы духовенства.
Соборы могут быть поместными и Вселенскими – созываемыми по фундаментальным вопросам христианства.
Апостольский Иерусалимский Собор
Апостольский Иерусалимский Собор состоялся во временном отрезке между 49-м и 51-м годом. Апостолы и священники решали спор о том, нужно ли мужчинам, приходящим в христианство из языческой среды, проходить через обряд обрезания, а также вообще о необходимости для христиан-неевреев соблюдения ради спасения закона Моисеева. Собор постановил:
«…угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите…» (Деян.15:28-29).
I Вселенский Собор – Первый Никейский
Собор прошел в июне 325 года в Никее и был созван против александрийского священника Ария, лжеучение которого отрицало божественность Иисуса и Его предвечное рождение от Отца Небесного. Арий и его последователи говорили, что Сын Божий является просто высшим творением.
Собор осудил лжеучение, и утвердил догмат о божественности Христа и Его совечности Богу-Отцу. В Никее тогда составили первые семь членов Символа веры.
II Вселенский Собор – Первый Константинопольский
Прошел в Константинополе в 381 году. Духовенством была осуждена ересь Македония, который некогда был епископом-арианином. Ересиарх утверждал, что Святой Дух – не Бог, не носитель вечного сознания, а сотворенная Богом безликая сила.
Собор утвердил догмат о божественности Святого Духа и Его равенстве и единосущии Отцу Небесному и Сыну Божьему. Символ веры дополнили еще пятью членами.
III Вселенский Собор – Ефесский
Созван в 431 году против Константинопольского архиепископа Нестория, который ложно учил, что Пресвятая Дева Мария родила человека Иисуса, в котором потом поселился Бог. Несторий придумал богохульные термины: он называл Богочеловека Богоносцем, а Богородицу – Христородицей.
Ересь осудили, и утвердили догмат о соединении во Христе двух природ – божественной и человеческой. Постановили исповедовать Христа совершенным Человеком. На Соборе окончательно утвердили Никео-Константинопольский Символ веры и запретили вносить в него изменения.
IV Вселенский Собор – Халкидонский
Созван в 451 году против ереси Евтихия – архимандрита одного из цареградских монастырей. Ересиарх утверждал, что во Христе нет человеческой природы, что вся она была поглощена Божеством. Назвали осужденную ересь монофизитством.
Утвердили христологическое определение: Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек, во всем подобный другим людям, кроме греха. Когда Сын Божий воплотился, человечество и Божество соединились в едином Лице – неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно. То есть, не было и нет в Спасителе отдельного сотворенного «я» человека по имени Иисус – во Христе есть лишь сознание предвечного Бога-Сына.
V Вселенский Собор – Второй Константинопольский
В 553 году осудили опасные сочинения трех епископов, умерших в V веке: Феодора Мопсуетского (одного из учителей Нестория), Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Феодорит был противником учения Кирилла Александрийского. Епископ Ива же в одном из своих посланий оскорбительно высказывался о решении III Вселенского Собора по ереси Нестория. Известно, что из троих епископов перед смертью не раскаялся только Феодор Мопсуетский.
На Соборе подтвердили осуждение Нестория и Евтихия.
VI Вселенский Собор – Третий Константинопольский
В 680 году осудили ересь монофелитов – еретиков, утверждавших, будто во Христе есть только одна воля – божественная. Борьбу с заблуждением возглавили Иерусалимский патриарх Софроний и цареградский монах Максим Исповедник.
На Соборе определили признавать во Христе не только два естества, но и две воли – божественную и человеческую. Была утверждена догма, что человеческая воля Спасителя покорна воле Божьей.
VII Вселенский Собор – Второй Никейский
В 787 году осудили иконоборческую ересь, которая появилась за 60 лет до созыва Собора при царе Льве Исавре. Император желал облегчить принятие мусульманами христианства, поэтому запретил почитать святые иконы. Его сын Константин Копроним и внук Лев Хазар, также бывшие царями, продолжили нечестивую традицию предка. Собор постановил почитать святые иконы, равно как и образ Креста Господня.
Но еретики и гонители не успокаивались – после Собора церковная смута продолжалась еще 25 лет.
В 842 году состоялся поместный Константинопольский Собор, на котором окончательно утвердили иконопочитание, и в первый день Великого поста учредили церковный праздник Торжества Православия.