История и жизнь Дивеевского монастыря

История Церкви

Это небольшое сельцо в Нижегородской области притягивает к себе как магнит. В любую пору и погоду текут сюда людские потоки из самых отдаленных уголков планеты, только бы помолиться на тропе, по которой ступали стопочки Царицы Небесной, прикоснуться к святыням, окунуться в святые источники, вкусить духовной пищи и увезти с собой молитвенный настрой и благодать.

Если в Дивном Дивееве, поражающем своей простотой и какой-то своей красотой, местных редко увидишь, то паломников заметишь сразу. Их много. Они везде. И всегда спешат, стараясь не потерять ни секунды, обследовать каждый уголочек Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря – великой православной святыни, единственной женской лавры в мире, чья история не оставляет никого равнодушным.

История и жизнь Дивеевского монастыря

Как и с чего все начиналось

В середине XVIII века в Нижегородской губернии случилось архиважное для всей православной России событие. В Дивееве началось создание женского монастыря, чья история берет начало с далекого 1767 года.

По преданию, место для Четвертого Удела Царицы Небесной на земле, «вслед за Иверией, Афоном и Киевом», избрано было не по воле человека, а по воле и указанию Божией Матери, которую Она открыла первоначальнице будущей женской обители, преподобной Александре.

Видение вдове

Богатая помещица Агафья Семеновна Мельгунова, тонко воспитанная и образованная женщина, решив после смерти мужа жить в чистоте, стала в 1758 г. инокиней Александрой Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря.

В тонком сне ей было явление Борогодицы, велевшей идти в Саровскую пустынь и образовать обитель, равной которой не было, нет и не будет. Вдохновленная обещанием Царицы Небесной стать опорой и надежным прибежищем и одобрением отцов Киево-Печерской лавры, женщина послушно отправилась в дальний путь.

Казанская сестринская община

Выполняя наказ Пречистой, Александра в 1773 г. начала строить на месте явления Пречистой Казанский храм, а рядом устроила скромную женскую общину, назвав ее Казанской. Забыв о знатном происхождении, подвижница выполняла любые работы, вела крайне суровую жизнь, пребывая в посте и молитве, управляя насельницами в духе кротости.

Усилиями матушки было много сделано, в том числе для организации духовной жизни сестер, собравшихся вокруг нее. Духовное руководство немногочисленной общиной монахиня доверила старцу Саровской обители, отцу Пахомию, положившему в основу жизни опекаемых им инокинь очень строгий Устав своего монастыря.

Предчувствуя свой скорый уход, монах просил молодого и скромного, высокой веры и духовности Серафима Мошнина не оставлять сестер. И молодой иеродиакон сдержал слово, только не сразу. Он принимал осиротевших дивеевских послушниц, но посвятил свою жизнь пустынножительству, безмолвию, столпничеству, затворничеству и другим монашеским подвигам. И только потом приступил к выполнению обещания, данного отцу Пахомию, и очень важного поручения.

История и жизнь Дивеевского монастыря

Мельничная сестринская община

По преданию, в 1825 г., Верховная Игумения Дивеевская дала Серафиму Саровскому важное повеление – создать рядом с храмом Казанской Ее иконы новую девичью общину, в состав которой вошли бы и сестры из общины матери Александры, и передала ему на словах правила и устав, которые еще никто из монахов не знал.

С закладки камня на строительство мельницы для сирот 22 декабря 1826 года началась история новой девичьей общины, Мельничной, первоначальницами которой стали Прасковья Шаблыгина (монахиня Пелагия), Ксения Потехина (монахиня Клавдия), Александра Булгакова и др.

Через семь лет в 19-ти кельях подвизались чуть более 70 сестер. 

Вот так и стал будущий Саровский чудотворец первым духовником дивеевских сестер, удаленным благоустроителем (если можно так сказать, ведь он занимался всем, не покидая Сарова) небольшой общины, положившей начало известному всему миру монастырю, а потом и второй, Мельничной, в которую отселил девиц от вдов. Ему предстояло не только возвести две церкви – во имя Рождества Христова и Рождества Божией Матери – но и отрыть ров с валом вокруг монастыря, поручить попечение о сестрах надежным людям.

Обе общины, жившие в мире и согласии, были объединены в 1842 г. (через 9 лет после преставления отца Серафима) в одну, названную женской Серафимо-Дивеевской.

Преобразование в монастырь

Объявление о преобразовании объединенной Дивеевской женской общины в третьеклассный общежительный Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь было сделано Указом Святейшего Синода через 19 лет после объединения.

История и жизнь Дивеевского монастыря

Жизнь обители в новом статусе

Первой наместницей монастыря назначили игуменью Марию (в миру – Елисавета Алексеевна Ушакова), за годы управления которой монастырь в архитектурном плане стал примерно таким, каким сейчас его все видят.

За сорок с лишним лет усердиями матушки было построено несколько храмов, в их числе: Трапезный храм в честь святого князя Александра Невского; Троицкий собор; Игуменский корпус с храмом Марии Магдалины; колокольня (а еще, по преданию, построены были приют для детей, богадельня, гостиница); несколько десятков корпусов для послушаний и жилья насельниц, которые, не прекращая молитвы, трудились во благо монастыря.

Монахини, зарабатывая себе на пропитание, выполняли много разных работ – рукодельничали, занимались фотографией и метахромотипией; резали по металлу, гравировали на жесть, дерево и камень картины, переплетали книги и т.д. А еще обеспечивали себя всем необходимым – одеждой, продуктами питания, овощами, фруктами, зимними заготовками, хлебом и т.д. Также ухаживали за тяжелобольными и престарелыми сестрами, живущими в богадельне, за приютскими сиротками.

К началу ХХ века обитель, владевшая вне ограды гостиницами, конным двором, домами для священнослужителей и т.д., превратилась в крупнейшее иноческое общежитие, где паломники с радостью наблюдали за тем, как сестры буквально дышали преподобным.

В 1904 г., после кончины игуменьи, ее место заняла монахиня Александра Траковская, которая и стояла у руля до закрытия обители, которое предрекал преподобный.

Разгон монастыря

В 1917 г. в обители, которая достигла небывалого расцвета, подвизались 270 монахинь и 1474 послушницы. В этом же году, отняв у монастыря земли, хозяйства и хутора, его преобразовали в трудовую артель, и сестры вынуждены были работать за паек. Несмотря на искушения, в храмах отправлялись службы, и сюда (до 1927 г.) продолжали приезжать паломники.

В 1927 г., как и предрекал батюшка Серафим, монастырь был разогнан в недельный срок. Многие сюда так больше и не вернулись, рассеявшись по округе. Игумения, живя в Муроме с близкими сестрами, хранила дивеевские святыни, в том числе батюшки Серафима любимую икону Божией Матери «Умиление».

Несмотря ни на что, сестры, даже в годину хрущевских гонений, собирались на молитву у заезжих батюшек, не прекращали монашескую жизнь, принимали монашеские постриги. А их арестовывали, сажали за решетку, расстреливали… Так было до 40-х годов.

История и жизнь Дивеевского монастыря

Возрождение церковной жизни

Оно началось в Дивееве в 1988 г., когда прихожане нового церковного прихода купили деревянный дом над Казанским источником и начали его перестраивать под закрытый в 1937 г. храм Казанской иконы Божией Матери (имеет статус памятника архитектуры федерального значения). Он был освящен в 1989 году. В следующем году был совершен чин освящения Троицкого собора Дивеевской обители, переданного обители годом раньше.

Настоящее же возрождение монашеской жизни в монастыре началось после принятия Священным Синодом соответствующего решения о возобновлении монастыря. Это событие и посвящение в сан игумении монахини Сергии (Конковой) совершилось в 1991 г. А через 10 дней сестры-насельницы и паломники радостно и с трепетом встречали святые останки своего духовного покровителя. Обретенные летом 1903 года в Сарове и открытые для почитания мощи великого русского святого, как он сам и предсказал при жизни, покоятся в Троицком соборе.

Второе обретение после утраты в эпоху Советов состоялось 15 января 1991 г. В 2003 году Православная Церковь праздновала столетие прославления святого. А в 2004 г. его святые мощи были перенесены в Дивеево. 

В 2008 г. Православная Церковь учредила Собор Дивеевских святых (отмечается 27 июля), в состав которых вошли 19 подвижников – святителей и преподобных, блаженных и новомучеников, мощи восьмерых из которых покоятся в монастырских церквях.

История и жизнь Дивеевского монастыря

Монастырь сегодня

При матушке Сергии все, что было разорено коммунистами, было восстановлено. Церкви отреставрировали, все здания отремонтировали и построили новые, возвели Благовещенский собор, завещанный преподобным, создали Святую Канавку с валом, более 20 скитов (Кутузовский – в селе Кутузовка, Никольский – в селе Автодеево и др.) и подворий, и т.п.

Сегодня монастырь представлен 19-тью скитами, подворьями с действующими в них 36 храмами и 82 престолами. В большой монастырской семье подвизается, по разным сведениям, более пятисот сестер, живущих своим особым ритмом.

В духовном плане, как рассказывает игумения Сергия, тут восстановлено все, как было в Старом Дивееве. Ранний подъем, молитва, полунощница, псалмы с поклонами, молебен с акафистом любимому батюшке, а потом – литургия. В другие дни с утра у сестер – послушания. Потом после вечерней трапезы – молитва на Канавке, после которой – вечернее правило в храме.

История и жизнь Дивеевского монастыря

Дивеевские храмы и святыни

Святынь, святых мест и реликвий в обители много, и они все разные, со своей историей. Это, конечно же, храмы и прекрасные величественные соборы (кстати, выстроенные по чертежам и в одну линию) с 41 престолом, со святыми мощами и почитаемыми иконами.

Паломники стремятся посетить каждый храм и собор. Это, в первую очередь, главный, пятипрестольный Троицкий (где почивают мощи батюшки Серафима), частично разрушенный после разгона и восстановленный в 1990 г.; Спасо-Преображенский, построенный в 1916 г., но освященный из-за революции только в 1998 г. Непростая история и у Казанского собора, надолго превращенного в склад в годы забвения и переданного обители только в 1992 г. И, конечно же, Благовещенский – завещанный самим преподобным, построенный в наше время и освященный уже Святейшим Патриархом Кириллом. Вокруг этого собора и пролегает Канавка.

В храмах находятся иконы Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи из келлии преподобного; другие иконы и реликвии; мощи тех, кто, нес тяжкий подвиг молитвы или юродства, преподает нам, людям XX в., великие уроки веры и благочестия (блаженные старицы Пелагея, Параскева, Мария, преподобноисповедницы Матроны), и другие святыни. 

Паломники преклоняют колена перед разбитым в годы закрытия обители камнем, на котором столпничал Серафим Саровский. 

Рядом с часовней есть специально устроенное место, где можно взять с собой землицы на память о месте, где, по словам святого Серафима, «и Афон, и Иерусалим, и Киев», и где человек получается благословение.

На территории монастыря работают музеи: дом-музей Паши Дивеевской (блаженной Параскевы) и музей истории обители ХХ века, где, кроме архивных документов, старинных икон и других реликвий, можно увидеть личные вещи преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 

Самой почитаемой, после мощей батюшки Серафима, является Святая Канавка.

Святая Канавка

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» – Серафим Саровский.

Людская река течет и течет… Это место – особенное. Здесь никогда не бывает пусто. В полной тишине ее по нескольку раз на дню обходят насельницы. Да и уважающий себя паломник не уедет, пока не пройдется с четками, проговаривая за один круг 150 Богородичных молитв «Богородице Дево, радуйся». 

История и жизнь Дивеевского монастыря

История создания

«О Канавке говорил мне батюшка, да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли!» – сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина). 

Окопать обитель в конкретных размерах и создать вал из вынимаемой земли, начав с места за алтарем Преображенского собора, распорядился преподобный Серафим, по велению Матери Божией, Которая, по его словам, тропу эту Сама «обмерила пояском» для защиты от сатанинских сил.

Почему-то насельницы дело делали неспешно. И тогда, по преданию, преподобный, перенесясь к ним духом, сам занялся обустройством Святой Канавки, не покидая своей обители. Это чудо случилось незадолго до праздника Святой Троицы, в 1829 г.

История и жизнь Дивеевского монастыря

Потрясенные сестры с воодушевлением взялись за работу: окапывали обитель до самой кончины своего покровителя, и даже в зимние месяцы, по его воле, работа не прекращалась. Только к Рождеству Христову 1833 г. непростые работы были завершены.

По словам священномученика Серафима (Звездинского), Канавка не сразу обрела надлежащий вид, а по закрытии обители в 1927 г. часть ее вообще была засыпана землей, взятой из вала. А еще серьезнее святое место пострадало после войны. Но Святая Канавка продолжала восстанавливаться, и к празднованию столетнего юбилея прославления преподобного Серафима Саровского была практически полностью вырыта и благоустроена.

Тот вид, который мы наблюдаем сейчас (а священное сооружение восстановили точно в тех размерах, что и полагал Серафим Саровский – с длиной по оси в 775 метров), оно обрело в 2006 году

Возвращение благочестивых традиций

Традиция ежедневного обхода Святой Канавки, когда сестры, во главе с игуменией и с иконой Божией Матери «Умиление», совершают обход территории монастыря, обрела вторую жизнь лишь 1 января 1992 г.

С 27 апреля 1995 г. вернулась еще одна прекрасная традиция – прохождение после поздней литургии крестным ходом на Светлую седмицу, по воскресеньям до отдания Пасхи, в день памяти преподобного (15 января) и в другие значимые даты.

Значение Канавки

«Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!» (Серафим Саровский).

Тысячи людей по нескольку раз приезжают сюда, в духовный центр монастыря, но их цель – не просто прогуляться по святому месту, а духовное паломничество. Ведь каждый, идя по тропе, творит в сердце молитву, вознося ее Небесной Заступнице и за тех, кто сейчас живет, и за тех, кто упокоился.

Нет ничего удивительного в том, что люди отовсюду едут сюда со своими проблемами. Знают сначала по рассказам других, потом и на собственном опыте, что помощь Царицы Небесной бывает скорой, а душа тут отдыхает, восполняя свои духовные силы. Поэтому, произнося эту молитву, обходят Канавку не раз, и не дважды.

Святые источники

Их тут около 30. И каждый со своей историей чудесных исцелений, которые бывают ежедневно. Это, прежде всего, источник преподобного Серафима Саровского, что в поселке Цыгановка (16 км от Дивеева), а также дивеевские источники во имя икон Богородицы «Казанская», «Умиление» и «Иверская», в честь преподобной Александры Дивеевской, великомученика и целителя Пантелеимона и пр.

История и жизнь Дивеевского монастыря
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.