Преподобный Иосиф Исихаст — монах-афонит, безмолвник и пустынножитель современности, известен также как Молчальник, Спелеолог или Пещерник. С его именем связывают начало духовного возрождения Святой горы: ученики старца возродили многие монастыри Святой горы, — отец Иосиф стал игуменом монастыря Ватопед, отец Харалампий — игуменом монастыря Диосиниат, отец Ефрем Филофейский основал в Америке 19 монастырей. В лике святых старец Иосиф был канонизирован 20 октября 2019 года. Память его совершается 29 августа.
О блаженном старце Иосифе Исихасте сегодня не слышал, наверное, только ленивый. Теплые и живые воспоминания о преподобном изложил архимандрит Ефрем Филофейский (Аризонский) в книге “Моя жизнь со старцем Иосифом”. Те, кто читал книгу, навсегда сроднились со старцем Иосифом и его учениками, кто-то изменил образ жизни и мышления, кто-то, пусть на краткое время, но все же задумался о своей участи в Вечности. Но самое главное — книга многим подарила радость встречи с Христом.
Если воспоминания о старце так благодатны, то насколько же благодатен был он сам? Каков же тогда Иисус, так преображающий смертных и грешных людей?
- Житие, подвиги и ученики преподобного Иосифа Исихаста
- Личность старца
- Детство и юность
- Афон
- Первые искушения и посещения благодати
- Встреча с отцом Арсением
- Совет старца Даниила Катунакского
- Жизнь в Катунаках со старцем Ефремом
- Обретение духовника — старца Даниила
- Друг и сподвижник отец Арсений
- Возле скита Малой Святой Анны
- Отец Иосиф — строгий педагог
Житие, подвиги и ученики преподобного Иосифа Исихаста
Личность старца
Благодаря Ефрему Филофейскому, старец Иосиф предстает перед нами не суровым непостижимым отшельником, а живой личностью со своим характером и отличным чувством юмора. Впечатления учеников преподобного Иосифа Исихаста от соприкосновения с личностью старца исполнены радости и благодарности Творцу. Они позволяют нам увидеть деятельный аскетизм, стать свидетелями безмолвия в современном мире, и вдохновляют на подвиг ради жизни во Христе.
Увидев жизнь монашеской общины отца Иосифа изнутри, мы, нерадивые, прикоснулись к центру и средоточию жизни Человечества — в нищете и простоте совершаемая молитва возводила братию общины на небо, и благодать, излившаяся в их сердца, даровала надежду и нам, современным людям, прикоснуться ко Христу.
Определяющими чертами старца Иосифа были мужественность и решимость, дисциплинированность и готовность к самоотречению. Преподобный говорил своим ученикам, что в молодости у него были сердце и сила, как у молодого льва.
Сейчас старец Иосиф причислен к лику святых, его память совершается 29 августа. А в годы своего подвижничества он претерпел множество искушений. Он был слишком непохож на других — очень горячий, ревностный, по нашим понятиям — невероятно талантливый монах. Афон того времени не соответствовал устремлениям подвижника, дух которого желал созерцания и соединения с Богом.
Искушения отца Иосифа происходили от его неопытности, отсутствия учителя, излишней горячности. Однако, имея мужество и решимость, он не отчаивался, продолжая строго подвизаться, чтобы сохранить полученную благодать.
Много огорчений и душевной боли подвижнику приносили отцы-афониты. Преподобного обвиняли в прелести, и он, зная, что невиновен, искал причину в себе, и старался убедить себя, что правы его обвинители.
Детство и юность
Будущего преподобного в миру звали Франциск. Он родился 12 февраля 1897 года. Родители старца, Георгиос и Мария, были благочестивыми людьми, и воспитывали своих шестерых детей в христианской вере. Отец Франциска рано умер, и парень вынужден был прервать учебу и зарабатывать на хлеб.
Мать преподобного отличалась особой простотой, усердно ходила в церковь. О том, что Франциск станет монахом, она знала с самого рождения сына: в видении роженица видела ангела, который, распеленав младенца, хотел забрать его с собой. Когда мать воспротивилась этому, ангел показал имя мальчика, записанное в списке и вместо сына оставил ей красивый крест.
Об этом своем видении мать рассказала, когда стало известно, что Франциск уехал на Святую гору.
После службы в армии Франциск занялся торговлей, и преуспел в этом деле. В возрасте 23 лет он увлекся чтением духовных книг. Огромное впечатление на него произвели жития святых, в особенности жизнеописание отцов-безмолвников.
Чтение житий святых пробудило в душе юноши ревность о подвигах. Он уезжал в предместье Афин, и подражал житию подвижников — совершал бдение, постился, проводил ночи, стоя на дереве, подобно древним столпникам.
В Афинах ему удалось познакомиться с отцом-афонитом, вместе с которым Франциск отбыл на Святую гору, чтобы последовать примеру древних подвижников.
Перед отбытием Франциск продал все, что имел, раздал деньги родственникам и нуждающимся.
Афон
Прибыв на Афон, Франциск остановился в общине старца Даниила Катунакского. Юношеская горячая ревность не дала Франциску задержаться у старца Даниила. Он хотел самого строжайшего подвижничества в глухих и суровых местах Святой горы, чтобы достичь безмолвия, и ради этого покинул преподобного Даниила Катунакского. Однако память о святом, прекрасно образованном и добром старце, сохранил на всю жизнь, нередко вспоминал его в беседах с учениками.
В то время на Афоне, в Катунакской пустыни, подвизался старец Каллиник, о котором ходила молва, как о строгом подвижнике и безмолвнике. К нему и отправился Франциск, чтобы узнать, как положить начало подвигу молчания и пустынножительства. Несмотря на несомненную духовность и щедрые дары Духа, старец Каллиник никому не передавал свои знания. Не стал учить искусству Иисусовой молитвы и Франциска, сказав юноше, чтоб тот позаботился об этом после смерти старца.
Первые искушения и посещения благодати
К разочарованию Франциска, Святая гора оказалась не такой, как он себе представлял. Странствуя по Афону, Франциск не мог найти, с чего следует начать, как приступить к Иисусовой молитве. Как потом рассказывал старец Иосиф своим ученикам, в то время он пролил очень много слез.
В поисках вожделенного безмолвия Франциск отправился в Виглу. Сюда его привлекла уединенность местности. Из неопытности и сильной ревности Франциск не мог поверить в то, что на современном Афоне нет настоящих подвижников — молитвенников, занятых лишь созерцанием. Он надеялся найти духовника, и поэтому хотел пожить без старца, чтобы иметь возможность выбрать наставника по духу. У одного старца Франциск попросил разрешения временно поселиться в одной из здешних келлий и отблагодарил его за гостеприимство небольшой суммой денег.
Старец не сдержал договор, и стал относиться к юноше, как к своему послушнику, поручал ему послушания и грубо к нему относился.
Франциск пережил немало оскорблений и от других монахов, проживающих неподалеку. Он со слезами спрашивал у Господа, почему Он его оставил, почему Он не пошлет ему помощь от людей. В один из дней старец особенно уязвил Франциска, тот ушел помолиться, и пролил много слез, — “я никогда не плакал так много, как в тот день”, — рассказывал старец Иосиф ученикам. Внезапно Франциска озарил свет, и он почувствовал, как его сердце переполняет радость и любовь ко всему живому. Божественное посещение длилось довольно долго, начало вечереть. После его окончания Франциск ощутил, как в его сердце четко и размеренно совершается молитва. Сам юноша был как бы объят светом, и мог только восхищаться и наблюдать это чудо со стороны. Это явление благодати не оставляло юношу долгое время, а сердечная молитва с тех пор не покидала его сердце до самой смерти.
Встреча с отцом Арсением
Покинув Виглу, Франциск стал скитаться по пещерам и пустынным местам, строго подвизаясь, чтобы сохранить молитву в сердце. Франциск делал метлы и приносил их в Великую Лавру и другие монастыри, где ему давали еду. Спустя год скитаний, на праздник Преображения, он встретил отца Арсения, который был уже пострижен в Великую схиму, и был старше на 10 лет. С тех пор отцы не разлучались. Отец Арсений также желал безмолвия, но не решался на этот подвиг в одиночестве. Услышав о молодом подвижнике, желающем избрать путь безмолвия, отец Арсений стал искать встречу с ним, и так состоялась встреча братьев по духу в праздник Преображения.
Достигнув согласия между собой о распорядке жизни, братия обратились к старцу Даниилу Катунакскому за благословением и советом, как и с чего следует им начать свои подвиги, чтобы не впасть в прелесть и иметь благодать от благословения старца и его молитвы в защиту от искушений.
Совет старца Даниила Катунакского
Духовно опытный старец Даниил дал свое отеческое наставление отцу Арсению и Франциску: подчиниться любому старцу, каким бы простым он не казался.
Отец Даниил сказал, что похоронив своими руками старца, они унаследуют Божие благословение, которое будет направлять их к духовному преуспеянию.
Строгий совет старца и ревность о правильном пути заставила подвижников принять это напутствие и последовать ему.
Жизнь в Катунаках со старцем Ефремом
Получив благословение отца Даниила, подвижники скоро открыли для себя старцев Ефрема и Иосифа, братьев по плоти, албанцев по происхождению. Старцы были учениками Никодима Диосиниата, безмолвника и духовного писателя, довольно известного в те годы. Отец Никодим из божественной ревности отказался от руководства монастырем Диосиниат и поселился отдельно, построив себе каливу и небольшой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Ремеслом старца Ефрема было бондарство — изготовление деревянных бочек. Старец Ефрем был очень молчаливым, добрым и спокойным человеком Он очень радовался целеустремленности своих учеников, и той готовности, с которой они подвизались. Ради них старец упорядочил устав своей каливы, так, чтобы уменьшилось празднословие и объем физического труда, который препятствовал сосредоточению и молитве. Иногда все же установленный порядок нарушался посторонними, и тогда отец Ефрем скорбел, но не мог из стеснительности сделать замечание посетителям.
Были и другие препятствия к сохранению вожделенного безмолвия. Через двор их каливы издавна пролегал путь всех окрестных жителей, следующих в Катунаки и обратно. Ремесло старца, бондарное дело, также привлекало в каливу множество народа, особенно перед сезоном сбора винограда. Еще одна причина нарушения безмолвия — добровольная мобилизация молодых монахов для подготовки и проведения праздников. Постоянная суета и вторжение посторонних в каливу нарушало уклад жизни и препятствовало молитве, что очень болезненно переживали и Франциск, и отец Арсений.
Так община старца Ефрема приняла решение перебраться в скит Святого Василия, который находился в безлюдном месте.
Старец Ефрем в скором времени умер, и отцы Иосиф и Арсений, похоронив его, смогли предаваться молитве и вести беспопечительную жизнь. Зимой они оставались в своих кельях, построенных при отце Ефреме, а в другое время года подвизались на вершине горы Афон и путешествовали по ее склонах, безуспешно стараясь обнаружить какого-либо подвижника, чтобы узнать больше о созерцании. Отец Иосиф был искусным резчиком по дереву, но не занимался своим ремеслом, чтобы избежать рассеянности. Когда у подвижников заканчивалась еда, они приходили в Лавру за сухарями, которые им давали бесплатно.
Бдение отца Иосифа длилось 6 часов после захода солнца, ел он один раз в день за 3 часа до захода солнца, и вся его еда была сухари и овощи или плоды. И этот скудный рацион отец Иосиф сокращал во время блудной брани до 70 граммов сухарей в день.
Это время оказалось очень трудным для отца Иосифа, полным искушений. Несмотря на целомудрие монаха, воспитанного в простоте и благочестии, он был искушаем блудным бесом, и эта борьба велась 8 лет. В самые трудные моменты Господь укреплял отца Иосифа посещениями благодати.
Обретение духовника — старца Даниила
Поиски духовника отцами Иосифом и Арсением не прекращались — в своих исканиях подвижники обходили все пещеры и места, где ранее подвизались отшельники. Здесь, в окрестностях Великой Лавры, в келлии преподобного Петра Афонского, жил отшельником старец Даниил. Старец никого не посещал, и сам почти не принимал посетителей. Каждую ночь он молился, незадолго до полуночи читал Псалтирь и в полночь он совершал литургию. Едой его были бобы без масла один раз в сутки. Несмотря на то, что отцы Арсений и Иосиф много раз искали духовной беседы с ним, он, боясь тщеславия, не спешил поучать никого. К тому же, старец Даниил по природе был молчаливым и скромным человеком. Отцы часто приходили к старцу. Отец Иосиф в то время очень похудел и изнемог от усиленного поста. Борясь с блудными помыслами, он наносил себе побои палкой, и тело его было синим от ударов.
В 1930 году отец Иосиф покинул Афон для того, чтобы совершить постриг над матерью и устроить женскую обитель. Возвратился он в 1933 году.
Друг и сподвижник отец Арсений
Отцы Иосиф и Арсений имели между собой любовь Христову. Ученики почитали обоих аскетов своими старцами, хотя, несомненно, старшим и главным был отец Иосиф. Отец Арсений смягчал жесткие методы воспитания, которые применял преподобный к своим ученикам, был готов ободрить и утешить. Отец Иосиф любил подшутить над отцами общины, и отец Арсений не избежал его шуток, но был очень простым, и все принимал просто, ничем не уязвляясь.
Еще в те времена, когда старцы монашествовали вдвоем, отец Арсений, несмотря на то, что был старше, и раньше пострижен в схиму, просил отца Иосифа оказать послушание и быть старцем в их маленькой общине.
Возле скита Малой Святой Анны
Привлекаемые светом Божественной благодати и живым духовным опытом отшельников, в скит Святого Василия зачастили посетители, что нарушало уклад общины и безмолвие, и отцы приняли решение переселиться в другое место, где их не знают.
Сподвижники избрали труднодоступное место неподалеку Малой Святой Анны, где наскоро построили церквушку во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Для себя из глины и прутьев построили небольшую каливу, которую разделили на три части — келлии для отца Арсения, отца Иосифа и священника, приходившего к ним служить. Служил в общине старца Иосифа Исихаста отец Ефрем Катунакский, который духовно окормлялся у преподобного, хотя формально имел другого старца.Несмотря на внешнюю убогость этого жилища, оно благоухало розами, и старец Иосиф говорил, что так пахнет имя Христово.
В эту общину время от времени приходили послушники, но многие из них не умели смиряться, не готовы были к послушанию, что очень ранило старца Иосифа. Постепенно вокруг старца собрались ученики, которые позже распространили духовный опыт старца Иосифа по всему миру. Учеником преподобного был его родной брат Афанасий, а также отец Иосиф Ватопедский. Янанис Мораитис, будущий отец Ефрем Филофейский, пришел к старцу Иосифу в 1947 году, вместе с Иосифом Ватопедским. В 1950 году к общине присоединился старец Харалампий, который позже стал игуменом монастыря Диосиниат.
Отцы Иосиф Ватопедский и Ефрем Филофейский часто вспоминали, какую невообразимую благодать ощущали они в годы жизни со старцем, несмотря на тяжелый устав, скудость рациона и труднодоступность тех мест. Эта жизнь сравнима лишь с беспопечительным детством, да и то, лишь отчасти.
В последние годы жизни Иосиф Исихаст много болел, но не позволял привести врача, отказывался от лекарств. Старец был убежден, что человек, став монахом, должен быть готовым к смерти ежесекундно. У него болел желудок, появилась сердечная недостаточность и водянка, из-за которой образовался большой живот. Лишь когда преподобный совсем занемог, разрешил отцам немного ухаживать за ним.
О своей смерти старец был извещен заранее, и ожидал смерти. Он умер в 1951 году, 29 августа, как ему обещала Пресвятая Богородица.
Отец Иосиф — строгий педагог
Методы, которые применял Иосиф Исихаст к своим ученикам, могут показаться жестокими: он был очень строг в отношении соблюдения Типикона, и не делал никаких поблажек. Старец был очень дисциплинированным внутренне, и эту дисциплину воспитывал в своих учениках. Преподобный муштровал отцов, зная, насколько важно именно в начале духовного пути не проявлять слабость и себялюбие, не жалеть себя, не робеть.
За строгостью старца Иосифа скрывались любовь и доброта, он, как мог, утешал и ободрял отцов, и открыл им сладость молитвы. Аминь.