При жизни его называли Новым или Вторым Моисеем. 40 лет прожив в пустыне в полном молчании, посте и покаянных слезах, он, призванный к игуменству в 75 лет, умело управлял монастырем. Его перу принадлежит крупное духовное произведение, по названию которого и получил известное всему миру прозвание. Правда, почитание христианского богослова и византийского философа установлено сравнительно недавно.
Однако то, что преподобного стали почитать только с XIV века, не принижает его достоинств. Напротив, этот факт лишь подчеркивает непреходящую значимость духовного наследия и славу великого подвижника и наставника в благочестии. В четвертое воскресенье Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника.
- Биография святого: кто и о чем писал его житие
- Когда и где родился преподобный
- Кем могли быть его родители: возможная история семьи
- Почему можно думать, что преподобный Иоанн – это и есть Лествичник
- Монашество
- Образ жизни
- Примеры проявления любви
- Завистники
- Как преподобный спас ученика своего
- Молитва святого Иоанна и бес блуда
- Избрание игуменом и кончина
- Кончина
- Лествица
- Цель творения и значение
- Почитание
- Иконография
Биография святого: кто и о чем писал его житие
Не в пример Симеону Новому Богослову, из чьих творений можно практически все узнать о нем самом, у Иоанна Лествичника с фактами не так хорошо. Жизнеописание, составленное иноком Раифской обители, Даниилом, другом игумена Синайского, лишено деталей.
Историки пишут и о том, что имеется еще некая информация о жизни Иоанна Лествичника, якобы оставленная потомкам его анонимным учеником. Она несколько дополняет рассказанное Даниилом.
Зато святой Иоанн написал много историй о других подвижниках, о которых узнал во время отшельничества или путешествий по монастырям. Их, безымянных, часто изображают и на иконах «Видение лествицы» или «Лествица», написанных для иллюстрации его богословского труда.
Когда и где родился преподобный
Об этом точно не знали даже те, кто с ним подвизался, и его жизнеописатели. Все, что известно о его младых летах, так это, во-первых, место рождения. И это был, согласно преданию, град Константинополь. А еще известна предположительная дата появления на свет – 525 г. или 579 г., и год кончины – 605 или 649-й.
Практически ничего неизвестно и о родителях. Можно разве что догадываться о том, что это были люди очень благочестивые – дав сыну в юности достойное образование, они вырастили из него подвижника, показавшего потомкам через века высокий пример жизни, исполненной аскезы, постничества и молитв.
Кем могли быть его родители: возможная история семьи
Есть мнение некоторых историков по поводу того, что преподобный Иоанн был одним из сыновей преподобных Ксенофонта Константинопольского и супруги его Марии, прославленных в лике святых. Вот кратко об этой истории, описанной в Четьях-Минеях в день памяти этих святых.
Ксенофонт и Мария, будучи знатной семьей вельмож, не кичились положением своим, а принимали нищих, творили добрые дела. Они и сыновей Аркадия и Иоанна воспитали в том же духе. Когда те учились в Берите (ныне – Бейрут, Ливан), отец тяжко заболел и исцелился по молитве сыновей, которых мать призвала с ним попрощаться. Ксенофонт, оправившись от болезни, отправил сыновей доучиваться.
Но во время плавания сильная буря разнесла судно в щепки. Братья чудом спаслись. Но, прибитые волной в разных местах к берегу, разлучились. Скорбя друг о друге, Иоанн и Аркадий (взял имя Георгий при постриге) стали монахами палестинских монастырей.
Безутешные родители считали сыновей погибшими и оплакивали их, но, не теряя надежды, решили заняться поисками. Побывав на Святой Земле, супруги таки увидели своих мальчиков, хотя и не сразу узнали в строгих подвижниках-монахах сыновей.
Прозорливый старец, к которому обратились отец и мать (а он-то, по преданию, и постриг во монахи одного из братьев), по воле Божией свел их с сыновьями. Семья раздала имущество бедным и, по благословению старца, ушла в монастыри. Иоанн с братом удалились в пустыни.
Со временем, как пишет предание, семья была одарена Богом благодатными дарами прозорливости и чудотворения, и причислена к лику святых. День памяти преподобных Ксенофонта и Марии Церковь празднует 8 февраля (26 января по старому стилю).
Почему можно думать, что преподобный Иоанн – это и есть Лествичник
Да, есть такие предположения, что сын святых Ксенофонта и Марии, который – Иоанн, это и есть преподобный Иоанн Лествичник. Так было, как рассказано в кратенькой истории, или нет, мы не знаем. Но версия эта выглядит весьма правдоподобно.
Хотя бы потому, что, во-первых, у Иоанна был брат, Георгий (ученые полагают, что Аркадий при пострижении в монахи стал называться этим именем). Во-вторых, как утверждают агиографы, высокое образование выдает в Иоанне знатное происхождение.
А еще, как мы можем догадаться, совпадает время рождения святого, место обитания семьи и всего происходящего. Хотя инок Даниил – жизнеописатель преподобного Иоанна – достоверно не знал города, где тот родился.
Монашество
Ну, а нам известно, что будущий автор знаменитой «Лествицы» пришел на Синай, привлеченный несомненной славой подвижнического подвига местных пустынников. Ему тогда ему было всего 16. Но, по словам автора жизнеописания, будущий подвижник уже тогда уподоблялся умом своим – тысячелетнему.
На Синае, где в то время были устроены особо удобные места для уединения подвижников, Господь послал Иоанну духовного наставника в лице аввы Мартирия. А попав в непривычную для себя среду, юноша стал говорить, как не имеющий своей воли ребенок. При этом, имея потрясающий запас знаний, оставался смиренным.
Святой Мартирий и совершил монашеский постриг через четыре года проживания Иоанна на Синае. По словам инока Даниила, еще тогда синайские старцы прочили большое будущее юному иноку, говоря, что он станет «великим светилом Вселенной». А Великий Анастасий Синаит так и сказал, что святой Мартирий постриг великого игумена Синайской горы.
Далее – вновь информация очень противоречивая, как, впрочем, и другие моменты. В жизнеописании говорится, что преподобный на протяжении почти двух десятилетий пребывал в послушании и под руководством своего духовного наставника. А после того, как авва отошел в загробную жизнь, святой Иоанн, по словам инока Даниила, сосредоточился на поприще безмолвия. Выбрав путь отшельника, он отправился в одну безлюдную местность, известную как Фола.
Здесь-то, покидая тесную пещерку только в праздники, чтобы попасть на богослужение, и провел святой целых сорок лет в строгом аскетическом подвиге, наполненном безмолвием, воздержанием, молитвой и слезным раскаянием.
Недаром в своем труде «Лествица» ее автор так высоко ценит слезы покаяния. Он сравнивает чистую слезу, омывающую все нечистоты, наружные и внутренние, с пламенем, уничтожающим сухую траву.
Образ жизни
Церковь почитает преподобного как великого аскета-подвижника. Вряд ли кто-то сможет достоверно описать подвиги и состояние человека, удалившегося из мира на сорок лет и мужественно сражавшегося с самыми страшными пороками. Но это несложно предположить.
При этом, по признанию самого святого Иоанна, он умеренно вкушал все то, что разрешал устав постнического жития, то есть, не постился чрезмерно. Да и по ночам не предавался усиленному бдению, а спал ровно столько, сколько нужно было для бодрствования ума.
«Я не лежал на земле, но смирялся…, – написал преподобный такое простое, но, на наш взгляд, великое. – И Господь скоро спас меня».
Перед сном, пишет инок Даниил, он подолгу молился, писал книги, что помогало изгнать беса уныния. Собственно, вся жизнь святого была сплошной молитвой, исполненной покаяния и любви ко Господу и людям.
Можно не сомневаться в том, что прилежный молитвенник и постник явно преуменьшал свои подвиги и скрывал их, уходя в крохотную свою отдаленную келью. Она, по словам автора жизнеописания, стала близкой к Небу от его покаянных воплей и рыданий.
Ведь тут, вдали от людей, в чистоте и непорочности святой усердно боролся с похотями плоти, сребролюбием, праздностью, леностью, тщеславием, гордыней и другими страстями и пристрастиями, противопоставляя им наилучшие добродетели. И этот опыт тоже лег в основу его знаменитой книги.
Примеры проявления любви
Славу о святости спрятать было невозможно. О подвижнике узнавали далеко за пределами места его подвигов.
Люди разного возраста, звания и состояния постоянно и отовсюду шли к нему. Стояли подолгу в очередях, только бы услышать спасительный совет и слово назидания от человека, который умел и любил молиться и видел человека как бы изнутри. Каждого, кто обращался к нему, и особенно врагов своих, преподобный поучал с любовью.
Как, например, вот эти.
Завистники
Называя святого Иоанна из зависти пустословом и лжецом, некоторые иноки упрекнули его в многословии, как проявлении тщеславия. Святой, чтобы не искушать братию, дал обет молчания на год – не произнес ни слова!
Видя такое смирение, раскаявшиеся порицатели умоляли простить их и продолжать душеспасительные беседы.
Как преподобный спас ученика своего
Однажды он велел своему ученику Моисею подготовить землю для грядок в саду. Инок послушно выполнял задание, но в один момент, наносив очень много земли, измученный палящим солнцем, тот решил переждать жару и отдохнуть в тени большого камня.
Его наставник в это время тоже отдыхал в келлии, восстанавливая силы после молитвенных трудов. Но ему внезапно явился старец, который, разбудив, укорил старца в том, что, пока он тут отдыхает, его ученик в беду попасть может.
Преподобный, проснувшись, тут же начал молить Бога о своем ученике и, когда Моисей в конце дня вернулся, поинтересовался, не случилось ли чего с ним там, в саду. Оказывается, случилось.
Инок едва не погиб. Во сне он увидел, что его настойчиво зовет наставник, и он, испугавшись, побежал к нему. Вот в этот-то момент огромный валун с грохотом и обрушился на то место, где Моисей только что находился.
Молитва святого Иоанна и бес блуда
Монах Исаак страдал от нападок беса блуда. Он умолял преподобного помочь в борьбе с грехом. Святому Иоанну хватило одной лишь совместной с иноком молитвы. Они даже не домолились до конца, а блудный бес уже отбежал молитвами великого воина Христова.
Избрание игуменом и кончина
В возрасте 75-ти лет, после сорокалетних иноческих подвигов, преподобный был призван Господом к игуменству. На этом настояли братия горы Синайской, и не пожалели об этом. Агиографы пишут о том, что любомудрый старец успешно управлял обителью в духовном плане. И настолько успешно, что его прозвали при жизни Новым или Вторым Моисеем.
Он около четырех лет управлял Синайской обителью Неопалимой Купины, которая в наше время известна как монастырь святой великомученицы Екатерины. Господь наделил его к концу жизни дарами прозорливости и чудотворений.
Однажды, когда к нему обратились жители иссохшей местности с просьбой о ниспослании дождя, по его молитве тотчас же с неба низринулся поток вод (и таких случаев – немало, о них лучше почитать первоисточник).
Кончина
Перед тем, как умереть, преподобный, подвизавшийся на Синае с 16 до 80 лет, наставил братию обители, и отдал Богу душу 30 марта. Про год кончины точно сказать сложно. То ли это был конец VI века, то ли середина VII. Но известно, что до отхода в жизнь вечную преподобный отошел от дел, снова вернувшись в пустыню.
Где хранятся святые мощи старца? Об их местонахождении ничего неизвестно. Зато потомкам оставлена память на века.
Лествица
«… станем помнить его слова, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем» – митрополит Антоний Сурожский.
Управление Синаем длилось недолго, но оно ознаменовалось написанием главного труда преподобного – «Лествицы«. Писать это духовно-нравственное руководство для восхождения к духовному совершенству надоумил святой Иоанн – игумен Раифской обители.
Он хорошо знал, сколь мудр преподобный, как богат его собственный опыт и как щедро он одарен Господом духовными дарованиями. Вот и попросил написать для своей братии «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…».
Преподобный Иоанн, хоть и смутился такой чести, но с радостью исполнил просьбу раифских иноков.
Почему именно так названо это аскетическое творение в истории Церкви? Святой ответил так:
«Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения».
Цель творения и значение
Преподобный хотел, чтобы читающие это его руководство к действию понимали, что для спасения мало одного желания, и поэтому без «нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов» не обойтись.
Хотя святой Иоанн и писал свою «Лествицу» для монахов, но и миряне в ней увидят надежный путеводитель для восхождения к Богу. Ведь это творение, как и другие его нравственно-аскетические труды, предлагает каждому из нас правильно расставить приоритеты.
Кстати, многие святые и духовенство, говоря проповеди, ссылались на эту книгу, ставшую настольной для иноков и мирян, как на лучшее средство для спасительного руководства.
Почитание
Иоанн Лествичник, среди всех святых, воспоминаемых в период Великого поста, получил особое почтение. Считается, что выбор Церковью воскресенья для чествования памяти (а это подвижная дата) выдающегося соустроителя монашества обусловлен желанием отслужить ему полноценную Божественную Литургию, что в будние дни Великого поста было бы затруднительно.
Его значимость среди прочих святых, поминаемых в великопостный период, подчеркивает и этот эпизод – чтение о дне. Это особый текст. Он не библейский и не богослужебный. Но это не помешало ему быть включенным в синаксарь – текст, читаемый во время Всенощного бдения.
Святому написаны акафист, канон, тропарь и кондак, молитвы. И, конечно же, ему посвящены иконы.
Иконография
На Руси Иоанна Лествичника стали почитать широко до монгольского ига. Но позднее икон, посвященных ему, стало больше. Особенно в правление Ивана Грозного – святой был небесным покровителем сына царя, Иоанна.
На иконах святой Иоанн изображается с длинной бородой, иногда разделенной надвое, худым морщинистым лицом, выражающим духовное вдохновение, и одетым в монашеское облачение в виде хитона, мантии, схимы с куколем и схимническим аналавом. Чаще его изображают «в схиме, с ризой преподобнической».
Святой может быть написан с крестом в руке, со свитком или книгой, как символом авторства «Лествицы». Правая его рука сложена в благословлении или изображена в жесте оратора.
Есть житийные иконы, посвященные подвижничеству и прозорливости преподобного, а также связанные с чудесами, связанными с морским путешествием (что, кстати, тоже говорит в пользу того, что его родители – прпп. Ксенофонт и Мария).
Византийские и русские миниатюристы любят использовать тему «Лествицы» не только для иллюстрации ее текста. Можно встретить иконы и миниатюры с пронумерованными 30-тью ступенями лестницы и надписями, соответствующими названиям глав.
Есть изображения с низвергающимися с лестницы монахами. А на греческой иконе из афонского монастыря Пантократор с лестницей и монахами написана и гора Синай – место подвигов преподобного, базилика Синайской обители и монахи.
Другие иконы «Лествицы» содержали русские храмы, стоящие рядом с лестницей, которая ведет в небо.