14 сентября (1 сентября ст.ст.) начинается Церковное Новолетие — новый год в богослужебном круге. В богослужебных книгах Новолетие обозначают также древним славянским словом — Летапреложение. В этот день, как и 1 января, во всех православных церквях священство служит Молебен на начало Нового года. Христиане возносят Богу благодарственные молитвы за прожитый год, за все милости, посланные нам Владыкой Небесным, и испрашивают благословения на грядущий год.
История индикта
Понятие индикт связано с Римской империей. Слово индикт означает оценивание или провозглашение.
Первоначальный смысл индикта заключался в объявлении о взимании обязательного продуктового налога в пользу государства. Позже это понятие расширилось, и стало обозначать определенный временной промежуток, на время которого оценивалось имущество населения, количество самого населения и размер налогов. Вначале индикт был разным, в пределах 5-15 лет, и зависел от воли императора. Император Октавиан Август началом индикта приказал считать дату своего рождения — 23 сентября, и его преемники также пользовались этим числом как началом индикта.
В 312/313 годах, при императоре Константине, был принят пятнадцатилетний период индикта. Примерно в 462 году дату начала индикта перенесли на 1 сентября. Римские граждане поначалу называли годы индикта: первый, второй, третий год индикта. Постепенно смысл слова изменился, и слово индикт стали употреблять, замещая им слово год — первый индикт, второй индикт, и т.д.
Долгое время римские города не имели общей даты начала отсчета Нового года. В 537 году император Юстиниан I документально утвердил единую дату — 1 сентября.
Седьмой месяц
Дата 1 сентября в качестве Новолетия избрана, очевидно, согласно Промыслу Божию. В Ветхом Завете есть повеление от Бога особым образом отмечать седьмой месяц — тишри (сентябрь), когда собран урожай. В седьмом месяце Моисей получил от Бога скрижали Завета, в седьмом месяце начато было устройство Скинии в стану израильтян, окончился всемирный потоп, был освящен храм Соломона. Именно в седьмом месяце первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых.
Согласно Библейской хронологии, март — первый месяц от сотворения мира, соответственно, сентябрь — седьмой.
Великий индиктион
Индикт иногда называют индиктионом, но не следует путать его с понятием великий индиктион. Это великий миротворный (пасхальный) круг — период времени в 532 года, за время которого дата празднования Пасхи занимает все возможные положения. По истечению этих 532 лет даты, на которые выпадает Христово Воскресение, повторяются. Великий индиктион является комбинацией лунно-солнечного и солнечного циклов.
Великий индиктион отсчитывают от дня сотворения мира — 1 марта 5508 года до Р.Х. С тех пор прошло 14 Великих индиктионов. Нынешний, пятнадцатый, начался в 1941 году.
Церковное Новолетие
В Церкви празднование Новолетия в первый день сентября было утверждено на первом Вселенском соборе, проходившем в г.Никее в 325 году. Торжество установили в честь победы императора Константина над Лицинием, который правил на Востоке и продолжал гонения христиан. Участники Собора постановили особо отмечать этот день в знак благодарности Константину Великому за освобождение христиан от преследований.
На Руси церковное Новолетие года не совпадало с гражданским Новым годом, который отмечали весной. В 1492 году установили одну дату празднования — 1 сентября. Новолетие отмечали очень торжественно, праздник возглавляли царь и патриарх. При Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января.
Евангелие на начало Индикта
В день Новолетия Церковь благовествует святое Евангелие, а именно небольшой отрывок из св.евангелиста Луки (Лк:4:16-22). Из этого чтения совершенно ясно становится, что Господь как бы встал, и приступил к новому делу — проповеди, фактически, начал новую жизнь. Он во всеуслышание говорит о себе: “Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”.
Слово “лето” можно истолковать не как год, но как новую жизнь — проповедовать новую благоприятную жизнь.
В евангельском чтении на начало индикта византийцы видели прямое указание от Бога праздновать этот день как начало нового года. Об этом говорится в Минологии Василия 2: “С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник”.
Духовный смысл праздника
Согласно толкованию Феофана Затворника на евангельский отрывок, читаемый в день Индикта, Господь не просто проповедовал Лето благоприятно, Он его принес. Лето благоприятно, новая жизнь, находится в душах людей. На земле никогда не будет рая, земля — это место приготовления к райской жизни, начало рая — в душе. Господь дарует нам благодать изменять свои души, стяжать дух мирен. Кто слушает Господа, живет по Его заповедям, искренне старается послужить Богу, тот получает от Него благодать и силой ее ощущает в себе лето приятное. Мы не можем мыслями наполнить душу этой приятностью, ее дарует Бог, а для этого нужно трудиться, и в душе поселится мир и покой. Внешне может не быть никакого покоя, лишь внутренний, от Бога. Впрочем, когда внутри поселится мир, внешние скорби больше не тяготят, их не ощущаешь.
Богослужение в день Новолетия
1 сентября Церковь чтит память святого Симеона Столпника, его матери Марфы и дев постниц с мучеником Аммуном диаконом, их учителем. Поэтому богослужение в этот день объединяет 3 службы. На великой вечерни читается отрывок из книги пророка Исайи, потому что в этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос вошел в храм и прочел это место перед собравшимися.
Стихиры к празднику в разное время составили церковные песнотворцы Иоанн Монах, Герман, Андрей Пирский. Канон праздника написал святой Иоанн Дамаскин в 8 веке. В апостольском чтении дня содержится поучение о необходимости молитвы о государственной власти (независимо от того, какая они). Апостол Павел поясняет необходимость молитвы за правителей: “да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”.
Давайте руководиться этим апостольским назиданием: апостол утверждает, что “Сие бо добро и приятно перед Спасителем нашим Богом”.