Город Вифлеем находится на двух продолговатых холмах, соединенных между собой хребтом – на высоте 825 метров над уровнем моря. Южнее и севернее города простираются долины, а восточнее и западнее – пологие склоны. Вифлеем расположен в 8,7 километрах от Иерусалима. Местные холмы покрыты виноградниками и садами из маслин, инжира и других деревьев. В округе есть чистые родники.
- Библейские места Вифлеема и его окрестностей
- Рождество Спасителя как главное событие Вифлеема
- Начало истории главной святыни Вифлеема
- Испытания историческим процессом
- Вифлеем в наши дни
- Главная святыня Вифлеема
- Как менялся внешний вид базилики уже после череды перестроек
- Храм Рождества Христова в наши дни: архитектура и интерьер
- Главная часть Вифлеемского храма Рождества Христова
- Самые близкие к пещере Рождества святыни
- Некоторые другие святыни Вифлеема
- Научное подтверждение некоторых фактов из истории базилики
Библейские места Вифлеема и его окрестностей
Четырехугольное здание XVIII века, покрытое куполом – это могила Рахили – возлюбленной жены патриарха Иакова-Израиля. В этом месте она скончалась, была оплакана праведником и погребена неподалеку от дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). Святыня почитается христианами, иудеями и мусульманами.
В этой местности находятся руины Рамы – города Вениаминова колена (1 Нав. 18:25), о которой пророк Иеремия предсказывал как о месте избиения Иродом невинных младенцев – 14-ти тысячах мучеников Христа ради (Иер. 31:15).
Здесь же поля, на которых нищая Руфь, следуя за жнецами, собирала колосья, чтобы накормить свою старую свекровь Ноеминь, любимую ей как мать. Муж мовитянки Руфь умер, но ради Ноемини она приняла еврейскую веру в Единого Бога. За это Бог устроил ее жизненный путь так, что она стала женой вифлеемского уважаемого богача Вооза и прародительницей Мессии. Эта история из эпохи судей Израилеввх записана в книге Руфь.
В тех же долинах и на склонах холмов пас стада своего отца правнук Руфи – юный праведник Давид, еще не знавший тогда, что станет пророком и царем. Там же он сочинял с помощью древнего струнного инструмента священные псалмы и не позволил льву и медведю похитить хотя бы одну овцу из стада, в чем прослеживается прообраз мессианского смысла служения его потомка – Господа Иисуса Христа.
Другие события, произошедшие с Давидом в родном месте – это его бегство в горы от царя Саула, которого праведник не возненавидел за незаслуженные репрессии (1 Цар. 26:18); знакомство с Давидом пророка Самуила и помазание праведника на царство; победа над филистимлянами, занявшими Вифлеем. Рядом с местом древних ворот города находится колодец, из которого Давид хотел утолить жажду, но отказался делать это до окончательной победы, вылив воду во славу Божью, когда осознал, что его воины рисковали жизнью ради этого глотка (2 Цар. 23:14-17).
За южными горами находятся Соломоновы пруды, от которых царь построил водопровод, снабжавший в древности Иерусалим и частично сохранившийся до наших дней.
Бет Сагур – это селение, в котором родились пастухи, поклонившиеся маленькому Спасителю в первую Рождественскую ночь. Недалеко от Вифлеема, в долине пастырей, где им явилось Ангельское воинство, находится небольшая часовня, называемая «Ангела пастухам». Предположительно, она является остатком храма, построенного здесь святой равноапостольной царицей Еленой.
Рождество Спасителя как главное событие Вифлеема
С самого начала истории христианства вся дальнейшая история Вифлеема развивалась в зависимости от почитания верующими города как места Рождества Спасителя (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7). Путешествовавшие сюда благоговейные паломники стали одним из важнейших факторов влияния на город.
Начало истории главной святыни Вифлеема
В 320-х годах благоверный равноапостольный император Константин Великий приказал заложить над пещерой Рождества Христова основание первого храма. Самое раннее упоминание о святыне относится к 333 году, а освящение церкви состоялось 31 мая 339 года. Позднее царь Юстиниан (527-565) делал в храме перестройки.
В святом городе строили храмы и монастыри. С тех пор богослужения здесь почти не прекращались. Современная же базилика, построенная в VI веке, является единственным христианским палестинским храмом, сохранившимся с доисламского периода. К 600-му году Вифлеем стал одним из самых процветающих городов христианского мира.
Испытания историческим процессом
Как и многие святые для христиан места, различные события не пощадили Вифлеем. В XII веке к городу приближались крестоносцы, по причине чего арабы почти уничтожили город. Позднее усилиями рыцарей он был восстановлен.
В 1244 г. Вифлеем опустошили воины Хорезма, а в 1489 г. он вновь был почти полностью разрушен.
В 1831 г. мусульмане Вифлеема устроили восстание из-за введения очередной подати, по причине чего их изгнали. В 1834 г. состоялось новое восстание, в ходе которого
Ибрагим-паша приказал разрушить прежде занимаемый мусульманами квартал.
Вифлеем в наши дни
Сейчас в городе проживает 11 тысяч человек, и большинство из них – христиане. Работают жители Вифлеема земледельцами и скотоводами. Неплохой источник дохода для местных в нынешние времена – торговля самодельными сувенирами, в том числе, и вещицами религиозной
тематики.
Город разделен на восемь кварталов, застроенных, в числе прочих построек, и святынями христиан разных вероисповеданий, среди которых католический, францисканский, армянский и греческий монастыри. Все три объекта стоят на юго-востоке города вплотную и напоминают крепость. Протестантов в Вифлееме всего окого 60-ти человек.
Главная святыня Вифлеема
Храм и пещера Христова Рождества находятся на крайнем восточном холме города, рядом с крутым спуском в долину. Хотя с учетом всех исторических перипетий, в результате которых приходилось менять облик святого места, каждым нашим современником храм Рождества Христова гармонично воспринимается как единый древний объект, потому что от периода значительных изменений во внешнем виде базилики нас отделяет несколько веков.
Как менялся внешний вид базилики уже после череды перестроек
В XII веке, когда храм был покрыт оловом, император Мануил Комнин повелел выложить по золотому полю мозаику на его стенах.
В XV веке испортилась крыша, после чего на средства Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского провели ремонтные работы.
После того, как мозаика Мануила Комнина почти вся осыпалась, турки в XVII веке забрали с крыши храма свинец и перелили его в пули.
Храм Рождества Христова в наши дни: архитектура и интерьер
Перед храмом Рождества Христова находится большая площадь, вымощенная камнем. Перед главным входом, с западной стороны, видны следы атриума – древнего двора Константиновой базилики.
Изначально в притвор вели три двери, а средняя из них находится теперь рядом с главным входом – она заложена камнем, а чтобы оказаться в храме, нужно пройти сквозь низкий проем – так называемые врата смирения.
По ширине притвор соответствует центральному нефу средней части базилики. В нем темно, и стены разделяют его на несколько частей. Опять же, три двери прежде вели из притвора в храм, но теперь не замурована только средняя из них.
Высота колонн – шесть метров, и их по 11 в каждом ряду. Средний «корабль» по ширине и высоте значительно превосходит боковые.
Каждая колонна опирается на четырехугольную плиту, а их капители, выполненные в приблизительно коринфском стиле, украшены глубоко высеченными крестами.
В некоторых местах стен храма еще видны остатки мозаики императора Михаила Комнина. Сохранились изображения Христового родословия по Матфею и Луке, а также сюжеты событий Вселенских и важнейших поместных Соборов духовенства. Украшенный верх – это композиции из ветвей и листьев, ангельских ликов на сводах, и другие художества. Над центром храма с потолка свисают красивые серебряные паникадила, подаренные русским царем Александром III.
Когда в 1934 г. ремонтировали полы, то обнаружили фрагменты искусно выполненной мозаики Константиновой базилики. На некоторые из них можно посмотреть через так называемые раскопы, закрываемые деревянными люками.
Самую большую часть базилики от собственно храма, расположенного над пещерой Рождества Христова, отделяет глухая стена. В самую святую часть духовного памятника ведет, опять же, три двери. Она является продолжением среднего «корабля» и пересекается поперечным, образуя форму латинского креста. По углам пересечения сооружены четыре пилястра.
Греческие алтарь и престол, отделенные от западной части храма амвоном и иконостасом, находятся в апсиде среднего «корабля». Здесь также есть остатки древних мозаик с сюжетами из мессианского служения Христа. В южном апсиде есть довольно необычное изображение Входа Господня в Иерусалим; в северной – явление воскресшего Спасителя Фоме и другим апостолам (апостолы без нимбов); третий сюжет, верхняя часть которого отсутствует, – Вознесение Господне, на котором апостолы, не сияющие славой, окружают Пресвятую Деву Марию.
С севера от иконостаса находится армянский престол в честь Богородицы, а рядом со входом в пещеру Рождества – коптский (абиссинский) в честь волхвов.
С правой и левой сторон солеи православного алтаря, в пещеру Христова Рождества ведут две лестницы. Правая-южная из них принадлежит православным, а левая северная-левая – католикам.
Главная часть Вифлеемского храма Рождества Христова
Продолговатая пещера Рождества находится под православным алтарем – ее длина более 12 метров, ширина – почти 4 метра, а высота – 3 метра. Святое место освещают 32 лампады. Стены и пол покрыты мраморными плитами.
В алтаре находится мраморный престол, на котором поочередно служат православные и армяне.
Вокруг ниши постоянно горят 15 лампад: 6 греческих, 5 армянских и 4 католических.
Примерно напротив начинаются три ступеньки, ведущие в особую пещеру – капеллу (придел) яслей. В наши дни ясли Божественного Младенца символизирует их мраморное объемное изображение – дно из белого мрамора, а стенки из коричневого. В яслях лежит восковая фигура Младенца Иисуса.
В западной части пещеры расположился католический престол с относительно поздним изображением поклонения волхвов. Престол посвящен этому библейскому событию.
В северо-западном углу пещеры Рождества есть отверстие древнего колодца, водой которого Пресвятая Дева некогда омыла новорожденного Божественного Младенца. Оно отмечено мраморной плитой.
Самые близкие к пещере Рождества святыни
К ним ведет система тоннелей и гротов, выкопанных некогда монахами, но ныне закрытых для посещения.
В ХV веке появилось предание, согласно которому Ирод, в числе прочих своих жертв (Мф. 2:13-18), велел умертвить нескольких детей, спрятанных их матерями в пещере, называемой теперь капеллой невинных младенцев. Сюда, из юго-западного угла католической церкви святой Екатерины, расположенной рядом с пещерой Рождества, ведет в южную сторону лестница. В этом святом месте, где прежде было древнее городское кладбище, покоятся мощи некоторых мучеников-младенцев.
Затем пять ступеней ведут вверх – в капеллу святого Иосифа, построенную в 1621 г. на месте, где Обручник предположительно получил от Ангела повеление бежать с Пресвятой Девой и Младенцем Иисусом в Египет.
Некоторые другие святыни Вифлеема
Христиане также почитают святыни, находящиеся в обособленных пещерах: гроб блаженного Иеронима – святого IV века; гробы его учениц – Павлы и ее дочери Евстохии; гроб и престол священника Евсевия Кремонского; келья блаженного Иеронима, где он в течение 36 лет работал над Вульгатой – переводом Библии на латынь, и другими творениями.
В базилике, в нескольких метрах от спуска в пещеру Рождества, для почитания доступна чудотворная Вифлеемская икона Божьей Матери. Точно неизвестно когда именно, но пожертвовал ее Русский Императорский Дом. Это единственная Одигитрия, на которой Пресвятая Дева немного улыбается. Перед образом молятся также мусульмане.
Научное подтверждение некоторых фактов из истории базилики
В 2013-2017 гг. итальянцы провели в Вифлеемском храме Рождества Христова большие реставрационные работы. Мастера заявили, что настенные мозаики напоминают византийские образцы этого вида искусства, найденные во всем Средиземноморье. Мозаичные изображения животных и растений по стилю не отличаются от тех же мотивов иерусалимских мозаик византийского периода. Материалы, из которых выполнены шедевры – стекло, перламутр и камни, покрытые серебряной и золотой фольгой.
В проеме между окнами базилики, на четвертом ярусе сохранились мозаики семи Ангелов со склоненными главами. Они как бы шагают, чтобы поклониться новорожденному Божественному Младенцу. Двухметровое изображение одного из Ангелов реставраторы нашли под штукатуркой с помощью тепловизора, в июле 2016 года. Когда препятствие к шедевру удалили, увидели блестящий перламутровый лик и золотистый нимб Ангела.