Григорий Нисский – хранитель православия

Житие святых

Нам, живущим в век скоростей, вседозволенности и тотального безбожия, сложно представить, что когда-то тон в воспитании по-настоящему задавали все в семействе – отец с матерью, старшие братья и бабушки. Еще сложнее поверить в то, что из семейства могла выйти добрая половина святых. Вот и этот мальчуган, младшенький в семье, ни сном, ни духом не ведал, что станет через века не только знаменит и читаем, но и почитаем; и что позднее его старшего брата назовут святителем Василием Великим, а его самого – вторым человеком после брата и хранителем православия.    

23 января Церковь чтит память Григория Нисского – выходца из такой вот удивительной семьи и обретшего впоследствии статус хранителя православия. Почему так называли отца и учителя Церкви, епископа города Ниссы? Что отвечал один из великих христианских богословов на вызовы своего времени?

Григорий Нисский – хранитель православия

Семья Григория Нисского

Биографы Григория Нисского, рассказывая о его детских и юношеских годах, немногословны. Известно, что родился он между 331 и 340 – после 394 года в Неокесарии, провинции Понт, где глава семейства, Василий, служил ритором (по другим источникам, в Кесарии Каппадокийской, ныне – турецкий город Кайсери).

Выходец из богатой аристократической семьи, живущей по христианским традициям, был третьим ребенком и, судя по всему, не был крещен сразу по рождению (как и старший брат Василий), а в ранней молодости не отличался особой религиозностью. Но в духе христианского благочестия мальчика таки воспитывали. Первоначальное воспитание дали бабушка Макрина (Старшая) и мать, преподобная Емилия. Затем за него взялись старший брат (будущий святитель Василий) и сестра (в будущем – преподобная Макрина).

Отец же преподавал не только религиозные истины, но стремился дать сыну и светское образование. Правда, так и не смог обеспечить ему такое же блестящее образование, которое получил Василий-младший. Семилетний Григорий ходил в обычную языческую школу, где познавал чтение, письмо и счет. Но потом не смог продолжить обучение риторике, логике, философии в знаменитых центрах просвещения – в Антиохии, Афинах или Александрии.

При этом, жадно изучал нужные предметы в риторских школах своего города, самостоятельно изучал классическую греческую литературу (Гомера, трагиков и прочих античных авторов), медицину и естественные науки, практиковал составление речей различных литературных жанров, комментирование классического контента и т.д., в чем ему помогал старший брат, давая младшему уроки.

Чем так необычна его семья

А где вы видели, чтобы из 9 братьев и сестер четверых Церковь прославила в лике святых? Речь о святителях Василии Великом и Петре Севастийском, преподобной Макрине Младшей и блаженной Феозве. У каждого ли бабушка подверглась гонениям, устроенным нечестивым императором Диоклетианом, и чей дед (отец матери Эмилии, тоже причисленной к лику святых) был мучеником, а дядя – епископом?

Церковное служение

Способного молодого человека в Кесарийской Церкви скоро возвели в сан чтеца. Он часто бывал у брата, святителя Василия, в Аннисе, где не только он подвизался после 358 или 359 года, но и мать их и сестра, преподобная Макрина. Продолжая заниматься самообразованием, Григорий в эти моменты предавался посту и молитве.

Григорий Нисский – хранитель православия

Когда христианам запретили преподавать, Григорий решил стать светским оратором и занялся преподаванием риторики. Возможно, в этот момент и женился, предположительно, на Феосевии. У четы не было детей, но исследователи упрямо пытались развидеть в том или ином «сыне», упоминаемом в письмах святителя, сына по плоти, а не «духовное чадо».

Что повлияло на его решение оставить светское занятие и вернуться к церковной жизни? Одно из двух. Историки рассматривают как версию влияние старшего брата и сестры или удивительное сновидение, сыгравшее судьбоносную роль в жизни будущего святителя. 

Приехав однажды в имение матери, Григорий попал на семейное торжество – празднование в честь перенесения мощей сорока мучеников. Раздосадованный отсутствием возможности заняться любимым делом, он равнодушно пропускал мимо ушей молитвословия, звучащие в саду, и буквально минуты считал, чтобы поскорее продолжить учебные занятия. А когда прилег отдохнуть в беседке, увидел устрашающий сон. В нем Григорий пытался попасть в сад, но его не пускали некие светоносные воины. Если бы за него не заступился один из них, он бы не избежал наказания.

Историки говорят, что этот сон так повлиял на Григория, что он, отставив мирские науки, стал чтецом и читал священные книги на богослужебных собраниях. Но, когда его благочестивая супруга оставила мир сей (365 год), Григорий сначала оставил это занятие, чтобы снова читать языческую литературу. Но в итоге, вернувшись к изучению Священного Писания, навсегда покинул мир, чтобы уйти в основанный старшим братом монастырь на Ирисе.

Епископ Ниссы

В то время Василию Великому, ставшему архиепископом Кесарийским и ведущему ожесточенную войну с арианской ересью, очень нужен был свой человек рядом. К счастью, младший брат, хоть и не сразу, согласился на предложение старшего стать епископом Ниссы.

Но его епископство (дело было при императоре Валенте), тут же осложнилось. Арианское правительство воздвигло на Григория многочисленные несправедливые гонения, стараясь своих приверженцев рассовать по епископским кафедрам. И в 375 году Собор, созванный из покорных правительству епископов, обвинил невинного епископа в растрате церковных денег, лишил его епископской кафедры и посадил под арест. Ускользнув от стражи, Григорий три года скрывался в безопасном месте. И только потом (9 августа 378 года), когда Валент, покровительствующий арианам, погиб в битве, Григорий вернулся в Ниссы. Своим возвращением на свою кафедру он был обязан православному императору Иовиану.

Григорий Нисский – хранитель православия

Вернувшись на кафедру, Григорий боролся с ересями ариан, евномиан и аполлинаристов. Несмотря на постигшее семью горе в связи с кончиной Василия Великого (1 января 379 года), он поучаствовал в Соборе и выступил против еретиков, которые отрицали почитание непорочного девства Богоматери, и против тех, кто поклонялся Ей как Божеству.

В 381 году убежденный никеец, император Феодосий созывает для противодействия ереси духоборца Македония Второй Вселенский Собор в Константинополе, на котором и был подтвержден символ веры, дополненный Григорием Нисским, как влиятельнейшим деятелем Собора, членами 8-12 (о Святом Духе, Апостольской Церкви, крещении и воскресении мертвых).

После чего, согласно императорскому эдикту, имя святителя было вписано в перечень епископов-хранителей православия, с которыми все остальные епископы, которые хотели сохранить за собой свои кафедры, должны были находиться в общении.

Григорий Нисский также посетил Собор в 383 году и в 394-м. На этом, как пишут исследователи, известия о нем обрываются. О дате кончины святого, существенно повлиявшего на церковную жизнь своего времени, историки не пишут.

Богословие Григория Нисского

Святитель не был ни администратором, ни выдающимся церковным деятелем, но прославился своей плодотворной деятельностью – литературной и учено-богословской, и вошел в историю как один из известных богословов и деятелей христианской мысли IV века, оставив после себя многие сочинения догматического характера, слова и поучения.

К его богословию, заметно повлиявшему на исихастские споры в XIV веке, с пиететом относились в Византии и на средневековом Западе. Его труды читали на латинском языке, на армянском, грузинском и сирийском. Его перу принадлежат экзегетические сочинения (толкования на различные книги): «Защитительное слово о Шестодневе», «Об устроении человека», «О надписании псалмов», «На псалом шестой», «Беседы о молитве Господней» и т.д.

Григорий Нисский – хранитель православия

Он также оставил после себя проповеди догматико-полемические: «Большое огласительное слово» (содержащее богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, искуплении, крещении и причащении против язычников, иудеев и еретиков), «Опровержение Евномия в 12 (по другому счету – в 13) книгах», «Опровержение мнения Аполлинария» и «Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому».

Григорий Нисский проявил в своем богословии глубокие знания и в классической греческой философии.

Вместе с братом Василием Великим, Григорием Богословом они установили окончательный формат взаимоотношения Единой Божественной Сущности и Трех Ипостасей: Бога – Единой Сущности в трех Ипостасях – Нераздельной Троицы.

Святитель, как и его старший брат, доказывали, что выражение сущности Господа в понятии и слове невозможно:

«Существует одно только имя, определяющее Божественную природу: изумление, которое нас охватывает, когда мы мыслим о Боге».

Церковный мыслитель и отец Церкви оставил потомкам несколько сочинений, посвященных выяснению учения о Троице: «К Симпликию о вере», «К Авлавию о том, что не три Бога», «К эллинам на основании общих понятий» и др.

Философ и богослов внес свой вклад и в богопознание, утверждая, что важна жизнь в Боге, а не формальное и рациональное знание о Нем; коснулся почти всех сфер христианской догматики; в своих 29 проповедях затронул догматико-полемические, литургические моменты, агиографические, надгробные, нравственно-аскетические и т.д.

При этом нельзя не сказать о неких спорных взглядах Григория Нисского, к которым Церковь относится критически. Например, утверждение о конечности адских мук и апокатастиса (всеобщего восстановления) после воскресения и Страшного Суда. По нему, когда исчезнет зло и пороки, спасутся все, включая даже сатану.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.