Величайшая фигура российской истории XIX века и Русской Православной Церкви — святитель Филарет Дроздов. Святой подвижник-архиерей немало послужил на благо Церкви Христовой и Отечества. Нам, многогрешным, невозможно вместить, какие труды понес в течение всей своей жизни святой Владыка Филарет.
Происхождение
Богато украшает Господь свою Невесту — Церковь. Сонм святых мучеников, чудотворцев, исповедников, юродивых составляют ее украшение. Истинным украшением Церкви Христовой является Ее мудрый архипастырь Филарет Дроздов. Владыка родился 26 декабря 1782 года в старинном подмосковном городке Коломна. Родители будущего святителя происходили из потомственного духовенства. Начальным воспитанием отрока занимались родители, большое влияние оказали на него бабушка Домника Прокопиевна и дедушка-священник Никита Афанасьевич.
Епископ — труженик и интеллектуал
Мальчика назвали Василием в честь святителя Василия Великого, и во многом святитель Филарет был подобен своему небесному покровителю.
Владыка обладал выдающимися интеллектуальными способностями, острым умом, умением проникать в самую суть вещей, но самое основное — потрясающей работоспособностью. Согласно жизнеописанию святого, он часто трудился по 18 часов. Сам Владыка свидетельствовал, что отдыхом для него служит смена деятельности.
О трудоспособности святителя Филарета Дроздова свидетельствует то количество дел, которое он неизменно, изо дня в день, выполнял:
- занятия с викарными епископами;
- личное и письменное общение с духовенством по консистории и епархии;
- встречи с ректорами и инспекторами духовных учебных заведений;
- общение с настоятелями женских и мужских монастырей;
- переписка с частными лицами, наместником Троице-Сергиевой лавры и епископами;
- дела и переписка с Синодом;
- совершение служб;
- освящение храмов;
- приготовление проповедей;
- встречи с царственными особами;
- участие в экзаменационных испытаниях в духовных учебных заведениях;
- посещение светских учебных заведений.
Об отношении Владыки к своим обязанностям говорит такой факт его биографии: за время преподавания в духовной академии г.Санкт-Петербурга, Владыка лично подготовил полный конспект лекций по каждому из предметов полного курса богословских и церковно-исторических наук — гомилетика, каноническое право, патрология, и т.д. Владыка Филарет первым в Петербургской Академии стал читать лекции на русском языке.
Рабочий день Филарета Дроздова начинался задолго до рассвета с молитвенного правила и богослужения. После чая начинались повседневные дела: до двух часов прием посетителей и служащих, затем обед и один-два часа отдыха, во время которого святитель Филарет читал. Читательские интересы Владыки были чрезвычайно разнообразны: творения античных и немецких философов, труды западных богословов и религиоведов, книги по эстетике, — это малая часть интересов Филарета Дроздова.
Смиренный христианин
Святитель был ревностным и внимательным христианином. Обычно он совершал Литургию по праздничным и воскресным дням, за исключением редких случаев болезни или особенных случаев. К Богослужению Владыка Филарет готовился тщательно, в обязательном порядке вычитывая правило ко Причастию.
Филарет Дроздов не любил похвал, хотя бы они были искренними. Часто он просил: “не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин”. Внутренняя жизнь Владыки была скрыта ото всех, даже и от келейника. Святитель не позволял служке присутствовать при умывании, не то чтобы открывать сокровенную, молитвенную, часть жизни.
Святителя Филарета называли “Московским Златоустом”. Проповеди свои он всегда читал с листа, не осмеливаясь импровизировать. Однако его современники замечают, что делал так Владыка лишь из глубокого смирения, и что обычная его речь отличалась мудростью и красотой слога.
Перевод Библии на русский язык
Время, в которое жил святитель Филарет Дроздов, было непростым в отношении религиозной грамотности. Высший свет увлекался мистическими учениями западных сочинителей, в Петербурге издавался масонский журнал “Сионский вестник”. Император Александр I был убежден в том, что идеального христианства не существует ни в одной из конфессий, тех же взглядов придерживался и князь Голицын А.Н., занимавший должность обер-прокурора Синода, а затем и главы министерства духовных дел и народного просвещения.
Простой народ был не просвещен в вопросах веры. Между высшим светом и народом наблюдался огромный разрыв прежде всего в духовном отношении. Знать практически не знала письменный, да и устный, русский язык, пользуясь французской речью. Остальная часть народа читала и писала на старорусском.
В годы работы в Духовной академии г. Санкт-Петербурга святитель Филарет начал труд всей своей жизни, который заключался в переводе на русский язык Священного Писания и Нового Завета.
Филарет Дроздов был членом Российского библейского общества, основанного с целью осуществления перевода книг Священного Писания на русский язык. Святитель перевел на русский язык Евангелие от Иоанна. Надо сказать, что далеко не все архиереи поддерживали святителя Филарета Дроздова в его начинаниях, и дело, столь благополучно начавшееся, отложилось на 30 лет. Одним из основных противников был Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров).
Лишь после кончины императора Николая I в 1855 году Филарету (Дроздову) удалось возобновить работы по переводу Священного Писания. Полная версия Библии вышла после кончины святителя Филарета, в 1876 году.
Еще одно предприятие святителя Филарета — составление Катехизиса на русском языке. По Катехизису Филарета Дроздова до сих пор занимаются студенты духовных заведений.
Участие святителя Филарета в разработке государственных проектов
Александр II поручил святителю написать от его имени манифест о начале строительства храма Христа Спасителя. В 1823 году, также по поручению Александра II, Филарет Дроздов составил Манифест о переходе прав на престол Российской империи от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу.
Несмотря на то, что Владыка был противником крепостного права, он полагал, что отмена его сразу после консервативного правления Николая I преждевременна, что она может привести к самым неприятным и неожиданным последствиям.
Святитель был членом Синода до самой своей кончины. При императоре Николае I на митрополита Филарета было написано много жалоб и доносов, его обвиняли в политической неблагонадежности. В связи с этим Владыку отстранили от работы Синода, но обер-прокурор Протасов, да и сам Николай I часто обращались к святителю за помощью.
Сам же Филарет во всем спрашивал совета и наставлений своего духовника, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева).
Перед смертью святителю Филарету во сне было видение: некто указал ему беречься 19 числа. Через 2 месяца, 19 ноября 1867 года, после совершения святой Литургии, Владыка мирно почил.
В сегодняшнее беспокойное проходящее время, Данная заметка для меня лично, как глоточек чистого воздуха. Благодарю. Пожелаю Вам процветания.