Церковь-мать, загодя готовя чад своих к Великому посту, приводит нам в пример жития святых подвижников. У нас всех есть возможность внимательнее всмотреться в жизнь Антония Великого, Макария Великого и многих других святых родоначальников монашества, и, поучившись их стойкости в вере и подвигу, достойно подготовиться к началу великопостного поприща.
В череде великих подвижников мы встречаем и Евфимия Великого, чью память Церковь вспоминает 2 февраля, за месяц до начала Великого поста. Как и чем жил, чем был велик святой Евфимий, за что Церковь прославила его в лике преподобных?
- Житие Евфимия Великого
- Проявление промысла Божия
- Жизнь в доме епископа Отрия
- Монашество и рукоположение
- Жизнь в пустыне
- Основание монастырей
- Вскоре монастырь появился и в пустыне Зиф
- Против ереси
- Блаженная кончина
- Как преподобный предсказал смерть любимого ученика
- Чудеса
- Исцеление и крещение сына военачальника и арабов
- Как преподобный 400 паломников накормил
- Мощи преподобного Евфимия
- Почитание
- Иконы
- Храмы
- Как и о чем молятся Евфимию Великому
Житие Евфимия Великого
Преподобный Евфимий Великий – одна из ключевых фигур в истории христианства, чье почитание простирается на многие века.
Чтобы понять значение фигуры преподобного Евфимия Великого для Православной Церкви и верующих по всему миру, погрузимся в историю и духовное наследие, познакомимся с основными аспектами почитания.
Проявление промысла Божия
В жизни Евфимия Великого мы не можем не отметить проявления Божественного провидения, как это было и в судьбах некоторых особых лиц. Оно, к примеру, наблюдается в уникальнейших обстоятельствах зачатия, рождения и воспитания Иоанна Крестителя и Матери Божией.
Они имели много общего. Будучи родственниками и рожденными от святых и праведных, но неплодных родителей, будущий Предтеча Господень и Дева Мария росли в близком общении с родителями, учились молитве и любви к Богу без всяких мирских праздностей.
Нечто подобное наблюдается и в случае с некоторыми другими святыми, в том числе, с преподобным Евфимием. Во-первых, мы и здесь видим бесчадных престарелых родителей. Во-вторых, благочестивые Павел и Дионисия тоже усердной молитвой испрашивали у Господа рождения наследника.
В-третьих, и им тоже в неком Божественном видении сообщалось, что их молитва принята, и что они обретут статус родителей чада, которое станет утешением для Церкви Христовой (Евфимий – «благодушный, исполненный утешения»).
Жизнь в доме епископа Отрия
Будущему столпу пустынножительства, родившемуся около 380 года в городе Мелитине, в Малой Армении (территория современной Турции), было всего три года, когда не стало его отца, главы знатного семейства (некоторые источники пишут, что мальчик вообще остался без обоих родителей).
Мать, благочестивая Дионисия, отдала его на воспитание тамошнему архиерею, святителю Отрию. Некоторые исследователи пишут, что Дионисия сделала это во исполнение их с мужем (при его жизни) обета – посвятить сына Богу. Она передала мальчика на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию, который представил ребенка епископу Мелитинской церкви.
Дионисия поступила очень разумно.
Также историки пишут, что в воспитании ребенка участвовали и некие благочестивые юноши, ставшими позднее епископами.
Избранник Божий ревностно внимал Священному Писанию, предпочитая уединение, ценя пост и воздержание, не оставляя заботы о чистоте сердца. Еще мальчиком Евфимий научился совершать богослужение в урочные часы и иметь непрестанную молитву в сердце. Скоро архипастырь сделал юношу чтецом в своем храме.
Монашество и рукоположение
Через время Евфимий, которого в детстве из-за его любви к монашескому образу жизни прозвали «филомонахом», то есть «монахолюбивом», принял монашеское пострижение, а к 19-ти годам уже был священником и получил от владыки Отрия послушание по надзору за городскими монастырями.
Ища безмолвия, юный инок старался уходить в великопостные дни для молитвы в пустыню. Его тяготила и должность, которую он исправно исполнял 10 лет. Понимая, что многое мешает ему возрастать в добродетели, Евфимий в свои 28 лет (некоторые историки указывают на 29, 30) ушел навсегда из обители.
Жизнь в пустыне
Во время своего паломничества Евфимий попал в Иерусалим, где приложился к святыням. Потом, поселившись в уединенной хижине рядом с Фаранской лаврой, основанной преподобным Харитоном, молился, постился и плел корзины из пальмовых листьев, чтобы было на что приобрести скудное пропитание.
Рядом с кельей преподобного подвизался другой подвижник – преподобный Феоктист. Между двумя отшельниками, у которых была одна цель – угождение Господеви, сложилась духовная связь. Они после Богоявления всегда уходили в Кутиллийскую пустыню, что поблизости Иерихона. А однажды не вернулись, потому что нашли пещеру в непроходимых местах пустыни. Поселившись в ней, пустынники питались травами.
Преподобный Евфимий, который служил образцом благочестия и сильной молитвы, славился способностью изгонять злых духов, пророчествовать, прозревать чужие помыслы, давать ценные советы или духовные наставления.
Основание монастырей
Не только нуждающиеся в исцелении и духовной поддержке шли сюда, но и боголюбивые люди, и подвижники. К преподобным присоединялись другие отшельники, ищущие молчания.
Когда в пещере стало тесно, Евфимий основал неподалеку общежительный монастырь (киновию). Это сообщество пополнили иноки, пришедшие из Фаранского монастыря, включая Марина и Луку.
Духовником братии стал преподобный Евфимий. Для учеников, которые открывали перед отцом духовным совесть свою, он стал врачом духовным, исправляя учением, увещанием и утешением. Игуменом обители стал его ближайший духовный собрат и соратник – Феоктист.
Святой Евфимий, научая иноков, говорил, чтобы они соединяли внутреннее богомыслие с физическим трудом:
«Если миряне, – сказывал преподобный, – много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами».
Рекомендуя монахам больше молчать во время богослужения и на трапезе, святой Евфимий давал и другие заветы, уточняя:
«Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, – поучал братию святой Евфимий, – всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного».
Назидаемые отеческими наставлениями духовника, который был особенно строг к самому себе, монахи творили плоды, достойные своего статуса.
Вскоре монастырь появился и в пустыне Зиф
Чудеса, творимые преподобным, и слава об исцелениях шли впереди него. К нему со всех краев продолжали идти толпы людей, ища спасения. Святой Евфимий, который всегда избегал популярности, больше не мог находиться в окружении огромных масс почитателей.
Однажды преподобный, ища большего уединения, покинул обитель, доверив ее Феоктисту, и с учеником Дометианом поселился на горе Марда. Осев в пустыне Зиф, подвижничал в пещере, которая со временем стала храмом.
А еще святой Евфимий снова страдал от отсутствия полного безмолвия и риска устройства очередной киновии. При этом он не смел прогонять примыкающих к нему иноков, особенно после видения во сне.
В нем Бог повелел подвижнику принимать приходящих к нему. И, когда вокруг него образовалось монашеское сообщество, он, наконец, основал Лавру наподобие Фаранской, где и в тот момент, и позднее, вопреки скудости жизни, всегда принимали странников и помогали просящим.
Лаврский храм освятил в 428(9) году Ювеналий, патриарх Иерусалимский, который и поставил обители священнослужителей, а преподобный определил условия для принятия новых иноков.
Лавра, хоть и бедна была, так как пострадала от землетрясения в 666-м году, но стояла упованием, верой и молитвой преподобного, по которой Господь творил чудеса.
Против ереси
Уединение и безмолвие не стали помехой святому Евфимию для участия в церковной жизни. Он и его современники жили в непростое время, когда ереси восставали одна за другой. В том числе активизировались «монофизиты», которые отказывались принять постановления IV Вселенского Собора (451 год) о двоичности природ в Иисусе Христе – Божественной и Человеческой.
Видя, что не только палестинские монахи, но и патриарх Константинопольский с царицей Евдокией стали принимать сторону еретика Диоскора, Евфимий открыто обличил зловредное учение и помог вернуться множеству отпавших (в том числе императрице) в лоно православия.
Преподобный был рад, что на III Вселенском Соборе (437 год), направленном против еретиков-несторианцев, было утверждено православие, но откровенно негодовал из-за поступка архиепископа Антиохийского Иоанна, защищавшего еретика Нестория.
Когда преподобный, приняв исповедание Халкидонского Собора, признал его православным, многие, неправо верующие, монахи и пустынники последовали примеру авторитетного аввы. К слову, высокое звание «Великий» святой Евфимий получил за борьбу за православную веру и свое подвижничество.
Блаженная кончина
Преподобный Евфимий дожил до 97 (в других источниках – до 96) лет, из которых 66 жил в пустынях и монастырях, в том числе созданной им Лавре. В том, последнем году своей жизни, старец не удалился в пустыню, как делал раньше в дни Четыредесятницы.
Призвав братию, сообщил им точный день и даже время блаженной смерти своей. Великий угодник знал о сроке, который заранее был открыт ему по особой милости Божией. Но он никому ничего не говорил, пока не наступил тот самый момент.
В тот день святой Евфимий, благословив служить Всенощное бдение, объявил священникам о том, что Господь скоро призовет его, и поэтому пора выбрать ему преемника. А наутро, обращаясь к братии, благословил всех, указал на место строительства храма и братских корпусов, и преподал свои последние заповеди.
Пробыв с братией первую седмицу, как и обещал, отец пустыни в полночь субботы мирно преставился ко Господу. Блаженная его кончина случилась 2 февраля (20 января по старому стилю) 473 года.
На погребение святого Евфимия, кроме множества иноков-пустынников, святого Герасима, патриарха Анастасия, сошлись монахи и миряне, а также нитрийские иноки Мартирий с Илией, ставшие потом, по предсказанию преподобного Евфимия, Иерусалимскими патриархами.
Житийные писатели сообщают о том, что в пещере, ставшей могилой святого Евфимия Великого, много чудес было совершено. Пустынника, законодателя общежительного монашества и одного из величайших отцов, начала почитать вся Церковь.
Как преподобный предсказал смерть любимого ученика
Историки, описывая события тех дней, рассказывают об уникальном случае. В алтаре, возле гроба почившего учителя, шесть суток (другие источники пишут о трех сутках) оставался любимый ученик преподобного, блаженный Дометиан, который в течение полувека был предан и послушен старцу.
Он однажды дал слово, что умрет после старца через неделю после него. И, увидев в видении на 7-е сутки любимого авву, радостно сообщившего, что и его, Дометиана, Господь сегодня призовет, отправился в храм, всем рассказал об увиденном и мирно преставился. Его похоронили рядом с учителем.
Чудеса
Чудес, совершаемых преподобным, не счесть. Чего стоил его дар предвидения будущего или безвозмездного исцеления от всевозможных недугов. Тяжелобольные, которых приводили сюда, уходили здоровыми после молитвы Евфимия Великого. Вот только несколько примеров чудотворных исцелений.
Исцеление и крещение сына военачальника и арабов
Авве удалось молитвами исцелить одержимого бесами юношу по имени Теревон, который был сыном арабского офицера Аспевета. Правая сторона тела молодого человека иссохла, и несчастный отец не знал, что делать.
Однажды старец, приснившийся болящему, пообещал ему выздоровление.
Юноша, найдя в пустыне Евфимия, был чудесным образом им исцелен. Теревон сам уверовал во Христа, а потом с отцом и пришедшими с ним арабами был крещен преподобным и наставлен в вере христианской. По преданию, Аспевет, отец юноши, стал епископом, и стал проповедовать Христа арабам.
Как преподобный 400 паломников накормил
Когда в Лавру по пути на Иордан вошли армяне, преподобный велел накормить странников. Но эконом, видя их количество, воспротивился, мол, чем потом ему монахов кормить. Но святой Евфимий продолжал стоять на своем, и послал эконома в хлебню.
Тот с трудом отворил дверь кельи – столько там было хлеба и сосудов с вином и елеем. Всех армян сытно накормили. Но это изобилие запасов, даже когда паломники удалились, не прекращалось еще три месяца, как у вдовы из Сарепта (3 Цар., 17:14).
Мощи преподобного Евфимия
О святых останках одного из самых выдающихся подвижников и монахов мало информации в житийной литературе, и она довольно противоречива. Одни источники говорили, что мощи преподобного Евфимия Великого почивают в созданной им Лавре, в Палестине, и приводили в доказательство слова русского паломника игумена Даниила, который видел останки святого в XII веке.
Другие исследователи писали о том, что археологи, исследуя руины этой обители в XX веке, обнаружили гробницу преподобного, но пустую, без его останков.
Сегодня есть информация о том, что мест почивания мощей преподобного старца несколько.
Так, часть главы преподобного Евфимия пребывает в Большом скиту Святой Анны (Афон). Левая его нога хранится в Иверском монастыре, а пять пальцев его руки покоятся в храме Святого Генесия на острове Милос.
Почитание
В почитании преподобного Евфимия присутствуют разные аспекты. Святого, который упоминается в одном ряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим, почитают и православные, и католическая конфессия.
Его именем освящены храмы и приделы. В церквях на день памяти преподобного совершаются богослужения и праздничные мероприятия, на которые съезжаются почитатели и паломники.
Важным аспектом является чтение жития святого и изучение его изречений для духовного воспитания верующих.
Все эти и другие действия отражают глубокое почитание и уважение к преподобному, как святой личности и заступнику перед Богом.
Иконы
Существуют разные варианты изображения святого. Но выбор того или иного образа, и это дело индивидуальное, никак не влияет на получение помощи от святого Евфимия. Главное – вера.
Итак, иконописцы чаще изображают преподобного в виде старца в монашеском одеянии, с волосами и длинной (до колен) бородой, убеленными сединой. В его руке – книга или свиток и посох, которые являются символом мудрости и духовного наставничества.
Рядом с ним могут быть изображены ангелы, святые, что подчеркивает связь преподобного с небесным миром.
Выражение лица святого, в чертах которого читается мудрость, смирение и благоговение, чаще всего спокойное и сосредоточенное, отражающее его внутренний мир. Иконография преподобного Евфимия Великого помогает верующим воспринимать его как заступника и наставника в духовной жизни.
Есть вариант, где на холсте изображены основатели монашества, которые, как и святой Евфимий, стали разработчиками общих принципов монашеского житья.
Например, кроме Евфимия Великого, с ним в рост, фронтально могут быть изображены Антоний Великий и Савва Освященный в монашеских мантиях и подрясниках со свитками в левой руке, на которых написаны знаменитые изречения преподобных: «Тако подобает мниху быти тиху, кротку» (у Евфимия), «Видех убо сети диаволя, простерты по земли» (у Антония) и «О, люте тебе, душе, обыкла еси тьмою словес» (у Саввы).
Храмы
Храмов во имя преподобного Евфимия Великого, столпа пустынножительства и одного из основателей монашеского общежития в Палестине, не так много, но они распространены в разных странах и регионах мира.
Если верить Википедии, больше всего церквей, освященных в честь святого, можно найти на территории России, Украины, Белоруссии и других стран православного мира.
Некоторые из них могут являться древними памятниками архитектуры и культуры, привлекающими паломников и туристов. Особенно это касается почитаемой православными Лавры святого Евфимия, которая пережила не одно разрушение.
Мужской монастырь, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви, раньше использовался в качестве лаврского подворья. Начиная с конца XX века и до наших дней, на лаврских руинах идут раскопки.
Как и о чем молятся Евфимию Великому
Преподобный Евфимий Великий, один из самых почитаемых раннехристианских святых, стал для многих верующих покровителем и заступником во многих жизненных делах и бедах. Основной способ обращения к преподобному Евфимию Великому – это молитва. В ней просят помощи и заступничества перед Богом.
Молитва к преподобному Евфимию Великому может быть как стандартной, так и личной, в зависимости от конкретной ситуации и потребностей верующего. Важно открыть свое сердце и душу перед святым, просить его помощи с верой и искренностью, со смирением и преданностью.
Как мы уже говорили, Господь сподобил преподобного даром предвидения будущего и исцеления. Вот почему очень часто к его помощи прибегают при болезнях, прося исцеления от различных недугов, помощи при сложных ситуациях, трудностях в принятии решений, требующих предвидения, и т.д.
При тех или иных насущных потребностях верующие подают записки на молебен святому Евфимию Великому. Они также молятся перед иконами, прикладываются к мощам святого с молитвами и прошениями о помощи в решении разных жизненных проблем. Отдельные паломники проводят дни и недели в молитвенном поклонении перед святыней.
Предлагаем текст одной из молитв.
Молитва Преподобному Евфимию Великому:
Преподобне отче Евфимие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.