Для чего людям церковный брак?

Человек

Для людей светских это даже не вопрос. Многих устраивают так называемые «отношения без обязательств», потому и не спешат скреплять их узами брака. Даже гражданский брак игнорируют. А венчание? Для них оно ничего не значит. Разве что дань изменчивой моде, модное приложение к свадьбе – чтобы промчаться помпезной процессией к златоглавому собору, попозировать наскоро на камеру, выложить фото в соцсетях, а потом во время Таинства томиться в предвкушении свадебного банкета.

А для человека воцерковленного иного брака, кроме венчанного, не существует, ибо знает он, жизнь в Боге – это спасительно. Варсонофий Оптинский (Плиханков) неслучайно назвал супружеские узы великим Таинством, освященным Самим Господом. Впрочем, есть молодые и зрелые супружеские православные пары, которые откладывают узаконивание отношений. Что ими движет – неизвестно. Может, не осознали, что собой представляет брак, как таковой, и церковный тоже, кем и зачем он был придуман, и что дает духовная печать сочетающимся в рамках церковного Таинства?

Для чего людям церковный брак?

Зачем люди женятся?

Брак – это отношения мужчины и женщины, зарегистрированные официально в органах ЗАГСа для создания семьи, совместного воспитания детей, и порождающие права и обязанности супругов.

Вопрос риторический, скажет кто-то, и даже в чем-то бессмысленный. Ведь когда люди любят друг друга, то не мыслят своей жизни по отдельности. Поэтому многие на этот вопрос именно однозначно и ответят. Но правы ли будут? Ведь в наше время объединяются для совместной жизни, преследуя самые разные цели, и штамп в паспорте необязательно говорит о любви и искренних чувствах.

Многие просто физически устали жить в одиночестве, и готовы создать семью. Другие женятся по расчету, чтобы купить недвижимость в ипотеку или усыновить ребенка, а потом развестись. Третьим проще с кем-то за компанию идти к заветной цели. Да мало ли их, «веских» причин, по которым люди начинают жить вместе. Но многие союзы, созданные в различных формах, не имеют официального статуса.

Формы брака

«Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины…» (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6).

Сразу оговоримся, что мы – не об однополых и полигамных браках или о других непотребствах, которые где-то там, в Европе, востребованы, а в нашей стране категорически запрещены. Поговорим о существующих в нашей стране формах брака и о тех, которые разрешены государством. 

Гражданский (светский)

Всем известно общепринятое мнение о гражданском браке. Мол, грех это, синоним блуда, ведь «партнеры» живут без оформления отношений в органах государственной власти и Церкви. Это неправильное мнение. Ведь эти отношения юридически зарегистрированы и оформлены в соответствующем органе государственной власти (в ЗАГСе, но не в храме).

Такая форма заключения брака не является греховной. Во-первых, она установлена законом и имеет юридическую силу. Во-вторых, ее признает не только государство, но и Церковь (что прописано в социальной концепции РПЦ). Правда, тут есть нюанс – во время гонений на православие Церковь с пониманием относилась к православным, сочетавшимся только светским браком. Но сегодня храмы открыты, а православные не спешат обвенчаться.

Гостевой

Это своеобразный подвид гражданского брака, в рамках которого союз оформлен юридически, однако муж и жена проживают отдельно и не стремятся, говоря юридическим языком, вести общее хозяйство. Избравших этот способ избавления от одиночества или достижения той или иной цели объединяют регулярные плотские утехи, а не радость и любовь. Они могут рожать детей и воспитывать их. Но такие пары не связаны ответственностью за такой свой союз.

Фиктивный (брак по расчету, по доверенности и т.д.)

Он заключается и оформляется по закону, то есть в ЗАГСе, но не с целью создания семьи и ведения общего хозяйства. Как правило, такими узами связывают себя те, кто хочет достичь какой-то выгоды (получение гражданства, государственной пенсии или каких-то льгот и т.д.). По сути, этот союз – ненастоящий (как и гостевой) и вряд ли его можно назвать состоявшимся и счастливым. 

Сожительство

Этот способ проживания называют и сегодня «пробным». Пары, имитируя семейную жизнь, оправдываются одинаково – надо попробовать семейную жизнь до ЗАГСа, чтобы проверить чувства, избежать развода при разногласиях, решить за чужой счет финансовую проблему и т.д. И не странно, что такие отношения редко заканчиваются законным браком. Как можно быть счастливым, если всюду мерещится развод и т.д.

Церковь и государство не признают незарегистрированные в органах ЗАГСа отношения, даже если «партнеры» живут под одной крышей, имеют совместных детей, и т.д. Такие нелегализованные отношения «супругов» называются не брачными правоотношениями, а сожительством, которое Церковь расценивает, как грех блудодеяния.  

Временный

Т.е. тот, в который вступают на определенный период времени. Бракосочетаться здесь могут с любыми целями. Этот брак тоже не стоит считать настоящим.

Церковный

Здесь кто-то может высказаться иронично, мол, этот брак заключается на Небесах. Но ведь прав будет, и это подтверждают слова из Библии: «Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины…».

Для чего людям церковный брак?

Чем отличается церковный брак от обычного

Церковный брак совершается в храме, и не требует юридического подтверждения.

Многие наивно полагают, что брак первым установил реформатор и мастер стричь православным мужикам бороды, Петр I. Но нет, это не так. Потому что брак учредил в Раю Бог. Он сотворил жену в помощь мужу через преподанное Адаму и Еве благословение: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…» (Быт. 2:18). И Он объединил наших прародителей узами брака, объявив мужем и женой, а потом Христос, участвуя в свадьбе в Кане Галилейской, закрепил брачные узы между мужчиной и женщиной.

Для чего людям церковный брак?

Итак, в наше время зарегистрированный в ЗАГСе брак (а это совершенно светское мероприятие, не требующее церковных процедур) заключается юридически – в государственном органе. Будущая супружеская чета подает заявление в ЗАГС, в назначенный день расписывается в торжественной обстановке, празднует это событие. И как правило, праздничным банкетом и развлекательной программой все и заканчивается. Ведь венчание – не обязательная процедура. Церковь настаивает на венчании православных. Поэтому этот ритуал совершается на усмотрение невоцерковленных брачующихся, к чьему браку Церковь сейчас относится с уважением.

Но раньше (до начала XX века) было не так. На Руси Таинство венчания было обязательным элементом любой свадьбы, и без него брак не был действителен. Браки, как говорят старые люди, были венчанные, кикиморы и другая нечисть жили только по болотам, а о разводах и разговоры не вели, ибо стыд и позор.

Чего не скажешь о нашем времени. Если церковный брак не требует юридического оформления, а Таинством венчания Церковь не заключает, а признает брак, заключенный супругами в ЗАГСе, то без свидетельства об официальной регистрации невозможно обвенчаться в церкви (правда, есть исключения из правил, о них – ниже).

Выходит, невенчанные жили и живут в блуде? Это с какой стороны посмотреть. Одно дело, когда Церковь была гонима, верующие не могли повенчаться, и Церковь признавала супружескую жизнь, скрепленную печатью ЗАГСа, не называя ее грехом. В наше время, когда двери храмов открыты, любой может скрепить отношения духовной печатью. Главное – захотеть, чтобы в основе семьи лежали христианские ценности. А если этого нет, то всем таким – Бог судья.

Преимущества церковного брака

«Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви». Нектарий Оптинский (Тихонов).

Главное преимущество (и это подтвердит каждый, кто соединен узами христианского брака) – это жизнь в Боге. Святые отцы, говоря о высоком достоинстве такого союза, подчеркивали, что он дает супругам возможность совершенствоваться в благочестии. Когда супруги в венчании становятся одной плотью, говорил Григорий Богослов, «супружество и слабого делает вдвое сильнее». Ведь муж и жена, живя в согласии, делят все пополам – и радости, и горести. Им не опасны никакие наветы, потому что ограждены они единодушием.

Но кто-то сейчас заспорит – ему что до венчания, что после, одинаково. Сначала все было хорошо, потом любовь прошла, дети не в радость, будущего нет. Пора разводиться. И разводиться, разрушая семьи, безжалостно бросая своих детей. Наверное, так поступают те, кто в Церковь пришел не за благословением Божиим, а ради галочки, чтобы украсить свадебное торжество этим прекрасным, но таким непонятным действом, или ожидая «магических костылей», каких-то чудес. Но они не случились.

Для чего людям церковный брак?

Возможно, дело в том, что у нас порой венчают всех, без разбора. И поэтому люди понятия не имеют, что и для какой цели им предлагается. Как итог, они, так и не уяснив меры ответственности, взятой в церковном браке, ничего не меняют в своей жизни, и сами не меняются. Для них венчание – не во спасение, а в осуждение. Увы.

А другие, вступая в христианский брак и планируя не разводиться, а прожить жизнь со своей второй половинкой и дождаться детей и внуков, получают своеобразный иммунитет для семьи в виде особого благословения, Божественной благодати, призванной претворять естественные (плотские) отношения, бывающие между женщиной и мужчиной, в духовные.

Венчанные муж и жена рука об руку идут по жизни. Они меняются, меняют друг друга, и когда-то приходят к мнению, что никто и ничто не сможет их разлучить, даже физическая смерть. Ибо знают, что, как отметил свт. Иоанн Златоуст, «…в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости». Это ни в коей мере не говорит о том, что на Небесах это будет брак по подобию того, что был на земле. Ведь в новой жизни никто не женится, не выходит замуж.

Все это помогает супругам выстраивать в семье таким образом отношения, что они со временем превращаются в ступени, ведущие в Царство Небесное. Союзы, которые создаются с Богом, не распадаются, потому что взаимоотношения между супругами укрепляются, их духовный мир обогащается, а семейная жизнь становится устойчивой и гармоничной. А это значит, что и их дети вырастают хорошими, добрыми людьми. Это ли не главная цель каждого семейства?

Для чего людям церковный брак?

Вопросы-ответы

Можно ли венчаться до штампа в паспорте?

Нет, но есть исключения. В особых ситуациях епархиальный архиерей может благословить венчание до регистрации. Например, у кого-то из пары есть подтвержденное документально тяжелое заболевание, способное повлечь его внезапную смерть. Или предвидятся ситуации, связанные с риском для жизни и т.д.

Венчают ли с христианами других конфессий?

Да. Под венец с православными могут идти католики, старообрядцы, протестанты, исповедующие веру в Святую Троицу. Но для заключения такого церковного брака есть условие – воспитание общих детей в православной традиции.

Кого не венчают?

Откажут в совершении Таинства тем, кто попирает догматы православной веры и нравственности. Церковь не разрешает брак между кузенами и крестными (если нет благословения епархиального архиерея) и т.д. Остальные детали – в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом на Архиерейском Соборе РПЦ в 2017 году.

Где и когда венчают?

Таинство совершается в любом храме в воскресенье, понедельник, среду и пятницу (если не выпадают на канун двунадесятых или больших храмовых праздников). Не совершается венчание во все посты и другие дни (о которых можно узнать, обратившись к настоятелю выбранного храма).

Надо ли причащаться перед венчанием?

Никто не заставляет этого делать, но желательно приступить к Таинству венчания после приобщения Святых Христовых Таин. 

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Пожалуйста, поделитесь статьей
PravLife
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.