День особого поминовения усопших воинов – 9 мая

Церковь

С 29 ноября по 4 декабря 1994 года проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который, в числе прочего, вынес определение о ежегодном заупокойном поминовении «усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Богослужение по времени совпадает с национальным праздником Дня Великой Победы – 9 мая. В первую очередь, Церковь молится о жертвах насильственной и голодной смерти военных лет, но поминают также тех участников страшных событий, которые пережили войну, но скончались до конкретного дня особой молитвы.

День особого поминовения усопших воинов – 9 мая

Причина зла в нашем мире

    Зло является искажением изначально благой вселенной. Бог задумал и исполнил все Свое творение хорошим (Быт. 1:31), но свобода некоторых разумных существ – бесплотных духов и людей – привнесла это искажение в мир. Пресвятая Троица попустила действовать в мире злым духам, называемым бесами. Их главная задача заключается в недостижении людьми духовной истины и, следовательно, спасения души. Но Бог неравнодушен к вечной участи людей: все Свое всемогущество Он употребляет для спасения как можно бо́льшего количества потомков Адама и Евы и с бесконечным вниманием заботится о каждой душе (Лк. 19:10, 1 Ин. 4:16).

    Бог есть бесконечная любовь, а грех является бесконечной бездной, отделяющей от Бога. Бес – это полная противоположность всего святого, носитель абсолютной ненависти. Духи тьмы хотят, чтобы Бог осудил каждого грешного человека на как можно более мучительные вечные страдания, для чего требуется соблазнить грешника на его превращение в беса во плоти – такого же гордого, лживого, ненавидящего и жестокого.

    Многие люди принимают сторону зла и устраивают на земле страшные потрясения, апофеозом которых являются войны. А самую большую черную радость бесам доставляют войны, в которых христиане убивают христиан. Они являются смущением и печалью для верующих, причиной насмешек богохульников, хитросплетенным клубком правды и лжи, и абсурдом с точки зрения простого здравого смысла.

    Христианский взгляд на войну как на явление

      Первый человек, рожденный из материнской утробы, был убийцей. И более того: убийцей брата. Поскольку все люди являются потомками всего одной семейной пары, сотворенной сверхъестественным способом, любая война с библейской точки зрения – это братоубийство. В главе о Каине и Авеле (Быт. 4:2-16) мы видим некое зерно Божьего отношения к войне. Творец пообещал отомстить всемеро всякому, кто убьет Каина, и положил на его облик таинственное знамение, по которому его все узнавали.

      Значит, Бог хочет, чтобы зло в таком его высшем выражении, как убийство, прекращалось. При этом, некий духовный закон обещает всякому мстителю еще большие страдания. Итак, ситуация с первым убийцей была следующая: Каин не раскаялся и убоялся отмщения. Следовательно, если бы он не получил Божьего заверения о том, что не будет убит, то защищался бы от всех, кто попытался бы физически устранить его из среды допотопного человечества, что подразумевало бы новые убийства.

      С точки зрения такого духовного закона из книги Бытие, как «отмщение за месть», освобождение убийц от смертной казни видится оправданным. Бог прямо не сказал в Библии, что этот закон сохранен до конца времен, но и о его отмене тоже ничего не написано. История же человечества просто кричит о факте: кровопролития на земле не прекращались ни на день, а если взглянуть именно на череду испытаний нашего народа в первой половине прошлого века, о чем будет сказано ниже, то Божье слово об отмщении убийцам убийц кажется все еще действующим.

      День особого поминовения усопших воинов – 9 мая

      Война есть зло

      Но одно дело – уникальный случай Каина, который убил один раз, а потом, хоть и не раскаялся, перестал. А совсем другое – когда люди не перестают проливать кровь друг друга в режиме непрекращающейся адской мясорубки.

      Церковь относится к войне как к бесспорному злу: древнюю заповедь «не убий», данную через Моисея, никто не отменил. Бог не хочет войн, но попускает их, исходя из Своей главной задачи – духовного спасения людей. Порой человек начинает задумываться об истине только перед лицом смерти, а веровать в Высшие силы и взывать к ним – под угрозой жестоких страданий, что и становится началом спасения.

      Даже действия воина-защитника считаются вынужденным злом, потому что убийство человеком другого человека в любом случае противоестественно – хоть войны были предвидены Богом, но не были запланированы Им.

      Правило 13 святителя Василия Великого рекомендует вернувшимся с боевых действий воинам, как имеющим «нечистые руки», не причащаться Святых Тайн в течение трех лет.

      Интересно, что книга Исход и книга Иисуса Навина повествуют о том, что Богу было угодно завоевание евреями Святой земли, обещанной еще их праотцу Аврааму. Но тогда имела место одна особая духовная реалия – народы, населявшие Обетованную землю, были языческими, что служило причиной многих злодеяний, поэтому промысел Божий в завоевательных войнах евреев совместил дарование им собственной страны и истребление зла. Последнее совершилось способом, кроме которого Бог уже ничего не мог применить все по той же причине – свободной человеческой воле.

      Библия о войне

      Воплотившийся Сын Божий учит, что один из признаков высочайшего духовного состояния христианина – любовь к врагам (Мф. 5:44). Митрополит Филарет (Дроздов) говорил так:

      «Гнушайся врагов Церкви, рази врагов Отечества и прощай своих личных врагов».

      Про ненависть владыка ничего не сказал.

      Несомненно, воины, от которых христианин защищает своих близких, свой народ, землю и государство, являются его врагами. Но всякий, убивающий агрессора на поле брани должен стараться не пускать в душу ненависть, которая является бесовским признаком, а, следовательно, и препятствием на пути к Небесному Царству, что преодолевается только покаянием.

      Война – это совокупность самых стрессовых для человека условий: не озлобиться в боях по причине реакции на эти условия чисто животного начала человека практически невозможно. Воин, который способен беречь душу от ненависти и относиться к войне как к ремеслу, представляется настоящим сверхчеловеком, а по-христиански – святым. И действительно: Церковь за два тысячелетия канонизировала многих христиан, профессией которых была война.

      Противоположность ненависти – любовь. Господь, принявший ради спасения всех верующих страдания и смерть (2Кор.5:15), назвал самым великим проявлением любви самопожертвование христианина ради всех своих друзей (Ин. 15:13). Но и здесь Бог не сказал: «убивайте ради друзей», а сказал: «положите душу свою ради друзей». Конечно, воину-защитнику приходится убивать агрессоров, но делает он это самоотверженно, с готовностью не вернуться с войны. Герой жертвует собой, стараясь перед собственной смертью отправить в иной мир как минимум двух врагов (или забрать их побольше вместе с собой), либо прикрывая тактическое перемещение группы товарищей.

      День особого поминовения усопших воинов – 9 мая

      Для мужчины-христианина друзья – это не только те его ближние, которые не являются его родственниками или женой. Это еще и все те, кто беззащитен от злодеев. Бог не хочет страданий ни в чем не виноватых детей, стариков и немощных – все они Его друзья, а, значит, и друзья христианина. Поэтому война попускается еще и для приобретения духовных венцов, которыми воина Бог награждает за самопожертвование.

      Другие христианские способы послужить делу защиты Отечества

      Современная война как никогда раньше приблизилась к виду человеческой деятельности, требующей как минимум не уступающих вражеским технологий и системы из узкоквалифицированных специалистов.

      Поэтому когда царство идет на царство, а народ на народ (Мф. 24:7), сделать добро всем слабым и беззащитным людям своей страны мужчина-христианин может не только служа в армии: открытия ученого могут послужить делу изобретения новейшего оружия, а трудами инженера и высококвалифицированного труженика тыла разработка материализуется в инструмент защиты Родины.

      Войны неизбежны до самого Судного дня, поэтому христианину нужно молиться, чтобы ракеты, бомбы, снаряды, созданные в его стране, применялись лишь ради защиты Отечества.

      Мужчина может послужить делу защиты Родины и в священном сане – так через него Бог будет укреплять дух тружеников тыла и бойцов. Но по канонам священнику нельзя убивать даже вооруженных врагов – за это его извергнут из сана. На различных войнах погибло множество священников, не побоявшихся окормлять бойцов в опасных условиях.

      Пятое правило святителя Григория Нисского запрещает рукополагать в священники мужчин, проливших чужую кровь даже вынужденно. Но Церковь послевоенного периода допускала Хиротонию воинов-победителей, потому что подавляющее большинство советских мужчин сражалось против нацистов, и если бы канон соблюдался, у престола молиться просто было бы некому.

      О Великой Отечественной войне

        Вторая мировая, главным этапом которой стала Великая Отечественная война, до сих пор является самой кровопролитной и обширной по охваченным ей территориям.

        Министерство обороны Российской Федерации в 2015 г. обнародовало данные, согласно которым суммарные человеческие потери СССР в Великой Отечественной войне составили 26,6 миллионов человек. О потерях Германии военные историки говорят, что за всю Вторую мировую войну они составили 11,9 миллионов человек.

        День особого поминовения усопших воинов – 9 мая
        Благословение советских войск иконой Казанской Богородицы в Сталинграде в 1942 г. Лысенко А. С.

        В начале войны немецкая армия являлась сильнейшей в мире, поэтому первые после нацистского вторжения месяцы принесли страшные потери Советской армии. Люди думали, что русских как народа и цивилизации скоро может не стать, но после битвы за Москву как немцы, так и советские люди поняли, что вооруженные силы СССР, по крайней мере, не слабее немецких.

        В те тяжелые дни рабочий день тружеников тыла, многие из которых были детьми, был увеличен, выходных не было, а спали прямо у станков и на прочих рабочих местах.

        Как многие мирные люди, так и военные, стали жертвами оккупантских злодеяний, назвать которые даже зверствами не повернется язык – это был настоящий демонизм. Достаточно вспомнить концлагеря.

        На девятистах днях блокады Ленинграда очередной раз в истории исполнились страшные слова Божьи, представляющие собой одновременно пророчество, предупреждение и проклятие:

        «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши… доколе не разорит тебя… и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься… И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих… в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой» (Втор. 28:49-53).

        Известно, что блокадный голод некоторых провоцировал на каннибализм.

        Отечественной войне предшествовали другие кровопролитные годы. Сначала процветающую по некоторым параметрам империю потрясли результаты неправильных политических решений, затем массовое богоотступничество, повлекшее за собой множественные убийства. Потом была гражданская война. Быть может, нескончаемая цепочка убийств и мести действительно накопила в народе духовное зло, описанное в главе Бытия про Каина, и для очищения этого зла потребовался народный подвиг жертвенной любви?

        Победа наших не столь давних предков даровала нам многие десятилетия более или менее мирной жизни, но вновь на глазах у всех история совершает очередной тревожный поворот, напоминающий о конце времен. Это в особенности обязывает к молитве и трезвению христиан (Мф. 24-42).

        День особого поминовения усопших воинов – 9 мая

        Церковное поминовение погибших во время войны

          Священный обычай поминать павших воинов народа Божьего уходит корнями в ветхозаветные времена: Иуда Маккавей после победы над язычниками принес жертвоприношение за павших в сражениях евреев (2 Мак. 12:39-45).

          9 мая ежегодное церковное поминовение воинов-победителей служат в таком порядке:

          • Во время Божественной Литургии на заупокойной ектении совершают особое прошение «о вождех и воинах…».
          • После Литургии служат молебен: Бога благодарят за дарование Великой Победы.
          • После молебна за усопших победителей служат заупокойную литию.

          Бывает и так, что литию служат раньше молебна.

          Не следует забывать, что 9 мая Церковь сугубо молится только о жертвах страшных событий 1941-1945 годов. Записки и сорокоусты с именами воинов, погибших в других конфликтах, кроме некоторых дней, можно подавать почти круглый год.

          Оцените статью
          ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
          Пожалуйста, поделитесь статьей
          PravLife
          Добавить комментарий

          Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.