Тот, кто внимательно вслушивается в слова, произносимые на службе священником, диаконом или одним из лиц клира, наверняка обращал внимание на это слово – «глас». Оно не так часто, но произносится на литургии перед чтением Евангелия, например: «Прокимен, глас осьмый (восьмой – ред.): Помолитесь и воздайте обеты Господу, Богу нашему…» или на Всенощном бдении (перед Апостольскими посланиями или книгами Ветхого Завета).
При этом, глас бывает первый или третий, второй или пятый, четвертый, шестой и пр. Что за слово такое, «глас», что означает, зачем оно объявляется на богослужении во всеуслышание, и что еще надо знать об этом термине?
Глас церковный
«Отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией». В. Одоевский, музыковед позапрошлого столетия.
В ответ на введенный в строку поиска запрос, интернет сначала любезно предоставит примерно такое трактование: «… сокращенный, неполногласный (устаревший – ред.) вид слова «голос», употребляемый как церковнославянизм в высоком и поэтическом стилях речи».
Или такое: «…звук, звучание, мелодия, напев». Хотя это тоже не наш вариант. Но ниже будет добавлено, что «глас» – это многозначный термин, используемый «в православной литургике и музыке». А вот этот вариант ближе к истине. Но обо всем по порядку.
Что такое церковный глас
Наверное, все обращали внимание на то, что напевы во время службы периодически меняются. Иногда на службе душа поет, отстранившись всего внешнего, а иногда сосредотачивается и спрашивает строго с нас. Или плач вдруг – искренний, покаянный.
Иначе и невозможно – такая она, молитвенная мелодия православного церковного пения, которое является формой православного богослужения. На первый взгляд, простая, незамысловатая, но одновременно и величественная, неповторимая, уникальная в любых смыслах этого слова.
Если вкратце отвечать на вопрос – что такое глас в Церкви, можно сказать так: мы имеем дело с одной из ключевых составляющих богослужебного пения в Православной Церкви, без которой оно бы не было таким красивым и глубоким. Это особый мотив, некий мелодический код, используемый в храме для пения и создания торжественности и величия атмосферы.
В более широком смысле речь идет о целой музыкальной системе из нескольких ладов (гласов), а, точнее, – об определенном пакете мелодий (напевов, мотивов), на которые исполняются в храме те или иные богослужебные песнопения Церкви.
Где, зачем и кем была создана система гласов
Известно, что система гласов для певческого оформления богослужения образовалась в Византии, в средние века. Создатели руководствовались, прежде всего, необходимостью создания единого стандарта церковного пения, использование которого было бы доступно каждому храму империи.
Кому понадобилось навести порядок в мелодиях с текстами, уточнив их характер, порядок и последовательность исполнения?
Согласно преданию, знаменитая система восьми гласов (о(во)сьмогласия) в Православной Церкви (принявшей принцип осьмогласия от Греческой Церкви) является музыкально-теоретической основой любой службы, подчиняющей себе большинство богослужебных текстов.
Основателем системы стал систематизатор христианского вероучения, автор канонов, житий, богослужебных текстов, «Трех защитительных слов в поддержку иконопочитания» и проч., а также возможный автор одного из образов Богородицы «Троеручица», прп. Иоанн Дамаскин.
Сколько гласов в богослужении Православной Церкви
Как уже было сказано, в нашей Церкви используются 8 гласов, которые и образуют (в)осьмигласную систему гласов. Первые 4 из них считаются основными (их еще называют автентическими), а остальная четверка – плаг(и)альные (то есть, производные, зависимые, например, 5-й глас к 1-му гласу, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му).
В Русской Церкви они называются так: 1-й, 2-й, 3-й ,4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й, а в Греческой – 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв.
Если выразиться еще точнее, то эти гласы составляют так называемую систему «осмогласия» (восьмигласия), коснувшуюся почти всего главного фонда церковной музыки. И большинство песнопений одной недели подчиняются именно одному из них, что является одним из главных принципов уставности. Отсюда и разное звучание тех же самых песнопений во время богослужений в разные периоды времени.
Эти восемь недель, в течение которых звучит очередной глас, образуют осьминедельный (восьминедельный) гласовый круг.
Что исполняется в храме на гласы и зачем их оглашают
В богослужении употребляются несколько типов песнопений:
- тропарь (главное песнопение дня во имя святого или церковного праздника);
- кондак (песнопение, отражающее важность одного из этих событий);
- стихира (песнопение, поемое после отрывков псалма или другого отрывка Писания);
- ирмос (нечто похожее на заглавия, которыми начинаются все песни канона);
- прокимен (несколько раз повторяющийся отрывок псалма) и т.д.
Для каждого вида этих и других церковных песнопений устанавливается разный мотив. И чтобы хор знал, что сейчас следует исполнять песнопения в определенном напеве (то есть, именно этого гласа), для этого диакон, чтец или канонарх и называют номер гласа.
Например, если поется прокимен какого-то гласа, скажем, шестого, чтец так и читает: «Прокимен, глас шестый…», и хор, пользуясь нотами, поет прокимен, на установленный именно для этого гласа мотив. При этом, клиросу, чтобы песнопение было правильно исполнено, следует не только номер гласа знать, но еще и его тип (тропарный, для стихиры и т.п.).
Таким образом, все восемь гласов еженедельно сменяют друг друга, начиная с вечера субботы (на воскресной Всенощной). Все это время с этого дня для постоянных или неизменяемых частей богослужения (например, антифонов) используется только один из гласов до утра субботы следующей седмицы.
Гласы начинают счет со 2-й седмицы после Пасхи. За седмицей первого гласа идет седмица второго гласа, и так – до последнего, восьмого, а после – снова все повторяется по кругу. И каждый день содержит изменяемые части богослужения.
Поскольку у каждого гласа есть своя вариация для пения песнопений и разные мелодии, местами они почти аналогичны и находятся в рамках конкретного гласа. Между тем, мотив у предначинательного псалма и «Блажен муж» в начале Всенощной, согласно Уставу, 8-го гласа, а «Свете тихий» распет – на все восемь.
К сожалению, так сложилось, что не все, что полагается петь на службе, сейчас поется. Да и не везде это делается. Чаще, вместо пения, читается, поэтому благолепие богослужения умаляется.
Характер исполнения песнопений
О нем подробнее пишется в церковном уставе. Например, «Честнейшую…» положено петь «велегласно»; «Господи помилуй» на малой вечерне и полунощнице – «кротким и тихим гласом» и т.п. Встречаются такие указания: «велегласно и косно» (громко и медленно), «со сладкопением», «скоро» и др.
Есть такая рекомендация: богослужебной мелодии полагается быть чистой, бесстрастной, премирной, «духовной».
У каждого из восьми гласов есть не только своя мелодическая особенность, а и содержательная. Познакомимся с краткой их характеристикой.
Первый
Это, прежде всего, Пасхальный глас, в котором представлена Пасхальная служба (как и в параллельном к нему, пятом гласе). Глас небесной красоты, по мнению ранних церковных писателей, мерный, важный, величественный и наиболее торжественный.
Его называли светозарным, сравнивая с солнцем, преисполненным божественного величия, славы и духовной радости, не допускающим сна, лености, вялости, грусти и смущения. Его поют легко и торжественно, настраивая душу на возвышенные чувства.
Этим напевом поется стихира Рождества Христова: «Небо и земля днесь…» и тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…».
Второй
Это, прежде всего, глас Великой Субботы, отличающийся нежностью, трогательностью, умилительностью, расположением к любви и состраданию, и выражающий кротость, благоговение. Это хорошо передано в тропаре Нерукотворенному Образу «Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий…».
Второй глас, отражающий переходное состояние души, преобладает с параллельным ему, шестым, в песнопениях богослужений о упокоении.
Третий
Предпоследний. Для него, твердого и мужественного, создано не так много попевок и песнопений. Ему, отличающемуся схожестью с бушующим и неспокойным морем, характерен тропарный распев, глубоко задевающий струны души человеческой.
Самым распространенным является кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресещественнаго раждает, и земля вертеп…». Не менее красива и стихира праздника Входа Господня в Иерусалим: «Прежде шести дней бытия Пасхи, прииде Иисуус во Вифанию, воззвати умерша четверодневна…».
Четвертый
Восхитительный глас светлого блистательного торжества чаще всего встречается в богослужении. Он быстрый, торжественный, пробуждает веселие и радость, но ненавязчиво напоминает о греховности человека и покаянности.
На него поют тропарь Рождества Христова: «Рождестве Твое, Христе Боже наш…». Очень красиво звучит напев для стихиры Богородицы: «В шестый месяц послан бысть Архангел к Дееве Чистей…».
Пятый
Плагальный к первому. Имеет плачущий мотив и грустный текст, что проявляется чаще в заупокойном песнопении «Покой, Спасе наш…». Хотя на пятый глас, как на продолжение 1-го, поют и радостные тексты, например, стихиры Пасхи.
Шестой
Плагальный ко второму, написанный в миноре. Но, несмотря на то, что мелодия передает глубокую скорбь, настраивая на печаль, плач и покаяние, мотив наполняет душу благоговейным умилением.
На этот глас положено несколько канонов утрени Великого Четвертка, Великой Пятницы и Великой Субботы, а также канон погребения мирян, великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и многие песнопения во имя святых отцов и святителей. Но есть и радостные мотивы, к примеру, стихиры Пасхи.
Седьмой
Плагальный к третьему. Реже других встречается, этим и уникален: мягкий и трогательный напев, отличающийся мужественностью и простотой, за которой скрывается глубокое и непостижимое. Он вдыхает бодрость и упование, убеждает и мотивирует.
На него положен тропарь Преображению Господню, ярче всего раскрывающий красоту гласа: «Преобразился еси на горе, Христе Боже…».
Восьмой
Плагальный к четвертому. Устремленный к Небесному и созерцанию, царственный и трубный глас похвалы, полноты и совершенства возводит ум к высоким материям, выражает веру в жизнь вечную, указывает на полноту и совершенство Небесного.
На этот мотив положен тропарь праздника Троицы: «Благословен еси, Христе Боже наш…», а также «О преславного чудесе», «О Тебе радуется» и прочие песнопения, подчеркивающие восклицательную сторону напева. А еще немного печальный и умилительный глас идеально ложится на песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
Кроме указанных гласов, есть и такие, непохожие на них, напевы – самогласен и подобен, отличающиеся красотой мелодии.