«Кто хочет спастись, тот должен, прежде всего, содержать кафолическую веру, коей если кто не соблюдет в целости и непорочности, тот, несомненно, погибнет навсегда» (святитель Афанасий Великий, «Символ веры»).
Такие строгие слова говорит святитель Афанасий Великий. Всякий, кто желает спастись, обязан веровать так, как учит святая Матерь-Церковь, вне которой нет спасения. «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) – говорит Спаситель. Именно Церковь Господня, Церковь Православная есть Ковчег Спасения для всех в нее вступающих. Кроме этих слов Спаситель предупредил Своих учеников об опасности отпадения от истины: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).
И в истории Церкви эти слова как никогда были актуальны: ереси, расколы, самопровозглашенные «пророки» и лжеучителя (Монтан, Прискилла, Манес из древних, Виссарион, Мария Деви, выдающая себя за православную колдунья Ванга), и этот список можно продолжить на несколько десятков страниц. Поэтому для современного православного христианина важно разбираться в проблеме сект, действующих повсюду, чтобы не угодить в ловушку дьявола.
- Суть проблемы
- Что такое секта, и почему это опасно?
- Сектантство – зло
- Последствия нахождения в секте
- Как распознать секту: основные признаки
- Методы для привлечения новых членов
- Использование «маски» православия для введения в заблуждение
- Лесть и создание чувства «избранности»
- Социальная помощь, запугивания, страх
- Как защитить себя и близких от попадания в секту?
Суть проблемы
С 90-х годов лжепроповедники Запада, как и подобные им в России, воспользовались приближением 2000 года. Многие ждали в нем конца света и прихода Мессии для суда над человечеством. Трудно не оценить наличие «голода» по духовному после многих лет атеизма и запрета религии. Люди стали массово попадать в секты и культы, основанные лже-проповедниками.
Огромное количество нео-протестантских общин появились в России, принеся с Запада учение, чуждое православному. Пользуясь тем, что Церковь была ослаблена атеизмом в годы гонений, им удалось переманить к себе ее верных чад.
Лже-проповедники появлялись и среди православных христиан. Таких людей называли «младостарцами» – это пастыри, которые сами сбились с пути, обуянные гордыней, ложными учениями, прельщенные демонами, требующие подчинения себе духовных чад и получающие от власти удовольствие. Даже искренне верующие люди, но плохо знающие свою веру, являясь доверчивыми и открытыми, могут угодить в секту. Равно как и более подготовленный человек может оказаться под «покровом» младостарца, думая, что послушанием исполняет волю Божию.
Что такое секта, и почему это опасно?
Слово «секта» означает в переводе с латыни «учение», «направление», «школа». Так называется группа людей, которая отделилась от массовой религиозной организации и противоречит ей в учении. Секты выходят и из Православной Церкви, из отколовшихся от Церкви сообществ, от исламской общины, иудейской и т. д.
Секта отличается от традиционной религиозной общины тем, что исповедует отличное от нее вероучение и иной бытовой уклад своих адептов. Один важный момент: если в религиозной общине люди следуют чему-то, во что-то верят (идее, Богу, духов), то в секте все следуют лидеру-основателю, подчинение которому и есть часть доктрины. Слова лидера запрещено критиковать – он требует беспрекословного подчинения себе. Иногда лидер считается святым при жизни и даже обожествляется.
Сектантство – зло
При нездоровом отношении к своему «гуру», человек становится его рабом, превращаясь в раба и самой системы в секте, где практикуются: отречение от родных; запрет лечиться у врачей (секта Надежды Антоненко); отстраненность от общества (жизнь в поселении среди лесов в городе под названием «Новый Акрополь»); психологическое и физическое насилие над адептами (секта Виссариона) и многое другое. Среди противоправных действий сектантов – нападение на Софийский собор в Киеве «Белым братством» Марины Цвигун (Мария Деви), позже судимой; массовые самоубийства в сектах «Орден солнечного храма» и «Храм народов» и т.п.
Крайне опасны псевдоправославные секты. Убиенный отец Даниил Сысоев описывает секту «Новых симоновцев», их отношение к рождению ребенка в одной из семей адептов: «Когда в одной семье родилась девочка, мать ее также находилась под духовным окормлением «старцев». Узнав о рождении ребенка, «старцы» вознегодовали и запретили его кормить через полтора месяца после рождения, что привело малышку к дистрофии последней степени. Даже в больнице, куда ребенка поместили силой, мать не подпускала к нему врачей, мотивируя тем, что сначала должен приехать «старец» и дать благословение на лечение. Лжестарец благословил не кормить Машу, чтобы та «умерев, искупила грехи родителей». Когда ребенка выходили, «старцы» благословили кормить ее только постной пищей» («Искушения наших дней. В защиту церковного единства»).
Последствия нахождения в секте
Попадая в секту, человек отказывается от привычного образа жизни, обрывает общение с друзьями и родственниками, становится асоциальным. Отрицая медицинскую помощь, он подвергает опасности (вплоть до смертельной) собственное здоровье. Если в секте требуется совершение противоправных действий, человек преступает закон, впоследствии попадая под уголовную ответственность. Опасностью для верующего христианина, кроме указанных, является также отрыв от Матери-Церкви и духовная погибель.
Как распознать секту: основные признаки
Сектантские группы имеют совершенно иное вероучение, отличное от православного (даже если группы выходят из православной среды), искаженно понимают Священное Писание, в отличной от церковной традиции. Бывает так, что богословие секты «развивается».
Лидеры сект возводятся в ранг пророков, святых при жизни, или даже обожествляются. Младостарцы в православных группах считают себя благодатными духовниками, которые учат «верно и безошибочно», хотя таковыми не являются.
Задачей секты является изоляция своих адептов от общества и социума. Мир через кривые линзы секты кажется плохим, злым. Внушается мировоззрение «мы – они». Мы – друзья, хорошие люди. Они – враги, плохие люди.
Быт и окружение адептов контролируется лидером. Внутри группы поощряются доносы. Строго запрещается мыслить критически, общаться с теми, кого выгнали/кто ушел из группы, читать критическую литературу, изучать историю группы (она в прошлом может иметь негативный окрас). За нарушения правил человека «отлучают» от собраний секты.
Методы для привлечения новых членов
В сектантских группах лидеры воздействуют на сознание своих адептов. Используется «игра на доверии» (посмотри, какой наш лидер хороший, сколько он сделал для нас – как не доверять такому человеку?). Человеку же, наоборот, внушается, что он плохой (взгляни, какой ты грешник, а наше общество тебя приняло; ты до сих пор такие-то пороки еще не поборол).
В сектантских группах все «взлеты» приписывают секте (смотри, тебя повысили на работе, у тебя поправилось здоровье, тебя восстановили в университете и т.д.; если бы не сообщество, то этого всего не было). В данном случае игра на незнании доверчивым человеком простого принципа: «после, не значит, что вследствие».
Наоборот, неудачи приписывают исключительно самому человеку (видишь, ты нарушил заповедь, пропустил собрание, не почитаешь нашего лидера, вот тебе и наказание за это). При такой аргументации секты стоит вспомнить слова из книги Экклезиаста:
«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл. 9:11).
Использование «маски» православия для введения в заблуждение
Секты и культы часто мимикрируют под традиционную религию страны, где основаны. В православной среде это также практикуется. Например, секта «Богородичный центр» называется «Православная Церковь иконы Богоматери Державная», секта Надежды Антоненко позиционировала себя как православный медицинский центр, прикрываясь благословениями священнослужителей. Культами используются благословения священников, которые почили или ушли в раскол.
Используя ложь, культы втираются в доверие к людям, которые верят им и не проверяют информацию.
Лесть и создание чувства «избранности»
В сектах в людях воспитывают чувство избранности. Внушается мировоззрение «особенных людей»: мы – лучшие и знаем истину; они – никто, и все в заблуждении. Часто группа замыкается только в такой «истинности» вокруг своего лидера, даже если она и малочисленна.
В псевдоправославных группах гуру делают из младостарца: «все экуменисты, мы одни канонические», «у нас священников и епископов истинных нет, только наша группа одна спасается». Подобные утверждения являются плодами бесовской «прелести».
Социальная помощь, запугивания, страх
Нередко сектанты вовлекают людей через оказание помощи. Потом создается психологический капкан в сознании адепта: «они же мне помогли, как я теперь уйду от них». И притупляется критическое мышление: «разве тот, кто бескорыстно помог, может быть плохим человеком?».
Для сектантов лакомые кусочки – это люди с зависимостями, оказавшиеся в сложном положении; потерявшие близких. Одних пытаются «лечить», вторым дают одежду и деньги. В итоге, когда человек окажется внутри сообщества, на нем заработают больше на пожертвованиях в общину, бесплатной работе на нее, и выиграют на вербовке других членов, которых приведет бедолага в знак «благодарности». Те тоже будут приносить в общину деньги и вербовать других, и в итоге, такая цепочка становится бесконечной.
Людей, которые пережили нервное потрясение из-за несчастья, «бомбят любовью». Здороваются, улыбаются, предлагают милое общение, дружбу, высказывают слова поддержки. При удачной вербовке отношение становится ровным.
При попытке покинуть секту, человека сразу запугивают страхом скорой смерти и неизбежного ада, полосы неудач, болезней, скорбей. Навязывают чувство вины: «как ты можешь уйти после того, что общество сделало для тебя?».
Как защитить себя и близких от попадания в секту?
Кто предупрежден – тот вооружен. Христианам, доподлинно изучившим свою веру, сложнее попасть в группу, практикующую ложное учение. Но для этого необходимо расширять свои познания постоянно, благо, сейчас многочисленная литература находится в открытом доступе.
Прежде всего, нужно изучить историю той общины, в которую вы или ваш близкий попали. Важно узнать, нет ли у группы темного прошлого, судимости ее лидера; не числится ли община в списке сект в учебнике по сектоведению; не запрещен ли в служении духовник, к кому попали вы или близкий; не внушают ли мысли, что «все монастыри и храмы никуда не годятся, только мы – истина», «все курсы и тренинги в сравнении с нами – ничто».
Не просят ли вас скрывать от родных и друзей, что вы посещаете курсы/тренинг/приход, куда попали, нарушать закон; не просят ли обязательных пожертвований/помощи в чем-либо. Не оправдывают ли «ложь во благо» для достижения целей. Не скрывают ли информацию об организации, нет ли тайного учения в группе. Как правило, в сектах всю неприглядную информацию раскрывают всегда после того, как человек уже вольется в группу и будет беспрекословно доверять.
Любой секте присущ тоталитарный контроль. Духовник-младостарец требует полного подчинения: в отпуск ехать с его благословения; работу менять так же; покупать дом лишь там, где он скажет; жениться/выходить замуж или принимать монашество – только по его благословению и т.д. Такие вещи называются «деструктивным духовничеством» и совершенно недопустимы. Священник отвечает на духовные вопросы верующего (что является грехом, как победить страсть, как не впасть в искушение и т.д.). В личную жизнь ни один духовник не имеет права вмешиваться.
«Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего, учить все народы: идите, научите все народы (Мф 28: 19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа – не для тебя посланы апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет» (Святитель Филарет Московский, «Слова и речи»).
Такие слова об обязательности образования христианина писал митрополит Филарет. Но человек зачастую ограничен временем и обстоятельствами, ему не всегда удается обладать полнотой знаний к моменту попадания в деструктивное сообщество и общину. Поэтому необходимо обращаться за помощью к священнику, который все объяснит, вовремя наставит на путь истинный.
Как говорил известный сектовед А. Л. Дворкин, у сектоведов есть поговорка «у каждого есть свой гуру и не дай Бог вам когда-нибудь его встретить».
Никто не застрахован от попадания в псевдоправославное сообщество или к деструктивному духовнику. Но тот, кто хранит верность Матери-Церкви и руководствуется ее учением, тот сможет беспрепятственно покинуть секту или просто не дать себя в нее вовлечь.
«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105).