Из людей, придерживающихся того или иного вероучения, особенно выделяются монахи и монахини – те, кто ведут образ жизни, не похожий на обыденность обитателей городов и прочих поселений.
Кроме занятия духовной практикой религии, к которой принадлежат эти необычные люди, вот что еще можно сказать о монашествующих: они неприхотливы в еде и одежде; не слишком требовательны к своему жилищу; не строят долговременных планов и живут одним днем; не накапливают значительных денежных сумм; как правило, вообще не имеют в собственности недвижимости, автомобиля и иного недешевого имущества; не имеют семьи; не любят, когда вокруг слишком много людей и предпочитают полное одиночество или жизнь в общине таких же, как они сами.
Разумеется, кроме сходства в образе жизни монахов разных религий, существуют еще и отличия, которые проистекают главным образом из их вероисповедания. Рассмотрим различия между двумя языческими монашескими традициями – индуистской и буддийской – и христианским монашеством.
Монашество в индуизме
Духовный идеал индусов – просветление и выход из так называемой сансары – по их представлениям существующего круговорота смертей и перерождений в разные объекты неживой природы и живых существ.
Монахи в индуизме называются термином «са́дху», что на санскрите означает «добродетельный человек» (термином «садхви» называется монахиня-индуска). Сам корень «садх» переводится как «достичь», «выпрямить» и «победить-покорить».
Монахи индуизма живут в лесах, пещерах, хижинах или городах – в индийских храмах и ашрамах. Немонашествующие индусы часто обращаются к ним словом «баба́» – отец, дядя. Бабаджи – это более уважительное обращение. Одни (как правило, селяне) считают их совершенными людьми, сжигающими свою и общую карму (духовные последствия человеческих деяний), боятся их проклятий, ценят наставления, верят в их благословения и целительство, и, разумеется, посильно обеспечивают материальную сторону жизни аскетов. Садху часто выступают в роли судей, когда люди конфликтуют по тем или иным вопросам. Другие (горожане) относятся к ним равнодушно или подозрительно.
Некоторые садху обладают имуществом, от которого получают доход на пропитание. Те монахи, которым пожертвований не хватает, живут в нищете и впроголодь.
Всего в Индии около 5 миллионов садху.
Когда садху просыпаются, они омываются в холодной воде – желательно в горной реке. Если они живут группами, то после омовения собираются вокруг священного огня и начинают медитировать и молиться.
Кумбха-мела – это всеобщий фестиваль садху, проводимый в святых для индусов местах, и самое большое регулярное собрание людей в мире. Он проходит раз в три года.
Одни садху постоянно паломничают от одного святого места к другому – в древности таких монахов называли словом «шрамана». Другие отшельничают либо имеют одного или нескольких учеников. Многие живут в больших общинах (как бы индуистских монастырях) – вышеназванных ашрамах.
Аскеза монахов-индусов имеет разные уровни. Садху могут много лет стоять на одной ноге или не произносить ни слова. Но большинство ограничиваются простыми поклонением, постом, хатха-йогой, медитацией под действием природных одурманивающих веществ, пощением и прочим.
Индусы почитают коров как священных животных, поэтому приверженцы этой религии вообще не едят говядину. На другую животную пищу строгих запретов нет, хотя существует ахимса – предпочтительный для индуизма принцип ненасилия. Именно поэтому садху придерживаются вегетарианства. Часто монахи-индусы носят одежду цвета охры, что символизирует отречение от мирских благ.
Вот лишь некоторые религиозные группы такого масштабного и многообразного духовного явления, как индуизм:
- Натхи – это самый большой йогический орден шиваитов.
- Нага-бабы́ – это монахи, не носящие одежд, но отращивающие длинные бороды и волосы, которые сваливаются в так называемые дредлоки.
- Агхори общаются с духами – с христианской точки зрения, понятно, какими – и часто живут на кладбищах.
Монашество в буддизме
Современное буддийское монашество – одна из древнейших форм аскетической религиозной жизни, сохранившихся до наших дней. Монашество – один из столпов буддизма, заложенный самим Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни Буддой, жившим в V-IV веках до нашей эры.
Вышеназванную в разделе про индусов дхарму могут практиковать и буддисты-миряне, но так называемые тхеравадинские писания считают монашество предпочтительной духовной стезей.
Сохранение и распространение учения Будды, а также обучение мирян – одна из важнейших обязанностей следующих по пути основателя религии монахов (бхикшу) и монахинь (бхикшуни).
Как буддист становится монахом и каким после этого становится образ его жизни
Буддист перед посвящением в бхикшу или бхикшуни должен хотя бы год побыть шраманерой или шраманери (послушником или послушницей) и исполнять буддийские заповеди (шилу). Возраст кандидата в шраманеры колеблется от 7 до 70 лет. В монашество шраманер посвящают после 20-ти лет.
Буддийские аскеты подчиняются сотням строгих правил (Винаи), которые отличаются в разных местах и менялись в течение разных эпох. Для бхикшуни правил больше, чем для бхикшу.
В этой древней традиции нет единой иерархии и общего духовного центра управления, поэтому взгляды на религиозную жизнь вообще, и на монашество в частности, иногда во многих группах менялись, что приводило даже к расколам сангхи (общины). Что же касается Далай-лам, с XVII в. до 1959 г. так называли тибетских теократов с резиденцией в Лхасе. В наши дни обладатели этого титула ограничиваются статусом духовного лидера тибетских буддистов.
Монашествующим буддистам целибат обязателен. Их пищевые ограничения разнятся в зависимости от традиции той или иной школы или местности. Монахам кодекс Виная запрещает пользоваться деньгами, поэтому в их общинах готовят миряне, которые также жертвуют бхикшу и бхикшуни готовую пищу.
Будда не назначал себе преемника и не включал в свод монашеских правил необходимость беспрекословного подчинения наставнику, поэтому решения в общинах принимаются коллективно, а иерархии как таковой нет. Аббатов выбирают из одаренных управленческими данными здоровых тружеников. Все это не отменяет уважения к старшим.
Внутрирелигиозные разногласия о буддийском монашестве
Тексты буддийской школы, называемой Тхеравадой (учением старцев), распространены в Юго-Восточной Азии. Они утверждают, что преемственность мужского и женского монашества со времен Будды существовали раздельно. Получается, Сиддхартха отдельно посвящал бхикшу и бхикшуни, а затем посвятить человека в монахи мог только старший бхикшу, а в монахини – старшая бхикшуни. Те же тексты утверждают, что сейчас настоящих буддийских монахинь нет – их преемственность якобы оборвалась между XI и XIV веками. Так, школа Ваджраяна, что находится на Тибете и в Непале, вообще никогда не знала женского монашества.
Но касательно как принципов посвящения аскетов-буддистов в бхикшу и бхикшуни вообще, так и вышеназванного утверждения писаний Тхеравады в частности, в самом буддизме нет единства: например, во многих северных школах монах может посвятить лицо женского пола в монахиню.
Христианское монашество
Цель христианской жизни – спасение души, но как для Бога, так и для самого верующего желательно стремление спасаемого к личной святости. Одним из путей к этой цели является монашеская жизнь. Настоящие христианские монахи и монахини – мертвецы для скоротечной земной жизни.
Молитвой, послушанием и терпением скорбей они сражаются против духов зла и духовно стремятся стать обитателями Небесного Царства еще до телесной смерти. Рассмотрим особенности этого духовного пути на примере православного монашества. Для удобства будем обозначать все связанные с этим явлением понятия словами мужского рода, подразумевая, что все описанное касается и женского монашества тоже. Разумеется не в части, касающейся монашествующих священнослужителей, потому что женщины в православии не допускаются ни в один сан.
Как становятся членами монастырской братии
Обычно мирянин, размышляющий о монашеской жизни, паломничает по монастырям и становится в одном из них, или в нескольких поочередно, трудником – благословленным на жизнь при обители немонашествующим помощником братии. Трудничать в монастыре могут даже дети, если они приехали со старшими родственниками или опекунами.
После этого совершеннолетний трудник, не имеющий в миру тех, о ком с точки зрения христианской любви он должен заботиться, может стать послушником и получить благословение на ношение подрясника, кожаного пояса и головного убора, называемого скуфьей. Чтобы стать членом братии, обязательно нужно быть психически здоровым и, как правило, не иметь инвалидностей, могущих воспрепятствовать монастырскому труду. Послушник не дает никаких обетов и спокойно может покинуть монастырь.
Когда послушник поживет среди братии год или два, он может высказать свое желание посвятить остаток своей жизни монашеству. После этого игумен постригает его в рясофор и облачает в рясу и клобук – головной убор с наметкой. Такой брат уже называется иноком. Иногда рясофорному монаху дают новое имя.
Срок, в течение которого инок живет в рясофоре, определяет игумен, после чего рясофорный насельник монастыря дает окончательные обеты (безбрачие, послушание и нестяжание) и проходит постриг в мантию (малую схиму). Так становятся собственно монахами. Игумен нарекает его новым именем и вручает четки. Монах облачается в мантию – накидку со шлейфом, которую носят по дороге в храм, на богослужениях и по дороге обратно в келью.
Схимонах (великосхимник) – это духовно опытный аскет и молитвенник, как правило, старец. Монаха постригают в великую схиму и вновь меняют ему имя после того, как он даст обет особенно строгого подвижничества. В остальных аспектах монастырской жизни схимонах свободнее прочих собратьев – он сам решает, что и когда ему делать и в какое место монастырских владений и когда ему идти. Схимонах облачен, в числе прочих монашеских одеяний, в мантию и куколь (вместо клобука) с изображениями орудий страстей Господних, текстами псалмов и другими символами.
Особенности жизни в православном монастыре
Послушанием в монашестве называется не только подчинение старцу как духовному наставнику, но и работы по обеспечению материальной стороны жизни обители, а также все дела, связанные с богослужением и помощью паломникам. Ради послушания можно не ходить на богослужение.
В некоторых монастырях различные решения принимаются по результатам братского голосования. Право голоса в таких случаях имеют и послушники.
Паломнические поездки монахов или посещение родственников в миру могут вносить изменения в ритм жизни насельника, поэтому все они совершаются по благословению игумена. Без благословения настоятеля монастырские владения вообще никому из братии покидать нельзя.
Богослужения в монастырях также совершают монахи, рукоположенные своим правящим епископом в священные чины, а также удостоенные особой чести – иеродьяконы, архидьяконы, священноиноки (священнослужители с постригом в рясофор) иеромонахи, архимандриты, схиархимандриты и другие схимники в священном сане. Служат и рукополагают монахов в обителях и схиепископы – архиереи, не ведущие прочих обычных для своего сана дел и давшие обет особых духовных подвигов.
В женских монастырях богослужебное расписание для монашествующих священнослужителей (желательно, пожилых) составляет игуменья.
В православных монастырях вообще никто не ест мясо. Когда позволяет устав, насельники за трапезой могут вкушать рыбу, яйца, молочные продукты, морепродукты, и немного вина.
Пустая болтовня в православных монастырях запрещена – таковой считаются даже разговоры на духовные темы, если они не происходят наедине с наставником. В обители все слова – это либо молитвы и проповеди, либо обсуждение насущных дел.