В гражданских отношениях суд представляет собой орган власти, который выражает различные правовые полномочия посредством следования законодательной базе РФ. Физическое лицо, так или иначе нарушившее закон, несет административное или уголовное наказание. Частный суд в православии имеет эпитет Божий, потому что речь идет о суде, совершаемым Богом.
Что такое частный суд?
После смерти человеческая душа попадает на частный суд к Богу, где он через своих Ангелов решает, какой будет ее участь на Страшном суде. Если преставился праведник, то он будет достоин райских блаженств, если же грешник, то его душе предстоят испытания; но, в любом случае, молитвы ближних усопшего и святой Церкви благотворно скажутся на участи самой души.
Частный суд совершается с помощью Ангелов, которые являются Божиим орудием правды и справедливости. Душа праведника сразу же поднимается на небо по велению Божию. Так, например, Пресвятая Богородица была взята на небо вместе с телом, так как была праведна. Сам человек всю свою земную жизнь совершает какие-либо поступки, которые приближают или отдаляют его от Бога. Именно поэтому исход частного суда зависит от нашей духовной деятельности, нравственных поступков и поведения. После частного суда, когда Ангелы вынесут по душе предварительные итоги, начинаются воздушные мытарства.
Мытарства
О воздушных мытарствах мы узнаем из Священного Писания и Священного Предания, и они представляют собой тяжелые испытания, которые устраивает дьявол душе, направляющейся к небу. Коварный враг человечества хочет завладеть бессмертной душой и после смерти, поэтому предостерегает ее в воздухе, устраивает всяческие искушения и унижения, чтобы через эти действия показать ее неспособность к вечной райской жизни. Евсевий, епископ галликанский, сообщает:
«Пред разрешением от тела поздно будет душе раскаиваться в своих беззакониях. Увы! Что будет с нею, когда виновники смерти (злые духи) начнут влачить ее по обширному воздушному пространству и водить темными путями?».
Таким образом, даже святые очень серьезно относятся к теме воздушных испытаний, поскольку они совершаются дьяволом.
В разных местах на своем пути с души усопшего спрашиваются его грехи. Места, в которых испытывается душа, называются мытарствами. Из Евангелия мы знаем историю о мытаре – человеке, собирающем подати (налоги). Мытарства устроены таким образом, что каждое из них ориентировано на определенный вид грехов. Если человеческая душа при жизни была подвержена этому греху, то и мытарства ей будет преодолеть сложнее.
Известный священник, протоиерей Олег Стеняев создал целую книгу «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать». Он опирается на различные высказывания святых отцов и православное учение в целом. Священник подробно описывает различные точки зрения на воздушные мытарства, рассказывает об их месте в жизни православного христианина. Стеняев называет смерть некой «точкой невозврата». Это означает, что при жизни человек может все изменить, принести покаяние и, тем самым, избавить себя от будущих воздушных мытарств.
Откровения о мытарствах блаженной Феодоры
У одного известного святого, преподобного Василия, была послушница Феодора. Когда она преставилась в иноческом чине, ученик старца Григорий стал сильно просить его показать, достигла ли душа Феодоры райских блаженств, и как это было. И так по молитвам святого старца, во сне Григорий увидел блаженную Феодору и те мытарства, которые ей пришлось испытать. Отсюда и мы сегодня имеем представление о природе дьявольских мытарств.
Первое испытание направлено на грех празднословия. Святая блаженная Феодора описывает его так:
«Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и тем более срамного».
Бесы словно вели особую канцелярию всех нечистых речей человека. Первое мытарство выставляет следующие грехи: празднословие, кощунственные слова, праздный смех, бесстыдные песни, праздные беседы.
Второе мытарство именуется мытарством лжи. Здесь с человека спрашивают за клятвопреступление, ложь, поминание имени Господа всуе.
Третье мытарство связано с клеветой, четвертое – с чревоугодием. Далее следуют лень, воровство, сребролюбие, лихоимство, неправда, зависть, гордость, памятозлобие, гнев, убийство (мысленно, словесно или помышлением, сюда же входит грех аборта, нанесенные кому-либо удары, телесные повреждения, участие в драках), чародейство, блуд, прелюбодеяние. Всего испытаний двадцать, и они полностью сканируют человеческую душу, при этом, каждое следующее жестче предыдущего.
Самые серьезные мытарства последние. Это содомские грехи, ересь (отступничество от православной веры), кощунство, поношение Господа Бога, и, наконец, жестокосердие. Если человек соблюдал все молитвенные правила, вел постническую жизнь, но не оказывал сочувствия и духовного участия к своему ближнему, то он низвергается в бездны ада. Это самое жестокое и грозное испытание князя тьмы. Поэтому при жизни необходимо стараться не только не совершать жестоких дел, но и приносить искреннее покаяние в содеянном.
Откровения о воздушных мытарствах в житиях святых
Воин Таксиот
Помимо рассказа блаженной Феодоры, нам известны и многие другие истории из житий святых об их мытарствах. Одним из таких святых является воин Таксиот. Этот человек жил в Карфагене, где в то время свирепствовала серьезная моровая болезнь. Испугавшись смерти, Таксиот покаялся перед Богом, но через несколько дней впал в грех блуда с чужой женой и умер от укуса змеи. Уже через несколько часов после погребения, из могилы послышались мольбы о помиловании.
Воскресшего Таксиота раскопали, и, придя в себя через несколько дней, с великим трепетом он поведал о том, как увидел по смерти двух страшных эфиопов, затем прекрасных юношей-ангелов, которые понесли его душу через все мытарства, но остановились перед мытарством блуда, где демоны захватили душу Таксиота и понесли вниз, поскольку он не раскаялся в блуде с чужой женой. После воскрешения Таксиот прожил 40 дней и принес искреннее покаяние во всех грехах.
Макарий Египетский
Святой преподобный Макарий Великий (Египетский) шел по пустыне и набрел на высохший человеческий череп. Из него доносился странный звук. Услышав его, святой наклонился над черепом и спросил его, кто он. Череп ответил, что он жил в языческие времена и сам был начальником идолопоклонников. Теперь он и его соратники находятся в аду – их непрестанно жгут языки пламени, и они совсем не видят друг друга.
Когда святой молится о грешниках, находящихся в аду, они начинают немного видеть и так получают утешение. Череп рассказал преподобному, что самые тяжкие мучения получают в аду те, кто имел радость познать Господа, но в дальнейшем отрекся от него. Тогда святой понял, в чем справедливость Божия. Он оказывает милость даже тем, кто при жизни не знал Господа, но за кого совершаются святые молитвы.
Лестница Иакова
В книге Бытия из Ветхого Завета содержится удивительное описание необыкновенной лестницы, которая простирается от земли до самого неба. Именно такая лестница привиделась во сне патриарху Иакову. В данном случае прообразом лестницы является Пресвятая Богородица – ведь через нее Сам Господь сошел на землю в образе человека. По этой лестнице человек может взойти на небо. В иконописи очень ярко представлены сонмы Ангелов, сопровождающих поднимающихся людей (точнее, их души). С другой стороны, людей пытаются сбросить нечистые духи. Таким образом, лестница Иакова является неким предвидением воздушных мытарств.
Как помочь душе близкого человека преодолеть мытарства?
Нужно помнить о том, что на суд попадают только те дурные поступки, о которых человек забыл и в которых не раскаялся. Если христианин при жизни регулярно посещал храм, общался с духовником, исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн и искренне раскаивался в своих прегрешениях, то за эти поступки он судим не будет.
До погребения усопшего близкого необходимо заказать отпевание. Оно совершается священником в церкви. Сорок дней по смерти человека родственникам следует читать Неусыпаемую Псалтирь – особые молитвы, в которых содержится прошение за душу новопреставленного. Во всех православных храмах существует практика поминальных записок. Приходя в церковь, человек может заказать панихиду или проскомидию за упокой.