Читающий эти строки непременно задумается – зачем тратить время на малых пророков, если есть великие? Но это неправильное суждение, и несправедливое. Ведь речь о таких же ветхозаветных праведниках, как и Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил и Илия. Что ж до именования их «малыми», то это сделано не из-за малого достоинства «меньших» пророков, а из-за краткости канонических книг Ветхого Завета, оставленных ими после себя.
Об этих великих людях и их пророчествах, написанных по наитию Святого Духа, незаслуженно мало известно, тогда как их книги предсказывали многие грядущие события, сообщали о воле Божией и имели огромное во всех смыслах значение – историческое и религиозно-нравственное. Их пророчества цитировал Сам Христос.
Осия
Первый из 12-ти, жил и проповедовал в Израильском царстве в VIII веке до Рождества Христова, когда многие поклонялись идолам.
Интересна история его семьи. Бог повелел ему жениться на блуднице; пророк простил измену жены, родившей ему двоих детей, и вернул ее в дом. Этим Господь образно продемонстрировал Свою любовь к великому народу, дав понять, что они покаются и будут прощены.
Книга пророка Осии (в которой 14 глав) состоит из мудрых наставлений, обращающих народ Израиля к Господу, а также возвещений о великих бедствиях от иноплеменников, переселении в плен ассирийский и обращении к Богу.
Осия, сурово обличая идолопоклонство, ведущее страну к катастрофе, напоминал, что Господь не жертвы ждет от человека, а милости. И эти слова дважды были повторены Христом.
Более 60-ти лет пророчествовал богодухновенный старец. После мирной кончины в глубокой старости был погребен на своей родине.
Иоиль
Второй в списке пророк. Родился и жил на земле колена Рувимова за 800 лет до Рождества Христова, где и был погребен. Это по его призыву народ во время засухи и нападения саранчи молился и был услышан Господом, пославшим им долгожданный дождь.
Его книга пророчеств, сформированная в период после Вавилонского плена, заняла второе место среди книг малых пророков и состоит из трех частей. Иоиль в мрачных тонах описывал страшные (особенно для язычников) явления на небе и земле, которые будут предшествовать Дню Господню.
Иоиль, пророк покаяния, призывал сохранять веру, молиться, поститься, каяться, выйти из нравственного сна и предсказал, что Святой Дух будет изливаться на всякую плоть (Иоил. 2, 28-32), и что Бог, вмешавшись в человеческую историю, накажет и истребит всех врагов, после чего и наступит Царство Божие.
Текст книги иногда цитируется в Новом Завете – особенное значение имеют строки, относящиеся к последним дням.
Амос
О том, что третий из 12 пророков, оставивших после себя Писание, был простым неученым пастухом из Фекои (южнее Вифлеема) и жил в VIII веке до Рождества Христова, мы узнаем из книги Амоса. Его, имевшего крепкую веру, Бог избрал на пророческое служение в Израильскую землю.
Пророк социальной справедливости, первым коснувшийся темы человечества и всеобщности спасения, смело вскрывал общественные язвы своего времени, обличая несправедливость и нечестность судей, которые брали взятки от богатых и оправдывали их тяжбы, возлагая на бедных всю вину.
Амос сурово обличал нечестивого царя Иеровоама, говорил о том, что исполнение обрядов не имеет значения, если нет справедливости, праведности и милосердия. Доставалось от бесстрашного пророка и евреям, отступившим от Бога, и жрецу идольского капища Амасию, которому Амос предрек скорую гибель.
За свои пророчества и правдивое обличение зла он часто подвергался избиению и изгнанию. Однажды, после сильных побоев и смертельных ран, нанесенных Амасием и его сыном, Амос скончался, едва успев добраться до своего селения.
Авдий
Четвертый из 12-ти, и самый «малый» (по размеру книги – 1 глава). Его имя с еврейского означает «раб Господень». Жил и пророчествовал в конце X – начале IX века до Рождества Христова и был, согласно Преданию, домоправителем у Израильского царя Ахава.
Авдию было известно о катастрофе, постигшей Израиль после разрушения вавилонянами Иерусалима и Первого Иерусалимского храма в 588 году до н.э. (об этом идет речь во второй книге Царств Ветхого Завета). Соседствующая Идумея злорадствовала по этому поводу, и пророк, предсказывая наказание идумеев за их недоброжелательство, предупреждал о скором суде:
«Близок День Господень ко всем народам – как ты поступал, так и с тобой поступят; что творил, к тебе и вернется!» (Авдий 1:15).
Пророчество сбылось, когда Эдом (название Идумеи на тот момент) был завоеван иудеями, иной раз силком обращавшими идумеев в иудаизм. После этого, как пишут исследователи, об Идумее не слышали, как о самостоятельной единице, да и название вышло из употребления.
Иона
Занимает пятое место среди 12-ти. Иона был сын Амафиин, из колена Завулонова. Предположительно, один из древнейших пророков Израиля жил в начале царствования Иеровоама 2-го, посольствовал в когда-то славной и знаменитой, но развращенной, а потом покаявшейся Ниневии. Главной темой его пророчеств стало милосердие Господне в отношении кающихся.
Сюжет книги-притчи, состоящей из 4-х глав и отличающейся от остальных тем, что описана была личная история пророка, таков. Иону Господь посылает в Ниневию, чтобы предупредить жителей о грядущем наказании. Но тот сбегает на корабль, следующий в другую сторону. Когда судно настигает буря, попущенная Богом для вразумления непослушника, моряки, кинув жребий, выбрасывают пророка за борт.
Проглотив Иону, огромная рыбина выплевывает его на берег только через три дня и три ночи. (случившееся с пророком послужило прообразом смерти Христа и Его сошествия во ад). Он же, придя в Ниневию, сообщает о скором наказании жителей. А те, под впечатлением его проповеди, каются. Бог пощадил город.
Книга преисполнена чудес, в которые сложно поверить обычному человеку, но она подтверждает, что для милосердия Господня нет границ.
Михей
Михей (с евр. «кто подобен Богу») из колена Иудина, родился в небольшом селении Морасф. Еще один пророк, исповедавший социальную критику, пророчествовал в Самарии и Иерусалиме, рассаднике пороков и всех нечестий (предположительно, при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии).
Как человек, судя по всему, простой и незнатный, пророк имел дар остро обличать идолопоклонников и богачей, обиравших народ с помощью продажных судей, которые втягивали сельских бедняков-иудеев в долговую кабалу и отнимали принадлежащее им имущество.
В своей книге Михей предрекал наступление Царства Божия – время, когда многие народы, перековав мечи на орала и копия на серпы, перестанут учиться воевать. Говоря о новозаветных моментах, предсказал место рождения Спасителя (его пророчество цитирует апостол Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом).
Пророк прекратил свою деятельность, судя по книге, около 722 года. Других сведений о нем не имеется.
Наум
Седьмой «малый» пророк, Наум (с евр. «утешение»), жил в VII веке до н.э. Сам себя в своей книге назвал елкосеянином по месту рождения (происходил, согласно преданию, из селения Елкоша в царстве Израильском, и переселился после его падения в Иудею, хотя есть и другие мнения). Окончил свою жизнь, по преданию, молодым (ему не было и 45 лет), и погребен был на своей родине.
Книга пророка Наума о том, как Господь отомстит Ассирии и Ниневии за те беды и несчастия, которые были причинены израильтянам. Пророчествуя о гибели все еще процветающей последней ассирийской столицы, Наум писал, что не соседствуют идолопоклонство и разврат с могуществом и процветанием. Своими пророчествами поучал, что Господь Бог – Судия всей земли, ревнитель и мститель.
Пророк акцентирует внимание на том, что важна не столько гибель Ниневии, сколько ее причины:
«…множество блудодеяний блудницы, на вид приятной, в чародействе искусной: с помощью блуда народами торговала, с помощью чародейства – племенами… Нет исцеления ране твоей, тяжела болезнь твоя…» (Наум 3:4).
Аввакум
О восьмом «малом» пророке почти нет сведений, даже в его книге. Возможно, по иудейским хроникам, жил в царствование Манассии, был составителем и исполнителем священных песен под музыку.
Поэтичный и изящный слог, литургический характер двухчастной книги, посвященной Божественному откровению о предстоящих бедствиях плена Вавилонского и об освобождении из него, позволяют думать, что Аввакум мог быть храмовым пророком или певцом.
Пророк пишет о причине страданий и ищет ответа на свои вопросы к Богу. Разговаривая с Ним, спрашивает, почему столько горя и несправедливости, почему злодеи безнаказанно издеваются над праведниками, а Он бездействует: «Доколе, Господи, я буду взывать, а Ты – не слышать?» (Аввакум 1:2).
Господь на это отвечает универсальной для верующих формулой: «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:38; Авв. 2:3-4). То есть, Господь сохранит жизнь праведным, которые будут хранить Ему верность, вопреки всему, вторит пророк.
Эта фраза повторится в Новом Завете (Послания к римлянам, галатам и евреям).
Софония
Девятый из двенадцати, пророк Софония (с евр. «тайнозритель»), происходил из знатного рода (по преданию – от св. Епифания, из колена Симеонова, а не Иудина). Пророческую деятельность проводил в первые годы царствования Иосии.
Софоний пророчествовал о Суде Божием, неотвратимом для каждого человека. Ведь в то время, хотя и исполнялся закон и совершались богослужения, народ втайне поклонялся идолам. Поэтому пророк обращался к иудеям со словом о покаянии и исправлении, напоминая о дне Божьего Суда, «дня гнева, скорби и тесноты, опустошения и разорения, тьмы и мрака». Но так и не смог победить развращение народа.
Книгу пророк окончил вестью о грядущем избавлении, прощении и восстановлении после Суда и наказания, и о том, что в Царстве Божием будет радость и благоденствие на вечные времена.
Аггей
Десятый малый пророк. Родился Аггей (с евр. «праздник») в плену Вавилонском, был родом из колена Левиина; жил и пророчествовал при персидском царе Дарии. Юношей вернувшись в Иерусалим, побуждал своих современников (и не только) восстанавливать стены Иерусалима.
Чтобы обновить духовную жизнь, он призывал заново отстроить разрушенный вавилонянами Иерусалимский храм, «чья слава будет сильнее прежней» (в этих призывах христианские толкователи узрели пророчество о Мессии).
Аггея по его кончине погребли с почестями рядом со священническими гробами, поскольку он принадлежал к священническому роду.
Захария
Одиннадцатый «малый» пророк, сын Варахии, принадлежал к священническому роду; начал служение во время царствования Дария Гистаспа. Современник Аггея стал свидетелем видений, включая пришествие Мессии.
Многие его мессианские пророчества перешли в Откровения, в том числе, это были пророчества о торжественном въезде Христа в Иерусалим, о том, что Он будет предан за 30 сребреников, на которые купят землю горшечника. Также пророк предсказал плач иерусалимлян о распятом Спасителе, наступление тьмы при Его казни и т.д.
Проповеди Захарии (с евр. «Господь помнит»), которого святые отцы Церкви называли серповидцем, посвящены и его современникам, соотечественникам, изменениях, в которых нуждался израильский народ.
Малахия
Его книга, 12-я, последняя в сборнике пророческих писаний. О жизни Малахии (с евр. «ангел Господень») в Священном Писании ничего нет, но есть несколько Преданий.
Одни говорили, что он был ангелом, принявшим на время плоть человека. Другие считали его имя нарицательным, а на деле он – пророк Аггей. Третьи были уверены, что это отдельное лицо и пророк, названный ангелом за благочестивое житие. Известно, что скончался он в молодых летах.
Эти слова из его книги «Вот, Я посылаю ангела Моего предо мною и он приготовит путь предо Мною» (3:1) приводили евангелисты Матфей, Марк и Лука, рассказывая об Иоанне Предтече.
Пророк, говоря о скором приходе Бога, выступал против небрежности в богослужебном деле и нарушения теократических обычаев в народе, особо обличая евреев за обычай жениться на язычницах, расторжение брака со своими законными женами, за жадность в принесении пожертвований и десятин и т.д.